Представление Счетной палаты РФ от 2 июня 2016 г. N ПР 12-180/12-04
В соответствии с пунктом 1.1.1.1.64 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор, Служба), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В части реализации полномочий Рособрнадзора, установленных пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594 (далее - Положение) отмечается, что Службой в 2015 году фактически не проводилась реализация полномочий, установленных подпунктами 5.1 - 5.3 и 5.9 Положения - в отношении федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.
В связи с отсутствием в Плане проведения Рособрнадзором плановых проверок юридических лиц на 2015 год, а также отсутствием оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Рособрнадзором не осуществлялся: федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью указанных организаций (учреждений), федеральный государственный контроль качества образования, государственный надзор за соблюдением указанными в пункте 5.1 Положения организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также лицензионный контроль в отношении данных организаций (учреждений).
2. По реализации полномочий, установленных подпунктом 5.27 Положения в части установления требований к содержанию и формам отчетности, а также порядка представления отчетности об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, в 2015 году Рособрнадзором велась работа по разработке и согласованию проекта приказа "Об утверждении формы отчета об осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и порядка представления отчета".
Однако в связи с длительным согласованиями проекта приказа с Минобрнауки России и его доработками в течение 2015 года установленные планом Рособрнадзора по разработке нормативных правовых актов на 2015 год сроки разработки указанного проекта Службой постоянно переносились. В соответствии с планом Рособрнадзора по разработке нормативных правовых актов на 2016 год срок направления указанного проекта приказа на государственную регистрацию в Минюст России установлен - II квартал 2016 года.
На момент проведения проверки указанный приказ не принят. Таким образом, в 2015 году и в текущем периоде 2016 года вышеуказанное полномочие Рособрнадзором фактически не реализовано.
3. В части реализации подпункта 5.34. Положения по организации и ведению гражданской обороны в Службе установлено, что согласно Штатному расписанию Рособрнадзора Управление организации бюджетного процесса и проведения закупок включает в себя 27 единиц, а в сведениях о штатной численности, отраженных в Плане гражданской обороны и Плане эвакуации, Управление закупок состоит из 20 единиц. Аналогичная ситуация отмечается по штатной численности иных подразделений Рособрнадзора, при этом общая численность согласно Плану гражданской обороны и Плану эвакуации (212 человек) соответствует Штатному расписанию на 2015 год.
Штатное расписание Рособрнадзора на 2016 год утверждено в количестве 191 единицы, в связи с чем, необходимо приведение Плана гражданской обороны и Плана эвакуации в соответствие со Штатным расписанием на 2016 год.
4. В соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила) приказом Рособрнадзора от 3 ноября 2015 г. N 2016 утверждено Положение об организации и проведении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В Рособрнадзоре отсутствуют решения руководителя о назначении (приостановлении, продлении сроков) аудиторских проверок, что является нарушением пункта 43 Правил. В нарушение пункта 55 Правил в Рособрнадзоре отсутствует годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
Таким образом, в Рособрнадзоре не осуществляется в должной мере внутренний финансовый аудит, что не соответствует пункту 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
5. Согласно пункту 5.2. утвержденных Рособрнадзором государственных заданий подведомственным бюджетным учреждениям сроки предоставления отчетов об исполнении государственного задания установлены ежегодно в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным. Отчет об исполнении государственного задания за 2015 год ФГБНУ "ФИПИ" был представлен письмом от 29 февраля 2016 г. N 138/16 с нарушением установленного государственным заданием срока.
6. Рособрнадзором, в нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, не представлены в ТУ Росимущества сведения по трем земельным участкам, предоставленным ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, для внесения в реестр федерального имущества Российской Федерации, в том числе: по земельному участку площадью 2342 кв. м, по адресу: г. Москва, улица Шаболовка, владение 33 (кадастровый номер 77:05:0001007:33); по земельному участку площадью 1957 кв. м, по адресу: г. Москва, улица Садовая-Сухаревская, владение 16, стр. 1. (кадастровый номер 77:01:0001089:33); по земельному участку площадью 696 кв. м, по адресу: г. Москва, улица Шаболовка, владение 33 (кадастровый номер 77:05:0001007:37).
