Представление Счетной палаты РФ от 7 июня 2016 г. N ПР 13-184/13-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, федеральном автономном учреждении "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" (далее - ФАУ "ФЦС") и федеральном казенном предприятии "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (далее - ФКП КЗС), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Выполнение в 2015 году мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323 (далее - госпрограмма), характеризуется низкой эффективностью. Так, из 49 значений основных показателей (индикаторов), определенных госпрограммой на 2015 год, исполнены 12 показателей (24,5%), не выполнено 22 показателя (44,9%), отсутствуют значения по 3 показателям, по 12 показателям значения не устанавливались.
2. В 2015 году Минстроем России в полной мере не осуществлены полномочия администратора доходов федерального бюджета, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс). Так, Минстроем России не обеспечено поступление в доход федерального бюджета остатков средств в сумме 1 800,0 млн. рублей, не используемых ФАУ "Главгосэкспертиза России" для осуществления уставной деятельности, объем которых установлен уточненным прогнозом доходов федерального бюджета на 2015 год по коду 2 03 01099 01 6000180 "Прочие безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций в федеральный бюджет (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)".
Необходимо также отметить, что в пункте 2 предписания Счетной палаты Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. N ПП 01-39/13-03 содержалось требование по принятию Минстроем России мер по возврату в федеральный бюджет остатков средств, не используемых ФАУ "Главгосэкспертиза России" для осуществления уставной деятельности. На момент завершения контрольного мероприятия (29 апреля 2016 года) указанный пункт предписания Минстроем России не исполнен.
3. Минстроем России не было в полной мере обеспечено исполнение полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных подпунктами 5, 9 и 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, в части распределения лимитов бюджетных обязательств, порядка формирования государственного задания, а также соблюдения получателями межбюджетных трансфертов порядка их предоставления.
Так, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Постановление N 1563) главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо было обеспечить распределение и доведение в полном объеме до получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление бюджетных инвестиций и на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) не позднее 1 февраля 2015 года.
Согласно пункту 3.1 Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н, расходные расписания формируются главным распорядителем средств федерального бюджета по каждому из находящихся в его ведении распорядителю и получателю (иному получателю) средств федерального бюджета, а также по данному главному распорядителю средств федерального бюджета как получателю средств федерального бюджета.
В нарушение действующего законодательства Минстроем России лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 16 692,1 млн. рублей не были доведены расходными расписаниями до Министерства как до получателя средств в установленный срок. Бюджетные назначения на указанные расходы доведены расходными расписаниями до получателя средств федерального бюджета - Минстроя России 5 февраля 2015 года.
В нарушение пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса и пункта 16 Постановления N 1563, согласно которым не использованные на 1 января 2015 года межбюджетные трансферты и остатки межбюджетных трансфертов подлежат возврату в федеральной бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 15 рабочих дней 2015 года, Кабардино-Балкарской Республикой и Забайкальским краем не использованные по состоянию на 1 января 2015 года остатки межбюджетных трансфертов на сумму 35,0 млн. рублей и 57,7 млн. рублей соответственно перечислены 10 и 11 февраля 2015 года, то есть после установленного срока их возврата.
В нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", абзаца второго пункта 1 Положения о порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, согласно которому государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, соответствующими видам экономической деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, в государственное задание ФАУ "ФЦС", состоящее из семи видов услуг, были включены четыре вида услуг (пункты 4, 5, 6, 7), не соответствующие видам деятельности, предусмотренным действовавшим на момент утверждения государственного задания Уставом ФАУ "ФЦС", утвержденным приказом Минстроя России от 4 июня 2014 г. N 271/пр.
4. В нарушение пункта 24.1 Постановления N 1563 Минстроем России в договоре от 13 декабря 2013 г. N 2/ДОЗ-2/ММ/ММ/С о предоставлении субсидий государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Договор N 2/ДОЗ-2/ММ/ММ/С, Фонд ЖКХ) (в редакциях, действующих в 2015 году) не было определено обязательное условие о запрете конвертации в иностранную валюту полученных из федерального бюджета средств, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением целей предоставления указанных средств, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий, бюджетных инвестиций или взносов в уставный капитал юридических лиц.
Кроме того, в нарушение подпункта "г" пункта 24 Постановления N 1563 условиями Договора N 2/ДОЗ-2/ММ/ММ/С не предусмотрена обязанность Минстроя России проводить проверки соблюдения Фондом ЖКХ условий, целей и порядка предоставления из федерального бюджета субсидий в качестве имущественного взноса Российской Федерации. В результате в 2014 - 2015 годах проверки соблюдения Фондом ЖКХ условий, целей и порядка предоставления из федерального бюджета субсидий в качестве имущественного взноса Российской Федерации Минстроем России не проводились.
