Представление Счетной палаты Российской Федерации от 13 апреля 2016 г. N ПР 08-40/08-02
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка деятельности акционерного Общества "Особые экономические зоны" и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в Российской Федерации в 2014 - 2015 годах" в акционерном обществе "Особые экономические зоны" (далее - OA "ОЭЗ", Общество), по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение требований пункта 1 статьи 8.1, статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" АО "ОЭЗ" не обеспечило государственную регистрацию права собственности на 46 объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, что составляет 14,2% общего числа объектов недвижимости АО "ОЭЗ" (320 объектов).
2, В результате проверки установлено, что 41 объект основных средств АО "ОЭЗ" общей балансовой стоимостью 185,3 млн. рублей (остаточная стоимость на 1 января 2016 года - 140,7 млн. рублей), который отражен в бухгалтерском учете Общества как объекты недвижимости - сооружения, фактически не обладают необходимыми признаками недвижимого имущества.
Кроме того, анализ представленной информации о недвижимом имуществе Общества показал, что в собственности АО "ОЭЗ" находятся 320 объектов недвижимости, из которых в бухгалтерском учете в качестве основных средств не отражено 17 объектов, в том числе 13 объектов, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данные объекты отражены в бухгалтерском учете Общества по счету 08 "Вложения в нефинансовые активы" (общая балансовая стоимость - 988,1 млн. рублей).
В бухгалтерском учете Общества аналитический учет основных средств и вложений в нефинансовые активы затруднен в связи с тем, что наименования объектов учета не в полной мере соответствуют установленным в кадастровых паспортах (планах) и проектной документации. Кроме того, отсутствует система периодической сверки учетных данных между подразделениями, ответственными за строительство и за бухгалтерский учет.
3. В соответствии с учетной политикой АО "ОЭЗ" амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Срок полезного использования основных средств устанавливается Обществом в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
При указанном подходе срок полезного использования для расчета амортизационных отчислений уменьшается в несколько раз, соответственно увеличивая амортизационные отчисления. Применение в бухгалтерском учете такого способа начисления амортизации значительно сокращает чистую прибыль Общества.
В АО "ОЭЗ" отсутствует единый подход к определению срока полезного использования основных фондов, а именно: для зданий (сооружений) с одинаковыми техническими характеристиками в бухгалтерском учете устанавливаются различные сроки полезного использования. Так, для объекта "Гостиница (общая площадь 8344,5 кв. метров)", расположенного в г. Дубне Московской области, срок полезного использования установлен 361 месяц, для объекта "Нежилое здание (общей площадью 15 874,7 кв. метров)", расположенного в г. Томске, - 600 месяцев, для объекта "Остановочный павильон", расположенного в Липецкой области, - 1 200 месяцев.
Установление различных сроков использования приводит к тому, что аналогичные по техническим характеристикам объекты отнесены в бухгалтерском учете АО "ОЭЗ" к разным амортизационным группам.
Например, числящиеся на балансе АО "ОЭЗ" и находящиеся на территории Липецкой области два объекта основных средств - сети теплоснабжения согласно техническим паспортам выполнены из стали и имеют один максимальный диаметр 2b630. Однако срок полезного использования для этих объектов установлен с разницей в 2 раза (300 и 600 месяцев), что послужило основанием для отнесения данных объектов к различным амортизационным группам основных средств (8 и 10 группа соответственно).
В ходе выборочной проверки амортизационных отчислений в отношении 16 объектов основных средств (здания, сооружения), по которым срок полезного использования с учетом норм амортизационных отчислений, утвержденных постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072, составляет минимум 100 лет, амортизационные отчисления рассчитывались исходя из срока полезного использования 30 - 50 лет. Таким образом, амортизационные отчисления по 16 объектам основных средств завышены в среднем в 3 раза: в 2015 году - на 90,9 млн. рублей, с момента ввода в эксплуатацию - на 422,1 млн. рублей, что приводило к снижению чистой прибыли Общества и, соответственно, к уменьшению размера дивидендов на акции, подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
4. В ходе проверки установлено, что АО "ОЭЗ" предоставил в аренду здание гостиницы со всем оснащением в г. Дубне Московской области дочернему обществу по заниженной стоимости.
