Представление Счетной палаты РФ от 11 апреля 2016 г. N ПР 11-38/11-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013 - 2014 годах и за истекший период 2015 года на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (совместно с контрольно-счетными органами Тамбовской области, Краснодарского края и Санкт-Петербурга)" в Минтруде России, Фонде социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС, Фонд), государственных учреждениях - региональных отделениях ФСС в Краснодарском крае, г. Санкт-Петербурге, Калининградской области, Владимирской области и администрации Тамбовской области (Управлении социальной защиты и семейной политики Тамбовской области), по результатам которых выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В ходе проверки установлено, что в связи с отказом Калининградской области от осуществления с 2015 года полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее соответственно - инвалид, TCP), передача органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения Калининградской области документов и информации по обеспечению инвалидов TCP государственному учреждению - Калининградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации завершена в июне 2015 года. Переданная база данных инвалидов, находящихся на учете по обеспечению TCP, не соответствовала представленным документам, в том числе подтверждающим выплату компенсации инвалидам за самостоятельно приобретенные TCP. Личные дела переданы в виде незаверенных отсканированных образов.
Данная ситуация свидетельствует о необходимости правового регулирования механизма передачи документов и информации от одного уполномоченного органа другому, в том числе определения состава, перечня, качества и объема информации, которую субъекты Российской Федерации должны передать региональному отделению ФСС при отказе от пролонгации соглашения о передаче субъекту Российской Федерации полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, заключенного Минтрудом России и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. В нарушение пункта 2 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. N 379н, предусматривающего направление бюро медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) экземпляра индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР) в трехдневный срок с момента ее утверждения уполномоченному органу на обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации, бюро МСЭ в ряде регионов ИПР предоставлялась в более длительные сроки.
Так, в Калининградской области ИПР предоставляются на основании соглашения об информационном взаимодействии от 31 декабря 2014 г. N 274 один раз в квартал. В Краснодарском крае порядок взаимодействия между региональным отделением ФСС и учреждением МСЭ не урегулирован, разработанные ИПР направлялись также один раз в квартал.
Данная ситуация свидетельствует о ненадлежащем контроле за деятельностью учреждений МСЭ со стороны Минтруда России, уполномоченного на осуществление указанного контроля в соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610.
3. В соответствии со статьей 11*(1) Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" решение об обеспечении инвалидов TCP принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Перечни показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утверждены приказами Минтруда России от 18 февраля 2013 г. N 65н (действовал до февраля 2015 года) и от 9 декабря 2014 г. N 998н.
В ходе проверки установлены случаи, когда TCP, рекомендованные в ИПР, не соответствовали видам TCP, определенным указанными приказами. В таких случаях уполномоченные органы при закупке TCP принимают решение об их технических характеристиках самостоятельно или по заявлению инвалида, что не исключает завышения расходов федерального бюджета.
В этой связи представляется целесообразным проработать вопрос об уточнении органами, осуществляющими полномочия по обеспечению инвалидов TCP, предусмотренных в ИПР инвалиду рекомендаций, в случае, когда ИПР установлена бессрочно и в ней отсутствуют необходимые технические характеристики TCP.
4. С позиции формирования цены на закупаемые TCP не всегда оправданным является установление в Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденном приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. N 998н (Перечень N 998н), различных качественных характеристик изделий, относящихся к одному виду TCP, при назначении которых предусмотрены одинаковые медицинские показания. Данные положения Перечня N 998н оказывают прямое влияние на уровень и динамику расходов на приобретение TCP, формируя риски завышения общего объема средств, необходимых на обеспечение инвалидов.
Так, в Перечне N 998н установлено значительное число видов TCP с общими медицинскими показаниями, одинаковым реабилитационным эффектом и функциональным назначением, имеющих различные наименования и технические характеристики.
В этой связи целесообразно в рамках решения задачи о пересмотре нормативов и номенклатуры TCP, определенной Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 года, рассмотреть вопрос о пересмотре перечня TCP с одинаковыми медицинскими показаниями и аналогичными техническими характеристиками.
5. Порядок осуществления исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 21 августа 2008 г. N 438н, не распространяется на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия по обеспечению инвалидов TCP.
Единые требования к численности, составу и профессиональной компетенции специалистов, осуществляющих медико-техническую экспертизу TCP, не установлены, что создает риски принятия необоснованных, неквалифицированных решений о необходимости проведения ремонта либо замены TCP и, соответственно, нерациональному использованию средств федерального бюджета, направляемых на данные цели.
