Представление Счетной палаты РФ от 7 июня 2016 г. N ПР 07-133/07-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Министерстве экономического развития Российской Федерации, включая проверку исполнения Федеральной адресной инвестиционной программы", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В Перечне доходов федерального бюджета, закрепленных за Минэкономразвития России, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 августа 2015 г. N 539, отсутствует вид доходов федерального бюджета по КБК 1 16 21010 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в федеральный бюджет".
Минэкономразвития России поступления по судебному решению о взыскании с физического лица средств в результате дорожно-транспортного происшествия отражены по КБК 1 16 23011 01 600 140 "Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета", что не соответствует Перечню кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов приложения 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н. Указанные поступления следовало отразить по КБК 1 16 21010 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взысканные с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в федеральный бюджет".
2. В нарушение пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563) по государственному контракту от 4 декабря 2015 г. N ГК-226-ИР/Д21, заключенному с ООО "Бизнес Оптима" на выполнение работ по замене оконных блоков в административном здании Минэкономразвития России, расположенного по адресу: г. Москва, Овчинниковская набережная, д. 18/1, стр. 2, допущено принятие бюджетных обязательств после 1 декабря 2015 года на сумму 17 889,1 тыс. рублей, срок выполнения работ (оказания услуг) по которым превышал один месяц.
3. В нарушение подпункта "а" пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 Минэкономразвития России, которому утверждены в установленном порядке как главному распорядителю средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств на предоставление межбюджетных трансфертов, полномочия по перечислению которых передавались территориальным органам Федерального казначейства, приняло правовой акт (приказ Минэкономразвития России от 13 февраля 2015 г. N 54 "О передаче Министерством экономического развития Российской Федерации полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов") с нарушением установленного срока (до 18 января 2015 года) на 27 дней.
4. В нарушение пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 Минэкономразвития России с нарушением срока осуществлен возврат неиспользованных в 2014 году межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении которых принято решение о наличии потребности в направлении их в 2015 году на те же цели: на выполнение мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие Калининградской области на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 886 (нарушение срока составило от 20 до 43 дней).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "866"
5. В нарушение части 4 статьи 5 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и подпункта "а" пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" Минэкономразвития России не предприняло меры по обеспечению перечисления в срок до 1 апреля 2016 года неиспользованных автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" остатков субсидии в объеме 19 724,8 тыс. рублей и автономной некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" в сумме 157 064,7 тыс. рублей, а также неиспользованных социально ориентированными некоммерческими организациями остатка средств выделенных им субсидий, сложившегося в суммарном объеме 411 046,9 тыс. рублей, на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации, с отражением на соответствующих лицевых счетах.
6. В нарушение пункта 5.2 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, Минэкономразвития России в ходе реализации проекта Международного банка реконструкции и развития "Поддержка судебной реформы" расходы, осуществляемые на обеспечение мероприятий по информатизации на приобретение, создание, модернизацию, эксплуатацию информационных систем или компонентов ИКТ-инфраструктуры, в рамках подпрограммы "Формирование благоприятной инвестиционной среды" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года, планировались и отражались по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд". При этом, указанные расходы необходимо отражать по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
Минэкономразвития России осуществлены расходы по приобретению серверного и сетевого оборудования, вычислительной техники для Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации всего на сумму 254 573,8 тыс. рублей, из них: по целевой статье расходов 151 2795 "Реализация соглашений с международными финансовыми организациями" на сумму 73 832,1 тыс. рублей, по целевой статье расходов 151 2796 "Софинансирование, связанное с реализацией соглашений с международными финансовыми организациями" на сумму 180 741,7 тыс. рублей.
7. В нарушение подпункта "а" пункта 27 Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, Минэкономразвития России не осуществляло разработку документов по информатизации и не представляло эти документы на заключение в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, не обеспечивало реализацию мероприятий по информатизации (по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры), финансирование которых осуществлялось в рамках проекта Международного банка реконструкции и развития "Поддержка судебной реформы", в соответствии с данным постановлением. Указанные мероприятия не учитывались при подготовке планов информатизации Минэкономразвития России.