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 1 января 2013 г. N АР-02/13044 и договору аренды движимого имущества от 1 января 2013 г. N АР-02/13045 АО "ОЭЗ" предоставило в аренду ОАО "ОЭЗ ТВТ "Дубна" сроком на три года здание гостиницы общей площадью 8 344,5 кв. метра, расположенное на территории ОЭЗ ТВТ "Дубна", и имущество, предназначенное для оснащения гостиницы и ведения гостиничной деятельности.
Постоянная часть арендной платы за здание составила 94,4 тыс. рублей в месяц (с НДС), за движимое имущество - 23,6 тыс. рублей в месяц (с НДС). Размер переменной части арендной платы определялся, исходя из фактических затрат по оплате коммунальных услуг (электроснабжение, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение), а также услуг по техническому обслуживанию лифтов - около 362,0 тыс. рублей в месяц (с НДС).
Общая сумма дохода от сдачи имущества в аренду по указанным договорам за 2013 - 2015 годы составила 12,96 млн, рублей (без НДС). При этом только амортизационные отчисления, начисленные АО "ОЭЗ" по переданному в аренду имуществу за указанный период, составили 68,2 млн. рублей, в том числе по зданию гостиницы - 43,3 млн. рублей, по движимому имуществу - 24,9 млн. рублей.
5. Учетная политика АО "ОЭЗ" не содержит критериев признания долга сомнительным.
Как показала проверка, в бухгалтерском учете АО "ОЭЗ" создан резерв по сомнительным долгам, сумма которого по состоянию на 30 сентября 2015 года составила 875,4 млн. рублей.
При этом резерв по сомнительным долгам уменьшает чистую прибыль Общества, и, соответственно, размер дивидендов на акции, подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
По состоянию на 1 января 2016 года дебиторская задолженность АО "ОЭЗ" составляла 3 825,75 млн. рублей. Доля задолженности, по которой Общество признает ее возврат безнадежным, составляла 22,9 процентов.
6. Проверка филиала АО "ОЭЗ" в Республике Алтай показала, что при создании объектов инфраструктуры особой ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территориях муниципального образования "Майминский район" и муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай допускалось необоснованное увеличение сроков выполнения и стоимости строительно-монтажных работ (по ряду объектов решения о проведении торгов по выбору подрядных организаций принимались более чем 1 год, сроки строительства большинства объектов превышают нормативные более чем в 2 - 3 раза, только по одному договору подряда (договор от 19 августа 2011 г. N ТР-32/11113) стоимость работ в период с 2011 по 2015 годы возросла на 77,8 млн. рублей).
Согласно проектной документации нормативная продолжительность строительства всех объектов ОЭЗ (за исключением строительства внутриплощадочных дорог) не превышает 23 месяца. При этом в ежегодно утверждаемых Перечнях объектов инфраструктуры ОЭЗ сроки финансирования строительства установлены от 5 до 11 лет.
Например, по объекту "Строительство производственно-эксплуатационной базы" проектная документация утверждена в июле 2009 года (приказ от 30 июля 2009 г. N 156), однако договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ N ТР-32/11132 заключен только в 27 октября 2011 года. При нормативном сроке строительства равном 16,3 месяца, строительство объекта подрядной организацией ООО "СЕЛФ" осуществлялось 44 месяца.
Также между АО "ОЭЗ" и ООО "СЕЛФ" был заключен договор от 19 августа 2011 г. N ТР-32/11113 на строительство объекта "Очистные сооружения". Дата окончания выполнения работ установлена 19 декабря 2012 года, цена договора составляет 222,8 млн. рублей.
В период выполнения работ по указанному договору было заключено 9 дополнительных соглашений, в соответствии с которыми в том числе переносились даты окончания работ.
Указанный договор расторгнут по соглашению сторон от 22 декабря 2014 года в связи с необходимостью корректировки проектной документации.
