Представление Счетной палаты РФ от 6 мая 2016 г. N ПР 02-36/02/1-02
В соответствии с планами работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год и на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направляемых на выполнение мероприятий федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Невыполнение федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС") целевых индикаторов и показателей федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 985 (далее - Программа), создает риски недостижения целей Программы в установленные сроки. При этом на реализацию мероприятий Программы затрачены средства федерального бюджета в размере более 25 млрд. рублей. Одним из ключевых является показатель Программы "Обеспечение населения возможностью приема 20 телеканалов свободного доступа" (первый и второй частотные мультиплексы по 10 телеканалов каждый). Вместе с тем данный показатель в 2014 и 2015 годах ФГУП "РТРС" не выполнен, его невыполнение несет планомерный характер из года в год.
2. В ходе проверки отмечен недостаточный контроль филиалов ФГУП "РТРС" в Республике Хакасия и в Забайкальском крае за соблюдением сроков выполнения, ходом и качеством работ со стороны подрядчиков по договорам, заключенным с ООО НТЦ "Космос" от 4 июня 2012 г. N ДТР-208-12 (IV этап строительства в Республике Хакасия) и ООО "Алмаз-Антей Телекоммуникации" от 2 июня 2014 г. N ДТР-175-14 (IV - VII этапы строительства в Забайкальском крае) на выполнение работ по строительству объектов Программы, что оказало влияние на сроки ее реализации и темпы достижения заявленных Программой в целом значений показателей.
Сроки выполнения работ неоднократно продлевались путем заключения дополнительных соглашений к указанным договорам. Несмотря на существенное нарушение сроков выполнения работ по строительству объектов в Республике Хакасия (IV этап) и Забайкальском крае (IV - VII этапы), по состоянию на 1 января 2016 года ФГУП "РТРС" меры по взысканию неустойки не принимались. При этом подрядчикам (ООО НТЦ "Космос" и ООО "Алмаз-Антей Телекоммуникации") было выплачено 97% цены договора (включая аванс в размере 70% цены договора). ФГУП "РТРС" начал претензионную работу по указанным договорам только в феврале 2016 года.
Кроме того, отмечены недостаточный уровень контроля со стороны филиалов ФГУП "РТРС" за сроками устранения подрядчиком замечаний рабочей комиссии по результатам осмотра объектов строительства и, соответственно, затягивание сроков проведения приемочной комиссии на объекте (например, в филиале ФГУП "РТРС" в Республике Хакасия).
3. В ходе строительства объектов сети цифрового наземного телевизионного вещания допускались отклонения объемов и состава выполненных работ от утвержденной государственной экспертизой сметной документации. При этом на момент проведения работ с отклонением от проектной документации отсутствовали согласованные заказчиком и подрядчиком корректировки к рабочей и проектной документации (например, по объектам строительства в Забайкальском крае).
4. В нарушение пункта 8 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228, ФГУП "РТРС" платежным поручением от 18 июня 2014 г. N 8886 перечислило часть чистой прибыли в размере 25% в федеральный бюджет по результатам 2013 года в объеме 391 070,5 тыс. рублей позже установленного законодательством срока на три дня.
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2015 г. N 911 в Программу были внесены изменения, в соответствии с которыми Программа продлена на три года, общий объем ее финансирования увеличен на 43 091,47 млн. рублей и составил 164 794,48 млн. рублей, в том числе объем средств федерального бюджета увеличен на 24 223,3 млн. рублей и составил 98 554,21 млн. рублей. На момент проведения проверки в Стратегию развития федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" на 2013 - 2015 годы, утвержденную приказом Роспечати от 11 декабря 2013 г. N 395, соответствующие изменения в части сроков реализации и объемов средств федерального бюджета на финансирование Программы в соответствии с ее новой редакцией не внесены.
6. Пункт 1.3 договора от 5 февраля 2014 г. N 11/09-14, заключенного между Роспечатью и ФГУП "РТРС", о предоставлении и целевом использовании субсидии в части установленных значений целевых показателей не соответствует значениям целевых показателей эффективности реализации Программы, определенных приложением N 1 к Программе, в которую постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2014 г. N 890 были внесены изменения.