8. В нарушение пункта 5.2 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, Минэкономразвития России расходы в сумме 2 029,3 тыс. рублей на исполнение судебных актов Российской Федерации планировались и отражались по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", которые следовало планировать и отражать по виду расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений".
9. В нарушение Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 272 "О транспортном обслуживании федеральных государственных гражданских служащих" Минэкономразвития России в 2015 году в отсутствии потребности в служебном автотранспорте приобретено 20 служебных автомобилей на общую сумму 31 029,0 тыс. рублей, в результате чего имеющееся количество служебного автотранспорта превысило установленную потребность, исходя из положений данного Указа Президента Российской Федерации.
10. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (далее - Правила от 24 мая 2010 г. N 365) Минэкономразвития России в отсутствие утвержденного плана информатизации в период с 1 января по 30 августа 2015 года осуществлено финансирование мероприятий по информатизации по 28 государственным контрактам в сумме 250 438,6 тыс. рублей, а также осуществлено финансирование мероприятия по информатизации (уникальный номер 2.119) в сумме 12 170,8 тыс. рублей, которое не включено в утвержденный План информатизации Минэкономразвития России на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы.
11. В нарушение пункта 30 Правил от 24 мая 2010 г. N 365 сумма в соответствии с заключенными контрактами по 7 мероприятиям по информатизации (с уникальными номерами 2.8, 2.18, 2.26, 2.27, 2.59, 2.98, 2.101) составила 120 075,2 тыс. рублей, что на 48 498,4 тыс. рублей превысило объем финансирования данных мероприятий, включенных в утвержденный План информатизации Минэкономразвития России на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы.
12. В нарушение пункта 30 Правил от 24 мая 2010 г. N 365 заключенные Минэкономразвития России в 2015 году государственные контракты по исполнению мероприятий по информатизации по перечню и объему работ (услуг), перечню и количеству товаров не соответствовали разделу "Товары, работы и услуги, необходимые для реализации мероприятий по информатизации", утвержденного Плана информатизации Минэкономразвития России на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы.
13. В пункте 12 графика подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. N 152, согласно которому срок представления в Минкомсвязь России отчета о выполнении Плана информатизации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы установлен до 26 февраля 2016 года. Минэкономразвития России по состоянию на 20 апреля 2016 года указанный отчет не представлен.
14. В нарушение пункта 19, 21 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, сведения о приобретенном (списанном) движимом имуществе на сумму 700 435,0 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2016 года в Территориальное управление Росимущества по городу Москве для учета в реестре федерального имущества не представлены.
15. В нарушение пункта 20 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, Минэкономразвития России не направлены сведения в Росимущество о внесении изменений в части правообладателя по 12 объектам недвижимого имущества, переданным Минэкономразвития России в оперативное управление в 2015 году (8 зданий общей площадью 3 194,41 кв. м и 3 земельных участка общей площадью 13,4 тыс. кв. м, расположенные в Республике Болгарии, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Республике Никарагуа и Финляндской Республике, переданные от Управления делами Президента Российской Федерации, 1 объект - административное здание в Австралии общей площадью 0,34 тысячи кв. м, переданное от Министерства иностранных дел Российской Федерации).
16. В ходе контрольного мероприятия установлены следующие нарушения Минэкономразвития России законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы порядка разработки и реализации государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы), включая нормативные правовые акты, разработанные и утвержденные Минэкономразвития России, как федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим в соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки госпрограмм.
16.1. В нарушение пункта 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минэкономразвития России, как ответственным исполнителем, оценка эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 366, за 2015 год не проводилась.
16.2. В нарушение пункта 28 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок от 2 августа 2010 г. N 588), реализация госпрограммы Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, в 2015 году осуществлялась в отсутствие плана реализации государственной программы, разрабатываемым с использованием портала государственных программ на очередной финансовый год и плановый период и содержащим перечень наиболее важных, социально значимых контрольных событий государственной программы, в том числе предусмотренных поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также "дорожными картами", с указанием их сроков.
