Представление Счетной палаты РФ от 7 июня 2016 г. N ПР 13-186/13-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в федеральном казенном предприятии "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (далее - ФКП КЗС), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2011 г. N 767 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и реконструкцию объектов "Соборный комплекс Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря, п/о Елизарово, Псковский район, Псковская область" и "Ансамбль Большого Успенского монастыря - памятник архитектуры и истории 1560 года (реконструкция для развития туризма), г. Тихвин, Ленинградская область" Минстрой России определен государственным заказчиком, а ФКП КЗС - застройщиком (заказчиком) в отношении указанных объектов государственной собственности (далее - объекты).
Для осуществления бюджетных инвестиций в объекты Минстроем России и ФКП КЗС 7 июля 2014 года заключено соглашение N 03-220/с, предметом которого являлась передача Минстроем России и принятие на себя ФКП КЗС (застройщик) исполнения полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов на проектирование и реконструкцию комплексов монастырей - объектов капитального строительства, находящихся в собственности Российской Федерации.
В нарушение частей 2 и 7 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) работы по объектам капитального строительства "Реконструкция наружных инженерных сетей II очереди, II этап", "Часовня" и "Монастырские мастерские" в сроки, определенные государственными контрактами (до 31 декабря 2015 года), заключенным ФКП КЗС и ООО "ЭГЛЕ", от 18 ноября 2015 г. N РРГРС-15-011, от 25 ноября 2015 г. N РРГРС-15-014 и от 30 ноября 2015 г. N РРГРС-15-016, не исполнены. При этом требование об уплате неустойки подрядной организации - ООО "ЭГЛЕ" не направлялось.
В 2015 году ФКП КЗС приняты и оплачены работы по указанным государственным контрактам в следующих объемах:
по контракту от 18 ноября 2015 г. N РРГРС-15-011 (объект "Реконструкция наружных инженерных сетей II очереди, II этап") на общую сумму 52,5 млн. рублей, или 61% общей цены контракта (86,0 млн. рублей). Стоимость невыполненных работ (до 31 декабря 2015 г.) - 33,6 млн. рублей;
по контракту от 25 ноября 2015 г. N РРГРС-15-014 (объект "Часовня") на общую сумму 5,5 млн. рублей, или 70,8% общей цены контракта (7,7 млн. рублей). Стоимость невыполненных работ (до 31 декабря 2015 г.) - 2,2 млн. рублей;
по контракту от 30 ноября 2015 г. N РРГРС-15-016 (объект "Монастырские мастерские") на общую сумму 40,6 млн. рублей, или 75,3% общей цены контракта (54,0 млн. рублей). Стоимость невыполненных работ (до 31 декабря 2015 г.) - 13,4 млн. рублей.
Объекты в договорные сроки не завершены строительством и не введены в эксплуатацию.
В целях оценки фактического состояния и степени готовности объектов ("Реконструкция наружных инженерных сетей II очереди, II этап", "Часовня" и "Монастырские мастерские") инспекторами Счетной палаты Российской Федерации 25 марта 2016 года был осуществлен выезд на место расположения объекта культурного наследия "Соборный комплекс Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря", п/о Елизарово, Псковский район, Псковская область".
В результате визуального осмотра готовности объектов капитального строительства (фотоматериалы приложены к акту контрольного мероприятия) фактически не подтверждены принятые и оплаченные ФКП КЗС по актам о приемке выполненных работ следующие объемы работ:
по объекту "Часовня" (контракт от 25 ноября 2015 г. N РРГРС-15-014) на общую сумму 1,1 млн. рублей по актам выполненных работ от 24 декабря 2015 г. N 4 и 5;
по объекту "Монастырские мастерские" (контракт от 30 ноября 2015 г. N РРГРС-15-016) на общую сумму 3,6 млн. рублей по актам выполненных работ от 7 декабря 2015 г. N 10, от 24 декабря 2015 г. N 19, от 24 декабря 2015 г. N 20 и от 24 декабря 2015 г. N 22.
Кроме того, в нарушение части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по строительству объекта "Реконструкция наружных инженерных сетей II очереди, II этап" на общую сумму 12,1 млн. рублей, принятые и оплаченные ФКП КЗС в период с 18 по 25 ноября 2015 года, произведены подрядчиком при отсутствии разрешения на строительство, которое было выдано администрацией Псковского района только 1 декабря 2015 года за N 60-RU60518456-334-2015.
