Представление Счетной палаты РФ от 8 июня 2016 г. N ПР 10-147/10-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год в Министерстве энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) и федеральном государственном бюджетном учреждении по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов "ГУРШ" (далее - ФГБУ "ГУРШ"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В бюджетной отчетности Минэнерго России за 2015 год не учтены на счете 106.10 "Вложения в недвижимое имущество учреждения" операции по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, связанных с реконструкцией зданий, осуществленных подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждением "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России (далее - ФГБУ "РЭА" Минэнерго России) в 2013 - 2014 годах на проектно-изыскательские работы в сумме 50,5 млн. рублей, что является нарушением части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и не соответствует пункту 130 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
В результате на балансе Минэнерго России за 2015 год по состоянию на 1 января 2016 года (форма 0503130) по строке "Вложения в нефинансовые активы" не отражены затраты на общую сумму 50,5 млн. рублей.
В связи с вышеизложенным бюджетная отчетность Минэнерго России за 2015 год является недостоверной.
Информация об учетной стоимости объектов незавершенного строительства отсутствовала также в форме государственного статистического наблюдения N 11 (краткая) за 2015 год, представленной ФГБУ "РЭА" Минэнерго России в Росстат в рамках переданных полномочий государственного заказчика.
2. В рамках мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 "О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", Минэнерго России не реализована разработанная в 2013 - 2015 годах проектная и рабочая документация по объектам в рамках 44 государственных контрактов, в связи с недостаточным финансированием указанных мероприятий. Расходы федерального бюджета на нереализованную документацию составили 288,7 млн. рублей.
Указанный факт свидетельствует о наличии рисков невостребованности документации в связи с изменениями технических параметров объектов, обусловленными временным фактором и нецелесообразностью ее применения в дальнейшем.
В общем объеме нереализованной документации разработано 12 проектов на строительство. Оплата проектно-изыскательских работ по объектам строительства в размере 63,6 млн, рублей произведена по "244" виду расходов "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", что не соответствует Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н. Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности подлежат отражению по "400" виду расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.
3. Минэнерго России в 2014 - 2015 годах произведены расходы за счет средств федерального бюджета на оплату государственного контракта между Минэнерго России и ООО "Институт Шахтопроект" на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Тушение объединенного породного отвала шахты "Несветаевская" ОАО "Ростовуголь" (2 этап)" в общей сумме 15,3 млн. рублей (в т.ч. в 2015 году - 8,4 млн. рублей).
Вместе с тем разработанная документация дальнейшему применению не подлежит в связи с отсутствием необходимости выполнения указанных работ, связанной с проведением несанкционированных работ, повлекших изменение технических характеристик объекта.
4. По результатам анализа сметной стоимости капитального ремонта объектов в рамках реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности установлены факты завышения стоимости строительно-монтажных работ за счет применения региональных индексов пересчета итогов локальных смет в текущий уровень. Индексы перевода в текущий уровень цен, доведенные письмом Минстроя России от 4 августа 2014 г. N 15285-ЕС/08 и рекомендуемые к применению для объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, не применялись.
Увеличение сметной стоимости строительно-монтажных работ за счет применения региональных индексов пересчета по двум объектам составило 11,3 млн. рублей (17% стоимости СМР) и 52,1 млн. рублей (15% стоимости СМР) соответственно.
5. В рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480, Минэнерго России в 2015 году на основании договора от 22 декабря 2015 года N 01-09/512 предоставлены бюджетные инвестиции акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (далее - АО "ДВЭУК") на строительство ВЛ-220 кВ Оротукан - Палатка - Центральная, Магаданская область в размере 1 200,3 млн. рублей.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено внесение взноса в уставный капитал акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания", г. Владивосток, Приморский край, при этом паспортом целевой программы предоставление бюджетных инвестиций данному юридическому лицу не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам в объекты капитального строительства принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем в нарушение пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции АО "ДВЭУК" на строительство объекта в рамках договора от 22 декабря 2015 года N 01-09/512 предоставлены Минэнерго России в отсутствие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации о предоставлении бюджетных инвестиций указанному юридическому лицу.
Использование в 2015 году остатков взносов Российской Федерации, внесенных в уставный капитал АО "ДВЭУК" в 2009 - 2012 годах, в общем объеме 1 808,7 млн. рублей осуществлялось указанным акционерным обществом в отсутствие решения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью 12 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Остатки взносов Российской Федерации, внесенных в уставный капитал АО "ДВЭУК" в общем объеме 1 808,7 млн. рублей, были освоены АО "ДВЭУК" до вступления в силу указанного Федерального закона.