16.3. В нарушение пункта 30(1) Порядка от 2 августа 2010 г. N 588, в целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации мероприятий госпрограммы Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, Минэкономразвития России, как ответственный исполнитель госпрограммы не разрабатывал и не утверждал детальный план-график ее реализации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
16.4. В нарушение пункта 31 Порядка от 2 августа 2010 г. N 588, Минэкономразвития России, как ответственный исполнитель государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 366 (далее - госпрограмма Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации), не подготовил и не представил до 1 марта 2016 года годовой отчет о ходе реализации и оценки эффективности госпрограммы в Правительство Российской Федерации и Минфин России на бумажном носителе и не разместил в электронном виде на портале государственных программ.
16.5. В нарушение подпункта "а.2" пункта 47 Порядка от 2 августа 2010 г. N 588, Минэкономразвития России не утвержден акт, регламентирующий порядок управления реализацией госпрограммы Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации.
16.6. Минэкономразвития России, как ответственный исполнитель государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 15 апреля 2014 г. N 330, в нарушение пункта 39 Порядка от 2 августа 2010 г. N 588, отчет о ходе реализации указанной государственной программы не разместил на официальном сайте в сети Интернет.
16.7. В нарушение части 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, оценка эффективности государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 311, за 2015 год не проводилась.
16.8. В нарушение пунктов 28 Порядка от 2 августа 2010 г. N 588, реализация госпрограммы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", в 2015 году осуществлялась в отсутствие плана реализации государственной программы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, разрабатываемого с использованием портала государственных программ и содержащим перечень наиболее важных, социально значимых контрольных событий государственной программы, в том числе предусмотренных поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также "дорожными картами", с указанием их сроков.
16.9. В нарушение пунктов 30(1) Порядка от 2 августа 2010 г. N 588, в целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации мероприятий госпрограммы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", Минэкономразвития России, как ответственный исполнитель госпрограммы не разрабатывал и не утверждал детальный план-график реализации государственной программы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
16.10. В нарушение пункта 31 Порядка от 2 августа 2010 г. N 588, Минэкономразвития России на портале государственных программ (www.programs.gov.ru) годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" за 2015 год не размещен.
16.11. В нарушение пункта 32 Порядка от 2 августа 2010 г. N 588, годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", за 2015 год не содержит: сведения о достижении целевых показателей (индикаторов) государственной программы (подпункт "а(1)"); перечень контрольных событий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки согласно плану реализации (подпункт "б"); оценку эффективности (подпункт "з").
16.12. В нарушение пункта 77 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690 (далее - Методические указания), годовой отчет за 2015 год о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" не содержит разделы: результаты реализации мер государственного и правового регулирования; результаты использования бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы.
16.13. В нарушение пунктов 78, 80, 81, 82 Методических указаний в годовом отчете за 2015 год о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", не представлена следующая информация и табличные формы, представляемые по формам приложения N 1 к Методическим указаниям): фактические результаты реализации основных мероприятий по каждому ожидаемому результату, утвержденному в паспорте госпрограммы и подпрограмме; сведения о достижении целевых показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограммы, федеральной целевой программы (таблица 16); сведения о степени выполнения ведомственных целевых программ, основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий подпрограмм государственной программы (таблица 17); оценка эффективности мер государственного регулирования (таблица 18); оценка результатов реализации мер правового регулирования (таблица 19); отчет об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы (таблица 20); информация о расходах федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и юридических лиц на реализацию целей государственной программы Российской Федерации (таблица 21); годовой доклад о ходе выполнения федеральной целевой программы и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
16.14. Формирование Минэкономразвития России Сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ осуществлялось на основе докладов ответственных исполнителей о ходе реализации государственной программы. Следует отметить низкое качество информации, представленной в докладах ответственных исполнителей. Так, в годовых отчетах за 2015 год по 343 показателям (индикаторам) (18,3%) дана предварительная оценка их выполнения, или фактические данные не приведены.
