Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2016 г. N ПР 04-183/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования в 2012 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года средств бюджета Союзного государства на реализацию научно-технической программы Союзного государства "Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012 - 2016 годы" (шифр "Компомат")" параллельно с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Целевые индикаторы и показатели реализации научно-технической программы Союзного государства "Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012 - 2016 годы" (шифр "Компомат")" (далее - Программа) в целом взаимоувязаны с ее целями и задачами. Вместе с тем отсутствует значение показателя, характеризующего достижение цели в части организации новых опытно-промышленных производств, имеющих технологическую базу мирового уровня.
По итогам реализации Программы за 2012 - 2015 годы не достигнуты значения по 1 из 6 целевых показателей (в части количества технологий, переданных в опытное производство).
2. В результате реализации мероприятий Программы в 2012 - 2015 годах на территории Российской Федерации получен 101 объект интеллектуальной собственности, в том числе: секреты производства (ноу-хау) - 80; изобретения - 13; полезные модели - 6; программа для ЭВМ - 1; база данных - 1.
В отношении 5 объектов интеллектуальной собственности оформлены права Российской Федерации, от имени которой выступает Минпромторг России, 80 созданных результатов интеллектуальной деятельности охраняются как секреты производства (ноу-хау) в режиме коммерческой тайны, остальные изобретения и полезные модели находятся на регистрации в Роспатенте.
3. В нарушение пункта 23 государственного контракта от 21 декабря 2012 г. N 12705.004.13.01, заключенного между Минпромторгом России и Головным исполнителем ОАО "ЦК МПФГ "Формат" в целях выполнения комплекса НИОКР по российской части Программы, патент на изобретение "Полимерная люминесцентная композиция для получения белого цвета, возбуждаемая синим светодиодом" был оформлен на ОАО "ЦК МПФГ "Формат", что создает риск потери результата интеллектуальной деятельности, созданного за счет средств бюджета Союзного государства.
До настоящего времени право Российской Федерации на указанное изобретение не оформлено. Сложившаяся ситуация возникла вследствие отсутствия надлежащего контроля за ходом реализации Программы со стороны Минпромторга России, как государственного заказчика - координатора Программы.
4. Действующая система организации управления Программой и контроля за ходом ее реализации является недостаточно эффективной.
4.1. Правовые акты по организации управления реализацией Программы (в том числе в части координации действий государственного заказчика по управлению реализацией Программы) и контроля за ходом ее реализации Минпромторгом России не издавались.
4.2. Функции по обеспечению научно-технического и организационного управления реализацией Программы возложены на коммерческую структуру ОАО "ЦК МПФГ "Формат" (Головной исполнитель Программы).
Между тем в нарушение пункта 6.4 Программы объем и общие условия передачи функций не закреплены в положениях государственного контракта от 21 декабря 2012 г. N 12705.004.13.01, заключенного между Минпромторгом России и ОАО "ЦК МПФГ "Формат" целях реализации Программы. В то время как в период 2012 - 2015 годов Минпромторгом России оплачены работы ОАО "ЦК МПФГ "Формат" по организационному и научно-техническому сопровождению в сумме 100 891,5 тыс. рублей, что составило 13,4% объема финансирования Программы.
При этом ОАО "ЦК МПФГ "Формат" в рамках реализации Программы самостоятельно НИОКР не проводило. Программные мероприятия выполнялись по контрактам с исполнителями работ.
4.3. Минпромторг России не обеспечил создание и формирование Научно-технического совета Программы, что не соответствует требованиям пункта 6.5. Программы и пункта 5.1. Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7 (с учетом изменений) (далее - Порядок разработки и реализации программ Союзного государства). Научно-технический совет Программы создан ОАО "ЦК МПФГ "Формат".
4.4. В нарушение пункта 5.1. Порядка разработки и реализации программ Союзного государства и пункта 6.5 Программы Минпромторг России, как государственный заказчик на территории Российской Федерации, в период 2012 - 2015 годов не осуществлял проверки выполнения мероприятий и расходования финансовых средств в ходе реализации Программы.
4.5. В нарушение пункта 3.3.1 Порядка разработки и реализации программ Союзного государства методика оценки эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, Минпромторгом России не разработана и не утверждена.
4.6. В нарушение пункта 5.7 Порядка разработки и реализации программ Союзного государства аналитические отчеты не включали разделы, предусматривающие информацию:
о соответствии полученных результатов заданиям Программы; достигнутых в отчетном году показателях; об объемах, направлениях расходования, целевом использовании финансовых средств по мероприятиям Программы с разбивкой по источникам финансирования за 2012 год;
об имуществе, созданном и приобретенном за счет средств бюджета Союзного государства в результате реализации Программы за 2013 год.
4.7. В нарушение пунктов 2, 3 Порядка заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности), утвержденного постановлением Госкомстата Российской Федерации от 26 декабря 2003 г, N 115, нарушались сроки представления квартальной отчетности по форме N 1-Союз за январь-март 2013 года (на 6 дней позже отчетного периода); квартальная отчетность по форме N 1-Союз за январь-март 2013 - 2015 годов и январь - июнь 2013 - 2015 годов не содержала сведений о фактически поступивших средствах в соответствии с платежными поручениями.
5. За 2012 - 2015 годы профинансировано из бюджета Союзного государства на реализацию Программы 772 694,0 тыс. рублей (85,5% объема финансирования Программы).