В дальнейшем по результатам конкурса на право заключения контракта на строительство объекта "Очистные сооружения" между АО "ОЭЗ" и ООО "СЕЛФ" заключен договор подряда от 16 февраля 2015 г. N ТР-32/15025 на сумму 300,6 млн. рублей. Дата окончания выполнения работ по договору установлена 31 декабря 2015 года. По состоянию на 31 декабря 2015 года работы по указанному договору подрядчиком выполнены не в полном объеме (на 267,0 млн. рублей, или 88,8%).
Подобная ситуация наблюдается и по договору от 6 декабря 2012 г. NТР-32/12181 между АО "ОЭЗ" и ООО "Комплексные энергетические решения" на строительство внутриплощадочных телекоммуникационных сетей и системы видеонаблюдения в составе проекта "Внутриплощадочные объекты инфраструктуры ОЭЗ "Долина Алтай" (цена договора - 308,4 млн. рублей, первоначальная дата окончания выполнения работ - 6 декабря 2013 года, окончательная - 30 декабря 2015 года). На момент проведения проверки, подрядчику перечислен аванс в сумме 156,8 млн. рублей, принято работ на сумму 42,2 млн. рублей.
7. АО "ОЭЗ" не воспользовалось правом взыскания неустойки в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиками принятых обязательств:
в размере 55,1 млн. рублей (расчетно на момент проведения проверки) по договору от 6 декабря 2012 г. N ТР-32/12181 с ООО "Комплексные энергетические решения" за нарушение сроков предоставления банковской гарантии на 150,99 млн. рублей;
в размере 2,3 млн. рублей (расчетно на 1 февраля 2016 года) по договору от 2 октября 2014 г. N ПЗ-38/14218 с ООО "Стройкомплекс" в связи с несоблюдением сроков сдачи объекта в эксплуатацию;
в размере 55,2 млн. рублей (расчетно на 1 февраля 2016 года) по договору от 11 февраля 2014 г. N ПЗ-38/14060 с АО МСУ-14 "Ульяновск" в связи с несоблюдением сроков сдачи объекта в эксплуатацию;
в размере 7,1 млн. рублей (расчетно на 1 февраля 2016 года) по договору от 31 декабря 2012 г. N 2048 с ЗАО "Авиастар-объединенное предприятие энергоснабжения" в связи с несоблюдением сроков сдачи объекта в эксплуатацию;
в размере 12,9 млн. рублей (расчетно на 1 февраля 2016 года) по договору от 25 сентября 2014 г. N ПЗ-38/14212 с ООО "Стройподряд" в связи с несоблюдением сроков сдачи объекта в эксплуатацию.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" АО "ОЭЗ" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Обеспечить принятие мер по государственной регистрации права собственности АО "ОЭЗ" на объекты недвижимости.
2. Обеспечить учет имущества и вложений в нефинансовые активы Общества в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете.
3. Рассмотреть вопрос о разработке амортизационной политики Общества, обеспечивающей единый подход к установлению срока полезного использования основных средств, имеющих одинаковые технические характеристики, а также определение указанных сроков соизмеримо с фактическими сроками службы основных средств и в соответствии с нормативными правовыми актами в области нормирования амортизационных отчислений.
4. Рассмотреть вопрос об изменении условий договоров аренды имущества АО "ОЭЗ" с нерезидентами ОЭЗ в целях увеличения арендной платы до рыночных значений.
5. Рассмотреть вопрос о разработке методики признания долга сомнительным и расчета размера резерва по нему, включающую конкретные критерии отнесения долга к сомнительному, способы определения размера коэффициента вероятности погашения долга, способы создания резерва по сомнительным долгам,
6. Рассмотреть вопрос о взыскании с подрядчиков неустойки за ненадлежащее исполнение условий договоров подряда на строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 25 марта 2016 г. N 14К (1089).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору АО "ОЭЗ" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 декабря 2016 года.
|
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 13 апреля 2016 г. N ПР 08-40/08-02
Текст представления официально опубликован не был