17. В нарушение пунктов 332, 383 раздела VII Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, в бюджетной отчетности Минэкономразвития России (форма 0503130 "Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах") на забалансовых счетах 01, 25 и 26 не отражены сведения о недвижимом имуществе, полученном и переданном в безвозмездное пользование, а также используемом по договору аренды земельном участке. В связи с отсутствием сведений о недвижимом имуществе, полученном и переданном в безвозмездное пользование, а также используемом по договору аренды земельном участке, бюджетная отчетность Министерства экономического развития Российской Федерации за 2015 год является недостоверной в части показателей Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах.
18. В нарушение подпункта "б" пункта 3 Правил предоставления из федерального бюджета в 2015 году субсидии в виде имущественного взноса в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 1400 (далее - Правила предоставления субсидий N 1400), договор между Минэкономразвития России и ГК "Внешэкономбанк" от 25 декабря 2015 г. N Д-68-АУ/Д14 не содержит целевые показатели эффективности использования субсидии, определяемые на срок до 5 лет, начиная с 2015 года, в том числе характеризующие динамику стоимости чистых активов акционерного общества "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", а также долю средств частных инвесторов, привлеченных акционерным обществом "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", в общем объеме инвестиций в уставный капитал компаний, профинансированных за счет средств указанного акционерного общества.
19. В ходе контрольного мероприятия отмечены недостатки при осуществлении Минэкономразвития России полномочий по координации деятельности органов государственной власти при формировании Федеральной адресной инвестиционной программы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы (далее - ФАИП). Так, в результате внесенных в течение 2015 года изменений из 1 991 позиций (объекта, инвестиционного проекта, мероприятия), включенной в ФАИП на 2015 - 2017 годы по состоянию на 1 января 2015 года, не изменено лишь 389 позиций (19,5% количества). В 2015 году изменения затронули 1 602 позиции (80,5%): полностью исключены из ФАИП 664 позиции, по 738 позициям объемы бюджетных ассигнований были частично уменьшены, по 200 - частично увеличены. При этом в течение года в ФАИП были дополнительно включены 585 новых позиций, из которых только 100 позиций - в результате детализации укрупненных инвестиционных проектов.
Кроме того, установлены нарушения Минэкономразвития России, в том числе, как главным распорядителем средств федерального бюджета - заказчиком ФАИП, нормативных правовых актов, регулирующих вопросы порядка формирования и реализации ФАИП, включая нормативные правовые акты, разработанные и утвержденные Минэкономразвития России, как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности и государственных инвестиций.
19.1. В нарушение пунктов 2 и 30 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 (далее - Правила от 13 сентября 2010 г. N 716) Минэкономразвития России в течение 2015 года не обеспечило внесение в ФАИП на 2015 - 2017 годы изменений, предусматривающих детализацию укрупненных инвестиционных проектов "Софинансирование строительства, реконструкции прочих сооружений инженерной защиты, берегоукрепления, реконструкции гидротехнических сооружений противопаводкового назначения в рамках региональных целевых программ" с объемом бюджетных ассигнований 1 761 754,7 тыс. рублей по КБК 052 0406 2865016 522 (Росводресурсы) и мероприятий ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" на сумму 3 897 000,0 тыс. рублей по КБК 082 0405 2575018 522 (Минсельхоз России), включенных в ФАИП на 2015 - 2017 годы без ограничений на право выполнения работ и финансирование.
19.2. Минэкономразвития России не обеспечена реализация пункта 16 Правил от 13 сентября 2010 г. N 716 в части неустановления ограничений на право выполнения работ и финансирование этих работ в отношении объектов Минэкономразвития России, по которым отсутствовала утвержденная в установленном порядке проектная документация по следующим объектам: "Реконструкция газовой котельной ФБУ "Санаторий "Вороново", "Реконструкция водозаборного узла ФБУ "Санаторий "Вороново", "Строительство ливневой канализации и локальных очистных сооружений для автохозяйства и локальных очистных сооружений для существующей ливневой канализации зоны отдыха".