Кассовые расходы по выполненным мероприятиям Программы составили 753 768,0 тыс. рублей (97,6% объема финансирования за указанный период).
Неиспользованные остатки средств бюджета в рамках реализации Программы, образовавшиеся в 2012 году в результате экономии, сложившейся по результатам проведенных конкурсных процедур, составили 18 926,0 тыс. рублей (2,4% объема выделенного финансирования) и возвращены в доход бюджета Союзного государства. Значительный объем сложившейся экономии свидетельствует о неэффективном планировании.
6. При определении планового объема средств по направлениям финансирования мероприятий Программы в состав затрат включены затраты по направлению "прочие затраты и непредвиденные расходы, связанные с корректировкой конструкторской документации, дополнительными НИР, введением поправок в технологию, необходимость которых выявилась в ходе решения проблем" на 2012 - 2015 годы в размере 42 394,2 тыс. рублей (5,5% общего объема финансирования по направлениям расходования бюджетных средств), обоснования и расчеты по которым отсутствовали. При этом ежегодно данные средства по указанному направлению не использовались, а перераспределялись по другим направлениям НИОКР.
7. В 2012 - 2015 годах допущено перераспределение средств в разрезе направлений финансирования программных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации, без внесения в установленном порядке изменений в Программу на сумму 95 013,2 тыс. рублей.
8. Установлен факт неисполнения обязательств ОАО "ЦК МПФГ "Формаш" по государственному контракту от 21 декабря 2012 г. N 12705.004.13.01 в части изготовления и монтажа машин и оборудования для выполнения НИОКР по теме 26 "Разработка технологии и оборудования для производства гидратцеллюлозного жгутика (прекурсора) с заданными свойствами мощностью 200 тонн в год".
Исполнителем НИОКР по теме 26 является ООО "Балаково Карбон Продакшн", которым заключен контракт от 1 января 2014 г. N ПУ-1406 с французской компанией "Диполь Инновейшн Сарл" на выполнение НИОКР, включающий обязательство французской компании по изготовлению машин и оборудования на сумму 9 292,0 тыс, рублей.
Вследствие введенных экономических санкций в отношении Российской Федерации доставка и монтаж указанного оборудования в установленные календарным планом сроки (декабрь 2014 г. - декабрь 2015 г. соответственно) не осуществлены.
При этом ООО "Балаково Карбон Продакшн" произвело оплату за изготовление оборудования в полном объеме на основании решения научно-технического совета Программы от 23 октября 2014 г. N 5, которым утверждены основные результаты выполненных в 2014 году работ по всем 30 мероприятиям Программы. Головной исполнитель осуществил рассмотрение и приемку научно-технической продукции, полученной в результате выполнения НИОКР и отчетных документов, результаты работы Минпромторгом России были приняты и оплачены в полном объеме согласно актам сдачи-приемки.
Неисполнение предусмотренных государственным контрактом от 21 декабря 2012 г. N 12705.004.13.01 обязательств в части изготовления и монтажа машин и оборудования для выполнения НИОКР по теме 26 создает риски невыполнения указанного мероприятия Программы, что повлечет необходимость принятия мер по возмещению средств в размере 9 292,0 тыс. рублей в бюджет Союзного государства по итогам завершения Программы.
9. Правовыми документами Минпромторга России порядок организации работы по направлению сведений о начинаемых НИОКР и результатах НИОКР в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ) не урегулирован.
Государственным контрактом от 21 декабря 2012 г. N 12705.004.13.01, заключенным между Минпромторгом России и Головным исполнителем, не предусмотрено представление сведений в ЕГИСУ по новым формам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 21 октября 2013 г. N 1168*.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству промышленности и торговли Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений в Программу в разрезе направлений финансирования программных мероприятий в соответствии с фактическими затратами.
2. Рассмотреть вопрос о разработке порядка организации работы по направлению сведений о начинаемых НИОКР и результатах НИОКР в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
3. Обеспечить:
3.1. Закрепление в государственном контракте от 21 декабря 2012 г. N 12705.004.13.01 объема и общих условий передачи ОАО "ЦК МПФГ "Формаш" функций по обеспечению научно-технического и организационного управления реализацией Программы.
3.2. Оформление права Российской Федерации на изобретение "Полимерная люминесцентная композиция для получения белого цвета, возбуждаемая синим светодиодом".
3.3. Разработку и утверждение методики оценки эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы.
4. Принять меры по возмещению в бюджет Союзного государства денежных средств в размере 9 292,0 тыс. рублей, предусмотренных государственным контрактом от 21 декабря 2012 г. N 12705.004.13.01 в целях выполнения НИОКР по теме 26 "Разработка технологии и оборудования для производства гидратцеллюлозного жгутика (прекурсора) с заданными свойствами мощностью 200 тонн в год", в случае если по итогам завершения Программы поставка и монтаж указанного оборудования на территории Российской Федерации не осуществлены.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2016 г. N 25К (1100).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министру промышленности и торговли Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в следующие сроки: по пунктам 1 - 3 - до 1 ноября 2016 года, по пункту 4 - до 1 февраля 2017 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
_____________________________
* "Об утверждении форм направления сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения в целях учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и требований к заполнению указанных форм, а также порядка подтверждения главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовое обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения и выполняющими функции заказчика таких работ, соответствия сведений об указанных работах, внесенных в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условиям государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2016 г. N ПР 04-183/04-02
Текст представления официально опубликован не был