В нарушение пункта 24 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" обязательное условие о запрете конвертации в иностранную валюту полученных из федерального бюджета средств договором о предоставлении бюджетных инвестиций АО "ДВЭУК" от 22 декабря 2015 года N 01-09/512 не предусмотрено.
6. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой заказчик обязан осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, ФГБУ "ГУРШ" в 2015 году осуществило закупку у субъектов малого предпринимательства в объеме менее 15% совокупного годового объема закупок.
Так, при совокупном годовом объеме закупок в размере 11,8 млн. рублей в 2015 году ФГБУ "ГУРШ" осуществило закупку у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 0,4 млн. рублей, что составляет 3% совокупного годового объема закупок.
При осуществлении закупочных процедур ФГБУ "ГУРШ" также установлено, что при формировании начальной (максимальной) цены контрактов на оказание услуг по мойке пяти автомашин, а также на покупку 2 автомобилей учреждением направлены запросы о ценовой информации менее 5 поставщикам, цена контрактов рассчитана на основании анализа коммерческих предложений двух поставщиков.
Вместе с тем в соответствии с пунктами 3.7.1, 3.19 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, в целях получения ценовой информации рекомендуется направлять запросы не менее пяти поставщикам, а также использовать не менее трех цен товара, работы, услуги в целях определения начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен.
7. Государственное задание федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России (далее - ФГБУ "РЭА" Минэнерго России) утверждено Минэнерго России 20 января 2015 года, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 3 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 (не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
8. Минэнерго России как главный распорядитель бюджетных средств, выполняя бюджетные полномочия по формированию перечня подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, установленные подпунктом 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, изменения в указанный перечень в связи с преобразованием федеральных казенных учреждений не вносило.
9. Бюджетная роспись и лимиты бюджетных обязательств на 2015 год доведены Минэнерго России до Министерства финансов Российской Федерации 23 января 2015 года, то есть на 9 дней позже срока, установленного абзацем 2 пункта 17 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н (действовавшего в 2015 году) (далее - Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета), в соответствии с которым главный распорядитель в течение двух рабочих дней со дня утверждения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств (12 января 2015 года) направляет их в Министерство финансов Российской Федерации.
10. В нарушение пункта 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета показатели бюджетной росписи до подведомственных получателей бюджетных средств Минэнерго России в 2015 году не доводились.
11. В нарушение пункта 11.1.4 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета предложения Минэнерго России об изменении сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на осуществление бюджетных инвестиций в объекты ФАИП (предоставление взноса в уставный капитал ПАО "Россети"), с Минэкономразвития России не согласованы.
12. В нарушение пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит в порядке, предусмотренном Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила), Минэнерго России в 2015 году не осуществлялся, ведомственные правовые акты по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита утверждены не были.
13. Минэнерго России в 2015 году в нарушение срока, установленного Графиком подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. N 152 (не позднее 14 рабочих дней с даты принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период), итоговый проект плана информатизации Минэнерго России на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов направлен в Минкомсвязь России 16 июля 2015 г. (письмо N ИА-8027/04), т.е. с нарушением установленного срока на 6 месяцев).
В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, Минэнерго России осуществлено финансирование мероприятий по информатизации в сумме 192,1 млн. рублей в отсутствие утвержденного в установленном порядке плана информатизации Минэнерго России на 2015 год.
14. В нарушение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 499 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями", согласно которому стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий должны быть утверждены в 3-месячный срок со дня утверждения методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития предприятий на срок от 3 до 5 лет (утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 ноября 2011 г. N 683), стратегии развития федерального государственного унитарного предприятия "Государственный трест "Арктикуголь" и федерального государственного унитарного предприятия "Внешнеэкономическое объединение "Промсырьеимпорт" до настоящего времени не утверждены.
15. В нарушение пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (в редакции до 16 июня 2015 года) Минэнерго России не направлены сведения в соответствующий территориальный орган Росимущества для внесения в реестр федерального имущества о программном комплексе "Автоматизированная система анализа финансово-экономического состояния организаций ТЭК" стоимостью 11,4 млн. рублей.
16. В рамках подпрограммы 7 "Обеспечение реализации государственной программы" Государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321, Минэнерго России в 2015 году предусмотрены бюджетные ассигнования на реконструкцию зданий, расположенных в г. Москве, ул. Большая Пироговская, д. 23, д. 23, строение 2, на 2015 год в размере 1 041,4 млн. рублей (11,3% годового финансирования реализации мероприятий ГП-30), при этом основные мероприятия (контрольные события) и показатели (индикаторы), характеризующие реализацию указанного объекта, государственной программой не предусмотрены.