Минэкономразвития России не выполнено требование пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 о перераспределении бюджетных ассигнований в сумме 84 948,7 тыс. рублей на осуществление бюджетных инвестиций в случае отсутствия по состоянию на 1 апреля 2015 года утвержденной в установленном порядке проектной документации в отношении объектов капитального строительства: "Реконструкция газовой котельной ФБУ "Санаторий "Вороново", "Реконструкция водозаборного узла ФБУ "Санаторий "Вороново", "Строительство ливневой канализации и локальных очистных сооружений для автохозяйства и локальных очистных сооружений для существующей ливневой канализации зоны отдыха".
19.3. В нарушение пункта 5 Правил от 13 сентября 2010 г. N 716, согласно которому ФАИП формируется с разбивкой по главным распорядителям средств федерального бюджета, позиция "Инвестиционные проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, по которым требуется принятие нормативного правового акта" с объемом бюджетных ассигнований 13 720 678,3 тыс. рублей, включена в ФАИП без указания главного распорядителя средств федерального бюджета. Кроме того, по указанным бюджетным ассигнованиям в ФАИП отсутствовала информация, предусмотренная пунктом 13 указанных Правил (в том числе отсутствовал код классификации расходов федерального бюджета, наименование ФЦП, код вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).
19.4. Установлены факты исключения из ФАИП объектов в нарушение установленного порядка, а также включения в ФАИП расходов, не подлежавших включению в нее. Так, бюджетные ассигнования в сумме 143 609,7 тыс. рублей были предусмотрены Минкомсвязи России Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ) на 2015 год в рамках ФАИП на организацию межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, которые не относятся к капитальным вложениям. В результате указанные средства федерального бюджета не использовались более 7 месяцев и были исключены из ФАИП лишь в августе 2015 года.
19.5. В нарушение пункта 29 Правил от 13 сентября 2010 г. N 716, и подпункта "а" пункта 1 Порядка внесения изменений в федеральную адресную инвестиционную программу, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19 мая 2014 г. N 278, из ФАИП без принятия (наличия) соответствующего решения Минэкономразвития России исключен объект "Установка автоматических телефонных станций в зданиях Минэкономразвития России по ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1 и 3, Овчинниковской наб. д. 18/1, Трубниковскому пер., д. 19 (техническое перевооружение)", с утвержденными бюджетными ассигнованиями в сумме 24 000,0 тыс. рублей.
19.6. В нарушение статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Правил от 13 сентября 2010 г. N 716 объект Роскосмоса "Приобретение в государственную собственность Российской Федерации объектов недвижимого имущества в составе 2 узкофюзеляжных дальнемагистральных воздушных судов российского производства в специальном исполнении для нужд Федерального космического агентства" (Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина", г. Москва) был включен в ФАИП лишь в декабре 2015 года. При этом бюджетные ассигнования по КБК 259 0403 2124009 400 на общую сумму 900,0 млн. рублей были утверждены на 2015 год Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ, а также предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 1329 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий на осуществление капитальных вложений в приобретение в государственную собственность Российской Федерации объектов недвижимого имущества в составе двух узкофюзеляжных дальнемагистральных воздушных судов в специальном исполнении для нужд Федерального космического агентства".
19.7. В соответствии с пунктом 5 Правил от 13 сентября 2010 г. N 716 ФАИП на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирована Минэкономразвития России с выделением "программной части" (объекты и мероприятия, укрупненные инвестиционные проекты, включенные в ФЦП) и "непрограммной" части, то есть в разрезе отраслей и ФЦП.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, формирование ФАИП в указанной структуре не соответствует программно-целевому принципу формирования расходов федерального бюджета.