7. В соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н, при формировании учетной политики утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В нарушение указанного пункта рабочий план счетов ФГУП "РТРС", являющийся приложением N 2 к Учетной политике, утвержденной приказом ФГУП "РТРС" от 11 декабря 2013 г. N 168а (далее - Учетная политика), не содержит полного и корректного перечня фактически используемых для отражения хозяйственных операций синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, включая забалансовые счета.
8. В нарушение части 4 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также пункта 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н, в Учетной политике не разработан применяемый способ определения величины создаваемого резерва предстоящей оплаты отпусков.
9. В соответствии с пунктом 4.4 Учетной политики ФГУП "РТРС" отражает общепроизводственные и общехозяйственные (управленческие) расходы на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы", которые в конце отчетного периода списываются на счет 90.08 "Общепроизводственные и общехозяйственные расходы". На основании данного способа, утвержденного в Учетной политике, при формировании отчета о финансовых результатах за отчетный период сумму общепроизводственных и общехозяйственных расходов необходимо отражать по строке 2220 "Управленческие расходы". При этом общепроизводственные и общехозяйственные расходы за 2014 год на сумму 2 887 961 тыс. рублей и за девять месяцев 2015 года на сумму 2 081 203 тыс. рублей необоснованно отражены по строке 2120 "Себестоимость продаж" и не включены в строку 2220 "Управленческие расходы" отчетов о финансовых результатах за указанные отчетные периоды. Данный недостаток представляет собой некорректное раскрытие информации о фактических расходах в части показателей "Себестоимость продаж" и "Управленческие расходы" и, соответственно, показателя "Валовая прибыль (убыток)" отчета о финансовых результатах за 2014 год и девять месяцев 2015 года, что может повлиять на мнение пользователей отчетности ФГУП "РТРС".
10. В нарушение пункта 5.3.2 договора от 8 июня 2011 г. N ДТР-259-11 о строительстве сети цифрового наземного телевизионного вещания на территории Ханты-Мансийского автономного округа (5 этапов), заключенного между ФГУП "РТРС" и ООО "Телеком-Проект-5", выполнение работ по строительству объектов "Агириш", "Алтай", "Большой Атлым" на соответствующих земельных участках было начато без оформления ФГУП "РТРС" договорных отношений об их аренде в установленном законом порядке.
11. По итогам проверки в филиалах ФГУП "РТРС" в Республике Хакасия и в Забайкальском крае установлено, что поставка оборудования для установки на объектах строительства в регионах по заключенным договорам осуществлялась сразу после перечисления ФГУП "РТРС" аванса в адрес подрядчика, являющегося также поставщиком оборудования. С учетом переноса сроков выполнения работ по отдельным категориям оборудования, например, по некоторым моделям контейнеров для объектов IV этапа строительства в Республике Хакасия, гарантийные сроки, установленные заводом-изготовителем, закончились еще до ввода объекта в эксплуатацию.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) внести изменения в Стратегию развития федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" на 2013 - 2015 годы, утвержденную приказом Роспечати от 11 декабря 2013 г. N 395, в части сроков реализации и объемов средств федерального бюджета на финансирование Программы в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 985 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2015 г. N 911);
2) внести в Учетную политику следующие дополнения:
разработать и утвердить в Учетной политике способ определения величины создаваемого резерва предстоящей оплаты отпусков сотрудников в соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н;
включить в рабочий план счетов, являющийся приложением N 2 к Учетной политике, используемые для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете синтетические и аналитические счета (включая забалансовые счета).
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 апреля 2016 г. N 18К (1093).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" или лицу, исполняющему его обязанности, надлежит уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в срок до 1 июля 2016 года с предоставлением копий подтверждающих документов.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 6 мая 2016 г. N ПР 02-36/02/1-02
Текст представления официально опубликован не был