5. В 2015 году Минстроем России допущены следующие нарушения в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности:
в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), согласно которым каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, в бухгалтерском учете Минстроя России по состоянию на 1 января 2016 года отражена документально неподтвержденная дебиторская задолженность по остаткам финансовой помощи в целях осуществления бюджетных инвестиций Республике Южная Осетия на сумму 554,9 млн. рублей, или 2,8% общей дебиторской задолженности по выданным авансам (19 757,0 млн. рублей). При этом в ходе проверки Министерством финансов Республики Южная Осетия представлена информация, что по состоянию на 1 апреля 2016 года дебиторская задолженность по бюджетным инвестициям Республике Южная Осетия составляет 3,0 млн. рублей;
в нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, согласно которой бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, а также пунктов 66 и 333 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных фондов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, в бухгалтерской отчетности Минстроя России ("Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах") на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" не были учтены нематериальные активы, полученные в возмездное пользование, на общую сумму 57,9 млн. рублей;
в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации. Согласно пункту 2.14 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания N 49), для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, предусмотренные приложениями к Методическим указаниям N 49. Вместе с тем проверкой установлено, что акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами и справка к акту, предусмотренные приложением N 16 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" к Методическим указаниям N 49, отсутствуют. В представленной Минстроем России инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами не указаны приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации, место проведения, дата начала и окончания инвентаризации, наименование вида расчетов. В инвентаризационной описи имеются исправления даты составления и подписания описи. Кроме того, Минстроем России приказ об инвентаризации обязательств не издавался.
6. Пунктом 6 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, предусматривается ежегодное утверждение Минкомсвязью России графика подготовки и утверждения планов информатизации, в котором определяются сроки разработки, рассмотрения, согласования проектов планов информатизации и их утверждения.
Так, в нарушение срока, предусмотренного Графиком подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. N 152 (16 февраля 2015 года), план информатизации Минстроя России на 2015 финансовый год и на плановый период 2016 и 2017 годов утвержден приказом Минстроя России от 24 марта 2015 года N 211/пр, то есть с нарушением установленного срока более чем на месяц.
7. В смете затрат на содержание объектов комплекса защитных сооружений (далее - КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, являющейся приложением к договору от 21 февраля 2014 г. N 1-03/Д о предоставлении в 2014 - 2016 годах субсидии из федерального бюджета, заключенному между Минстроем России и ФКП КЗС, затраты на содержание и эксплуатацию, а также затраты на проведение текущего, капитального и аварийно-восстановительного ремонта объектов, включенных в КЗС (в разрезе различных видов ремонта), отдельно не выделены.
При этом выполнение работ в рамках государственных контрактов, заключенных ФКП КЗС с подрядчиками, осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации.
Так, ФКП КЗС и ОАО "Метрострой" 2 июня 2015 года заключен государственный контракт N КЭСБ-15-005 на выполнение работ по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов, сооружений и систем КЗС Санкт-Петербурга от наводнений общей стоимостью 6 719,8 млн. рублей со сроком действия контракта до 31 декабря 2017 года. Предметом контракта являлись работы по содержанию, эксплуатации и ремонту зданий, сооружений и систем инженерной инфраструктуры КЗС.
В рамках проводимых по контракту работ осуществлялась замена и (или) восстановление дорожных сооружений и сооружений дамбы (волноотбойные и парапетные стены, дождеприемные лотки и т. д.), при выполнении которых затрагивались конструктивные характеристики надежности и безопасности основной дамбы и скоростной автомобильной дороги (демонтаж ограждения, гранитного парапетного камня и т.д.). Таким образом, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, указанные виды работ должны быть отнесены не к текущему, а к капитальному ремонту зданий и сооружений.
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Вместе с тем ремонтные работы на объектах КЗС проводились в нарушение указанных положений законодательства в отсутствие проектной документации, проведения государственной экспертизы и ее сметной стоимости, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минстрою России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) внести изменения в Договор N 2/ДОЗ-2/ММ/ММ/С о предоставлении субсидий Фонду ЖКХ в части включения условия о запрете конвертации в иностранную валюту средств, полученных из федерального бюджета, а также обязанности Минстроя России проводить проверки соблюдения Фондом ЖКХ условий, целей и порядка предоставления из федерального бюджета субсидий в виде имущественных взносов;
2) обеспечить совместно с Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа выверку и последующую передачу указанному ведомству дебиторской задолженности по остаткам финансовой помощи в целях осуществления бюджетных инвестиций Республике Южная Осетия;
3) рассмотреть совместно с ФКП КЗС вопрос о внесении изменений в смету затрат на содержание объектов КЗС Санкт-Петербурга от наводнений на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов к договору от 21 февраля 2014 г. N 1-03/Д в части разделения затрат на содержание и эксплуатацию, а также затрат на проведение текущего, капитального и аварийно-восстановительного ремонта объектов, включенных в КЗС (в разрезе отдельных видов ремонта);
4) провести проверку по фактам нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 мая 2016 г. N 27К (1102).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 июня 2016 г. N ПР 13-184/13-03
Текст представления официально опубликован не был