17. В Минэнерго России не должным образом реализуются полномочия администратора доходов по виду доходов КБК 022 1 11 07011 01 6000 120 "Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий" в части контроля за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия, предусмотренного пунктом 10 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228.
Так, перечисление части чистой прибыли федеральным государственным унитарным предприятием "Центр эксплуатационных услуг", федеральным государственным унитарным предприятием "Гипроуглеавтоматизация" и государственным унитарным предприятием "Концерн Севосетиннефтегазпром" за 2014 год произведено 24 июня 2015 года, 6 июля 2015 года и 19 августа 2015 года соответственно, т.е. с нарушением установленного срока (до 15 июня).
18. В рамках контрольного мероприятия установлены нарушения и недостатки, допущенные подведомственным Минэнерго России бюджетным учреждением, что свидетельствует о недостаточном контроле за его деятельностью, в том числе ведомственном контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных ему заказчиков, предусмотренного статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
18.1. В нарушение пункта 51 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, хозяйственные операции по вложениям в объекты нематериальных активов, связанным с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в размере 580,8 млн. рублей по созданию Государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса ФГБУ "РЭА" Минэнерго России к бухгалтерскому учету не приняты.
В результате на балансе учреждения за 2015 год по состоянию на 1 января 2016 года по строке "Вложения в нефинансовые активы" не отражены затраты на общую сумму 580,8 млн. рублей.
18.2. Первый этап обязательного общественного обсуждения закупки на выполнение работ по проведению реконструкции объекта "Многоэтажные нежилые общественные здания, расположенные в г. Москве, ул. Большая Пироговская, д. 23, д. 23, строение 2" на сумму 1 612, 8 млн. рублей проведен ФГБУ "РЭА" Минэнерго России с нарушением сроков, установленных пунктом 2.1 Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. N 578, согласно которому первый этап обязательного общественного обсуждения закупки начинается с даты размещения заказчиком на официальном сайте плана-графика.
План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, предусматривающий в том числе заключение контракта на реконструкцию указанных зданий на 2015 год, размещен в информационной системе 31 декабря 2014 года; обсуждение в Единой информационной системе в первого этапа обязательного общественного обсуждения закупки проводилось с 16 апреля по 6 мая 2015 года.
18.3. В рамках исполнения договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям комплекса объектов, расположенных по адресу: 119435, г. Москва, ул. Б. Пироговская, д. 23 и д. 23, стр. 2, заключенного ФГБУ "РЭА" Минэнерго России с ПАО "МОЭСК", выплачен аванс в размере 6,9 млн. рублей (46,8% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2015 год по соответствующему коду бюджетной классификации), что не соответствует пункту 29 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", согласно которому авансирование по договорам на выполнение работ и оказание услуг должно составлять не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации. Сумма необоснованного превышения перечисленного аванса над допустимой величиной составила 2,5 млн. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Минэнерго России предлагается следующее:
1. Обеспечить принятие к учету на соответствующих счетах бюджетного учета операций по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, связанных с реконструкцией зданий, осуществленных в 2013 - 2014 годах на проектно-изыскательские работы, в соответствии с требованиями Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н. Внести изменения в бюджетную отчетность Минэнерго России и представить соответствующие изменения в Минфин России, Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
2. Принять меры по учету подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждением "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России операций по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, связанных с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию Государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса.
3. Внести изменения в Перечень подведомственных Минэнерго России распорядителей и получателей бюджетных средств, утвержденный приказом Минэнерго России от 12 января 2012 г. N 4, в связи с преобразованием федеральных казенных учреждений.
4. Обеспечить осуществление внутреннего финансового аудита в порядке, предусмотренном Правилами осуществления внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, с утверждением ведомственных правовых актов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.
5. Обеспечить внесение в реестр федерального имущества сведений об объекте федерального имущества - программном комплексе "Автоматизированная система анализа финансово-экономического состояния организаций ТЭК", в порядке, предусмотренном Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447.
6. В рамках осуществления Минэнерго России ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок разработать план-график проведения мероприятий, направленных на выявление нарушений законодательства в сфере закупок при осуществлении закупок подведомственными Минэнерго России заказчиками.
7. Провести проверку по фактам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе при составлении и ведении бюджетной росписи и проведении мероприятий по информатизации, в целях их дальнейшего недопущения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2016 г. N 26К (1101).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру энергетики Российской Федерации, либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 8 июня 2016 г. N ПР 10-147/10-02
Текст представления официально опубликован не был