Представление Счетной палаты РФ от 11 апреля 2016 г. N ПР 11-37/11-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013 - 2014 годах и за истекший период 2015 года на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (совместно с контрольно-счетными органами Тамбовской области, Краснодарского края и Санкт-Петербурга)" в Фонде социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС, Фонд), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В ходе проверки установлены факты, свидетельствующие о формировании региональными отделениями ФСС при планировании средств федерального бюджета количественных и ценовых показателей нуждаемости инвалидов в технических средствах реабилитации (включая показатели нуждаемости отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями) без осуществления контроля и анализа со стороны Фонда.
Так, при планировании средств федерального бюджета государственным учреждением - Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации стоимость каждой единицы технического средства реабилитации (далее - TCP), входящего в раздел приспособлений для одевания, раздевания и захвата предметов, составила 22 397,93 рубля при средней стоимости по Центральному федеральному округу 1 500,0 рублей.
Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай по всем видам ортопедической обуви была установлена стоимость 5 078,5 рублей.
Государственным учреждением - Омским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации при первоначальном планировании заявка на обувь ортопедическую малосложную без утепленной подкладки для взрослых была представлена в количестве 474 единиц по цене 5 700,0 рублей, обувь ортопедическую малосложную на утепленной подкладке для взрослых - 494 единицы по цене 6 030,0 рублей, обувь ортопедическую сложную без утепленной подкладки для взрослых - 3 994 единицы по цене 7 900,0 рублей и т.д. Однако при уточнении заявки вся ортопедическая обувь запланирована по одному виду как обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке для взрослых в количестве 17 790 единиц по цене 4 123,85 рублей. В результате подобного подхода в Омской области планируемый объем средств на обувь ортопедическую уменьшился на 3 402,4 тыс. рублей. Аналогичная ситуация установлена при планировании государственным учреждением - Новгородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, где укрупнение вида планируемого к закупке TCP привело к уменьшению объема требуемых средств на 20 588,10 тыс. рублей.
2. Фондом в течение 2015 года ежеквартально отчет о расходах территориальных органов ФСС, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, представлялся в Минтруд России с нарушением срока, установленного пунктом 12 Правил предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий, утвержденных приказом Минтруда России от 30 января 2015 г. N 52н.
3. С 1 января 2015 года обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи медицинскими организациями в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации".
В соответствии с письмом Минтруда России (от 27 января 2015 г. N 13-3/10/В-453) в 2015 году уполномоченные органы инвалидам, вставшим на учет по обеспечению TCP до 1 января 2015 года, выплачивали компенсацию за самостоятельно приобретенные инвалидами "эндопротезы". Территориальными органами ФСС предоставлены компенсации 987 инвалидам на сумму 109 701,01 тыс. рублей.
В 2016 году в составе расходов ФСС предусмотрены средства в объеме 114 309,7 тыс. рублей на обеспечение инвалидов 960 эндопротезами. При этом данные средства запланированы ФСС без проведения соответствующей сверки численности инвалидов, нуждающихся в эндопротезировании и получивших соответствующие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации до 2015 года.
4. В ходе проверки установлено, что многочисленные уточнения территориальными органами ФСС объемов средств федерального бюджета, необходимых для обеспечения инвалидов TCP, не позволили Фонду своевременно и в полном объеме перечислить территориальным органам ФСС поступившие в бюджет Фонда в октябре 2015 года на указанные цели средства межбюджетного трансферта из федерального бюджета.
Проверкой установлено, что 26 территориальных органов ФСС представляли в Фонд уточненные сведения о расходах 2015 года в ноябре и декабре 2015 года, из них 19 территориальных органов ФСС потребность в средствах снижали, затем снова увеличивали. При этом Фондом средства предоставлялись в соответствии с обращениями территориальных органов ФСС без обосновывающих расчетов и пояснений, что свидетельствует об отсутствии должного контроля за формированием территориальными органами ФСС необходимых объемов средств.
Последний транш Фондом был перечислен в территориальные органы ФСС 25 декабря 2015 года на сумму 22 778,4 тыс. рублей. В результате, согласно отчетным данным территориальных органов ФСС, 390 807,30 тыс. рублей на конец 2015 года остались не израсходованными.
5. В нарушение пункта 6.1 Порядка предоставления гражданам набора социальных услуг, в том числе путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328, Фондом не утверждены формы статистического и бухгалтерского учета предоставления санаторно-курортного лечения гражданам территориальными органами Фонда на основании санаторно-курортных путевок с выдачей сводных аналитических данных в виде реестра санаторно-курортных путевок для граждан по кодам категорий, регионам проживания и профилям санаторно-курортного лечения для обеспечения мониторинга показателей мер социальной поддержки, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статистический учет обеспечения граждан санаторно-курортным лечением не осуществляется.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Фонду социального страхования Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) в целях обеспечения должного контроля за качеством планирования территориальными органами ФСС потребности в средствах федерального бюджета на обеспечение инвалидов TCP утвердить порядок работы с аналитической системой "ИАС/В1", включая анализ получаемых результатов и их применение при планировании средств федерального бюджета, определить ответственных должностных лиц за осуществлением контроля за качеством планирования территориальными органами ФСС потребности средств на обеспечение инвалидов TCP;
2) определить ответственного сотрудника Фонда за формирование и своевременное представление в Минтруд России отчета о расходах территориальных органов ФСС, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты в соответствии пунктом 12 Правил предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий, утвержденных приказом Минтруда России от 30 января 2015 г. N 52н;
3) провести сверку в отношении инвалидов, нуждающихся в эндопротезировании и получивших соответствующие рекомендации в ИПР до 2015 года, на основании данных которой провести корректировку запланированных средств федерального бюджета на обеспечение инвалидов TCP в 2016 году;
4) установить порядок и сроки предоставления региональными отделениями ФСС уточненной потребности в средствах в текущем финансовом году;
5) утвердить формы статистического и бухгалтерского учета, предусмотренные пунктом 6.1 Порядка предоставления гражданам набора социальных услуг, в том числе путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г, N 328.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 марта 2016 г. N 13К (1088).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Председателю Фонда социального страхования Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 октября 2016 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 11 апреля 2016 г. N ПР 11-37/11-04
Текст представления официально опубликован не был