2. В нарушение части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительными соглашениями от 28 марта 2014 г. N 7 и от 21 января 2015 г. N 14 к государственному контракту от 15 декабря 2011 г. N КЭСБ-11-047, заключенному ФКП КЗС и ОАО "Метрострой", на выполнение работ по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов, сооружений и систем комплекса защитных сооружений (далее - КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений, включая все основные и вспомогательные объекты и оборудование, инженерную инфраструктуру, системы автоматизированного управления технологическим процессом и инфраструктурой, изменены существенные условия контракта в части сроков его исполнения с 1 января 2015 года до 31 мая 2015 года, а также увеличения стоимости на 726,8 млн. рублей, или на 9,8% цены контракта. Общая стоимость работ по указанному государственному контракту на 2015 год составила 870,8 млн. рублей. При этом изменение условий государственного контракта исходя из его положений не предусматривалось.
3. В смете затрат на содержание объектов КЗС Санкт-Петербурга от наводнений на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, являющейся приложением к договору от 21 февраля 2014 г. N 1-03/Д о предоставлении в 2014 - 2016 годах субсидии из федерального бюджета, заключенному между Минстроем России и ФКП КЗС, затраты на содержание и эксплуатацию, а также на проведение текущего, капитального и аварийно-восстановительного ремонта объектов, включенных в КЗС (в разрезе различных видов ремонта), отдельно не выделены.
При этом выполнение работ в рамках государственных контрактов, заключенных ФКП КЗС с подрядчиками, осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации.
Так, ФКП КЗС и ОАО "Метрострой" 2 июня 2015 года заключен государственный контракт N КЭСБ-15-005 на выполнение работ по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов, сооружений и систем КЗС Санкт-Петербурга от наводнений общей стоимостью 6 719,8 млн. рублей со сроком действия контракта до 31 декабря 2017 года. Предметом контракта являлись работы по содержанию, эксплуатации и ремонту зданий, сооружений и систем инженерной инфраструктуры КЗС.
В рамках проводимых по контракту работ осуществлялась замена и (или) восстановление дорожных сооружений и сооружений дамбы (волноотбойные и парапетные стены, дождеприемные лотки и т. д.), при выполнении которых затрагивались конструктивные характеристики надежности и безопасности основной дамбы и скоростной автомобильной дороги (демонтаж ограждения, гранитного парапетного камня и т. д.). Таким образом, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, указанные виды работ должны быть отнесены не к текущему, а к капитальному ремонту зданий и сооружений.
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Вместе с тем ремонтные работы на объектах КЗС проводились в нарушение указанных положений законодательства в отсутствие проектной документации и проведения государственной экспертизы ее сметной стоимости, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4. ФКП КЗС за счет сметы доходов и расходов на 2015 год осуществлены закупки товаров, работ и услуг (приобретение автомобиля "Тойота Камри", информационные услуги, услуги мобильной связи, услуги добровольного медицинского страхования, проведение семинаров и прочие работы, услуги) на общую сумму 26,4 млн. рублей. При этом в нарушение статей 2, 4 и части 4 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке, регламентирующее закупочную деятельность ФКП КЗС, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, не разработано, не утверждено и не опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указанные закупки в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не осуществлялись.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФКП КЗС необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) принять меры к завершению работ по строительству объектов "Реконструкция наружных инженерных сетей II очереди, II этап", "Часовня" и "Монастырские мастерские", а также по взысканию с подрядной организации - ООО "ЭГЛЕ" неустойки за просрочку исполнения подрядчиками обязательств, предусмотренных государственными контрактами;
2) обеспечить осуществление закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг;
3) рассмотреть совместно с Минстроем России вопрос о внесении изменений в смету затрат на содержание объектов КЗС Санкт-Петербурга от наводнений на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов к договору от 21 февраля 2014 г. N 1-03/Д в части разделения затрат на содержание и эксплуатацию, а также затрат на проведение текущего, капитального и аварийно-восстановительного ремонта объектов, включенных в КЗС (в разрезе отдельных видов ремонта);
4) провести проверку по фактам нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, в том числе допущенных при реализации государственных контрактов и осуществлении закупок товаров, работ, услуг, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 мая 2016 г. N 27К (1102).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору федерального казенного предприятия "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года (по пункту 1 предлагаемых к принятию необходимых мер - до 1 декабря 2016 года).
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 июня 2016 г. N ПР 13-186/13-03
Текст представления официально опубликован не был