6. В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий, утвержденных приказом Минтруда России от 30 января 2015 г. N 52н, перечисление межбюджетных трансфертов ФСС Минтрудом России осуществляется на основании соглашения между Министерством и Фондом о предоставлении бюджету Фонда межбюджетных трансфертов (далее - Соглашение), после представления Фондом сведений по его территориальным органам об использовании межбюджетных трансфертов. Форма Соглашения нормативным правовым актом не утверждена.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами ФСС должно утверждаться Фондом после его согласования с Минтрудом России. При этом методика расчета общего объема средств федерального бюджета, выделяемых ФСС на обеспечение инвалидов TCP и механизм распределения данных средств в отношении каждого регионального отделения ФСС, нормативно не закреплены. Вместе с тем методика распределения предоставляемых бюджету Фонда межбюджетных трансфертов содержится в приложении N 1 к Соглашению от 4 марта 2015 г. N 15-С-13-53, предусматривающему предоставление бюджету Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам TCP и услуг в 2015 году (далее - Методика к Соглашению).
В ходе проверки выявлены следующие недостатки механизма, применяемого при формировании межбюджетного трансферта ФСС.
Приложением N 2 к Соглашению от 4 марта 2015 г. N 15-С-13-53 предусмотрено, что средняя стоимость TCP территориальными органами ФСС определяется с учетом стоимости этих средств в организациях, отобранных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), в году, предшествующем текущему. При этом не указывается, каким образом должна рассчитываться средняя стоимость каждого вида TCP (как среднее арифметическое или как средневзвешенное).
Отсутствие четкого механизма расчета объема средств на предоставление услуг по сурдопереводу привело к недостоверному расчету планируемого показателя и невозможности оценить потребность в средствах на предоставление данного вида услуги.
Так, средняя стоимость услуги в субъектах Российской Федерации варьируется от 334 - 399 рублей (в Республике Бурятия, в Республике Ингушетия, в Костромской и Сахалинской областях) до 14 450,8 - 19 984,0 тыс. рублей (в Республике Коми, в Смоленской, Магаданской, Астраханской области и Белгородской областях). Такая ситуация сложилась в результате применения региональными отделениями ФСС при планировании различных подходов, а именно расчета исходя из стоимости 1 часа услуги или стоимости услуги на 1 человека (40 часов).
Отсутствие ограничений при распределении средств на административные расходы между региональными отделениями ФСС привело к неравномерному распределению Фондом средств на данные цели, В 2015 году Фондом средства на данные цели распределены в пределах от 1,9% (Владимирская область) до 9,3% (Республика Тыва). При этом планируемые средства региональными отделениями ФСС в полном объеме в 2015 году, как и в 2013 - 2014 годах, не израсходованы (остаток на 31 декабря 2015 года составил 78 580,8 тыс. рублей, или 10% от запланированных на административные расходы средств).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минтруду России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) проработать вопрос о правовом урегулировании механизма передачи документов и информации от одного уполномоченного органа другому, в том числе определения состава, перечня, качества и объема информации, которую субъекты Российской Федерации должны передать региональному отделению ФСС при отказе от пролонгации соглашения, заключенного Минтрудом России и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о передаче полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам субъекту Российской Федерации;
2) в соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, запланировать проведение в 2016 году контрольных мероприятий в целях проверки деятельности федеральных бюро МСЭ в Краснодарском крае и Калининградской области;
3) проработать вопрос об уточнении органами, осуществляющими полномочия по обеспечению инвалидов TCP, предусмотренных в ИПР инвалида рекомендаций, в случае, когда ИПР установлена бессрочно и в ней отсутствуют сведения о необходимых технических характеристиках TCP;
4) проработать вопрос о пересмотре перечня TCP с одинаковыми медицинскими показаниями и аналогичными техническими характеристиками;
5) рассмотреть вопрос о разработке и установлении единых для субъектов Российской Федерации и территориальных органов Фонда требований к численности, составу и профессиональной компетенции специалистов, осуществляющих медико-техническую экспертизу TCP, включая вопрос внесения соответствующих изменений в Порядок осуществления исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 21 августа 2008 г. N 438н;
5) в целях совершенствования методики расчета межбюджетного трансферта Фонду рассмотреть вопрос:
о целесообразности установления механизма расчета средней стоимости TCP территориальными органами ФСС с учетом стоимости этих средств в организациях, отобранных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, исходя из средневзвешенного значения;
о необходимости уточнения механизма расчета объема средств на предоставление услуг по сурдопереводу;
об ограничении объема средств, выделяемого региональным отделениям ФСС на административные расходы;
6) определить ответственных сотрудников Минтруда России по контролю за планированием и расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение инвалидов TCP.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 марта 2016 г. N 13К (1088).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министру труда и социальной защиты Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 октября 2016 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 11 апреля 2016 г. N ПР 11-38/11-04
Текст представления официально опубликован не был