Доклады за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев 2015 года и за 2015 год о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации ФАИП, представленные Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 38 Правил от 13 сентября 2010 г. N 716, сформированы в аналогичном формате.
19.8. Объем лимитов бюджетных обязательств на реализацию ФАИП с учетом изменений по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 918 300,7 млн. рублей. При этом объем бюджетных ассигнований, включенных в ФАИП, уточненную по состоянию на 1 января 2016 года, составил 919 781,3 млн. рублей или на 1 480,6 млн. рублей больше.
Указанное расхождение обусловлено невнесением в ФАИП в 2015 году изменений, соответствующих изменениям, внесенным Минфином России в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств.
19.9. В Правилах от 13 сентября 2010 г. N 716, а также приказе Минэкономразвития России от 19 мая 2014 г. N 278 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы" (далее - приказ Минэкономразвития России от 13 сентября 2010 г. N 278) отсутствуют единые подходы к определению случаев установления ограничений на право выполнения работ и финансирование этих работ (далее - ограничения) в отношении объектов (мероприятий, укрупненных инвестиционных проектов), а также основания для снятия и сроки снятия указанных ограничений.
19.10. При формировании сводных докладов об осуществлении мониторинга реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках ФЦП и за счет средств Фонда национального благосостояния (далее - крупные проекты), в соответствии с подпунктом "м" п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 226, подпунктом 12 пункта 3 поручения Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N ДМ-П17-3229 и пунктом 9 Правил осуществления мониторинга реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. N 1199, Минэкономразвития России не в полном объеме обеспечена проверка достоверности информации, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, ответственными за реализацию крупных проектов.
Установлены факты отражения в отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета - государственных заказчиков ФАИП, а также в докладах Минэкономразвития России о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации ФАИП информации о вводе в эксплуатацию объектов, не соответствующей фактическим данным. Сведения о дебиторской задолженности по расходам на ФАИП и освоении средств федерального бюджета, предусмотренных на ФАИП, формируются в докладах Минэкономразвития России лишь на основании информации, предоставляемой главными распорядителями средств федерального бюджета - государственными заказчиками ФАИП.
Указанные факты позволяют сделать вывод, что при формировании Минэкономразвития России докладов о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации ФАИП не осуществляется полноценный и качественный анализ достоверности представленной главными распорядителями средств федерального бюджета - государственными заказчиками ФАИП информации, что снижает достоверность и объективность сведений, представляемых Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации.
19.11. Положения приказа Минэкономразвития России от 19 мая 2014 г. N 278 в части, касающейся наименования "Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации", не приведены в соответствие с наименованием, установленным Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2014 г. N 627 "О Военно-промышленной комиссии Российской Федерации".
19.12. В нарушение пункта 4 Правил от 13 сентября N 716 в Федеральной адресной инвестиционной программе в 2015 году не были учтены бюджетные ассигнования, предусмотренные в закрытой части Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ, на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) и на приобретение объектов недвижимого имущества, включенных в государственный оборонный заказ и учитываемых в федеральной адресной инвестиционной программе одной строкой.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минэкономразвития России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Внести изменения в установленном порядке в приказ Минэкономразвития России от 10 августа 2015 г. N 539 "Об осуществлении Минэкономразвития России бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов федерального бюджета" в части уточнения перечня видов доходов федерального бюджета по КБК 1 16 21010 01 0000 140.
2. Совместно с Минфином России и Минкомсвязи России рассмотреть вопрос об отнесении расходов на мероприятия, осуществляемые в целях приобретения, создания, модернизации, эксплуатации информационных систем или компонентов ИКТ-инфраструктуры, на реализацию проекта Международного банка реконструкции и развития "Поддержка судебной реформы" по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" кода бюджетной классификации расходов федерального бюджета.
3. Рассмотреть вопрос о реализации и финансировании мероприятий по информатизации, осуществляемых в целях приобретения, создания, модернизации, эксплуатации информационных систем или компонентов ИКТ-инфраструктуры в рамках проекта Международного банка реконструкции и развития "Поддержка судебной реформы", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" и включении данных мероприятий в План информатизации Минэкономразвития России на 2016 год.
4. Представить в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации отчет о выполнении Плана информатизации Минэкономразвития России на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы.
5. Направить в Территориальное управление Росимущества по городу Москве сведения и документы об объектах движимого имущества на сумму 700 435,0 тыс. рублей для учета в реестре федерального имущества.
6. Внести изменения в бюджетную отчетность в части отражения в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) сведений о недвижимом имуществе, полученном и переданном в безвозмездное пользование, а также используемом по договору аренды земельном участке, и представить соответствующие изменения в Минфин России, Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
7. Направить в Росимущество для внесения в реестр федерального имущества сведения в части изменения правообладателя по 12 объектам недвижимого имущества, переданным Минэкономразвития России в оперативное управление в 2015 году (8 зданий общей площадью 3 194,41 кв. м. и 3 земельных участка общей площадью 13,4 тыс. кв. м, расположенные в Республике Болгарии, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Республике Никарагуа и Финляндской Республике, переданные от Управления делами Президента Российской Федерации, 1 объект - административное здание в Австралии общей площадью 0,34 тысячи кв. м, переданное от Министерства иностранных дел Российской Федерации).
8. Подготовить и представить годовой отчет о ходе реализации и оценки эффективности госпрограммы Социально-экономическое развитие Арктической зоны, в Правительство Российской Федерации и Минфин России на бумажном носителе, включив в него раздел "Оценка эффективности реализации государственной программы", и разместить в электронном виде на портале государственных программ.
9. Утвердить правовой акт, регламентирующий порядок управления реализацией госпрограммы Социально-экономическое развитие Арктической зоны.
10. Разместить годовой отчет за 2015 год о ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" на официальном интернет-сайте Минэкономразвития России.
11. Внести изменения и дополнения в годовой отчет за 2015 год о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы Социально-экономическое развитие Калининградской области, включив в него разделы: результаты реализации мер государственного и правового регулирования; результаты использования бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы; сведения о достижении целевых показателей (индикаторов) государственной программы; перечень контрольных событий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки согласно плану реализации; оценка эффективности, а также информацию и табличные формы, представляемые по формам приложения N 1 к Методическим указаниям.
12. Разместить на портале государственных программ (www.programs.gov.ru) годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы Социально-экономическое развитие Калининградской области.
13. Внести изменения в договор между Минэкономразвития России и ГК "Внешэкономбанк" от 25 декабря 2015 года N Д-68-АУ/Д14 в части приведения его в соответствие с подпунктом "б" пункта 3 Правил предоставления субсидий N 1400.
14. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716, предусматривающих:
перечень случаев установления ограничений на право выполнения работ и финансирование этих работ в отношении объектов, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), формы отражения в ФАИП указанных ограничений, а также сроков и оснований для снятия указанных ограничений;
формирование ФАИП в структуре государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности.
15. Привести приказ Минэкономразвития России от 19 мая 2014 г. N 278 в части, касающейся наименования "Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации", в соответствие с наименованием, установленным Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2014 г. N 627 "О Военно-промышленной комиссии Российской Федерации".
16. Привести положения Методических указаний по формированию проекта федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 19 мая 2014 г. N 278 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы" в соответствие с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 в части включения в ФАИП бюджетных ассигнований, предусмотренных в закрытой части федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, для реализации инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) и для приобретения объектов недвижимого имущества, включенных в государственный оборонный заказ и учитываемых в федеральной адресной инвестиционной программе одной строкой.
17. Провести служебную проверку по фактам нарушений, отмеченных в представлении Счетной палаты Российской Федерации, и, в случае установления виновных должностных лиц, рассмотреть вопрос о применении к ним мер дисциплинарного воздействия.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 27 мая 2016 г. N 28К (1103).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру экономического развития Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 июня 2016 г. N ПР 07-133/07-01
Текст представления официально опубликован не был