7. В нарушение пункта 15 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, не обеспечено внесение сведений реестр федерального имущества Российской Федерации о руководителе Рособрнадзора в отношении 2 зданий и 1 помещения. Так, в реестре федерального имущества Российской Федерации руководителем Рособрнадзора (лицом, осуществляющим функции правообладателя) учтен бывший руководитель Л.Н. Глебова.
8. Согласно данным отчетности (раздел 1 "Доходы бюджета" ф. 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета") на 1 января 2016 года фактическое поступление доходов, администрируемых Рособрнадзором в 2015 году (862 836,4 тыс. рублей) по сравнению с уточненным прогнозом доходов на 2015 год (612 293,5 тыс. рублей) увеличилось на 40,9%, а по сравнению с фактическим поступлением доходов в 2014 году - на 65,4%, что свидетельствует о недостаточном качестве прогнозирования доходов Рособрнадзором как главным администратором доходов федерального бюджета.
9. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. N 1378 "О проведении качества образования" Рособрнадзор проводил мониторинг качества образования не во всех общеобразовательных организациях, а только в тех, которые включили в данный мониторинг органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Согласно пункту 1.2 приказа Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. N 1378 Рособрнадзор должен до 31 декабря 2015 года представить руководству Министерства доклад о результатах проведения мониторинга качества подготовки обучающихся.
На основании данных мониторинга, проведенного лишь в некоторых общеобразовательных организациях, Рособрнадзор представил в Минобрнауки России доклад, в котором указал на высокое качество подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях в целом по Российской Федерации.
10. В соответствии с пунктом 5.18 Положения, пунктом 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662, раздела II Показателей мониторинга системы образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 14, Рособрнадзором осуществлялся мониторинг системы начального образования выборочным способом не на основе всего Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года N 373, а только отдельных его компонентов.
Так, вместо анализа качества подготовки обучающихся по учебным предметам Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики, Службой проводился мониторинг только по 3 предметам ("Русский язык", "Математика" и "Окружающий мир").
11. В нарушение подраздела III "Основные количественные характеристики сферы науки и технологий", VI. раздела "Изменения в сфере науки и технологий, направленные на повышение эффективности и качества выполняемых работ в этой сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту" Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р, целевые показатели в части доведения в 2015 году средней заработной платы научных сотрудников подведомственных Рособрнадзору бюджетных научных учреждений до средней заработной платы в соответствующем регионе (при установленном значении 143%) не достигнуты: ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" - 136%, ФГБНУ "Главный государственный экспертный центр оценки качества образования" - 94%.
12. В нарушение пункта 2 Положения формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, в государственных заданиях на 2015 год, утвержденных Рособрнадзором подведомственным учреждениям, показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), не установлены.
Контроль качества государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Рособрнадзора федеральными государственными учреждениями, со стороны Рособрнадзора в 2015 году не осуществлялся.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Рособрнадзору необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Включить в План проведения Рособрнадзором плановых проверок юридических лиц на 2016 год мероприятия по реализации полномочий, установленных пунктом подпунктами 5.1 - 5.3, 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594, в федеральных государственных профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организациях, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.
2. Установить требования к содержанию и формам отчетности, а также порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях.
3. Привести в соответствие утвержденному Штатному расписанию Рособрнадзора на 2016 год План гражданской обороны и План эвакуации Службы.
4. Представить в ТУ Росимущества сведения по трем земельным участкам, предоставленным Рособрнадзору на праве постоянного (бессрочного) пользования, для внесения в реестр федерального имущества Российской Федерации, в том числе: по земельному участку площадью 2342 кв. м, по адресу: г. Москва, улица Шаболовка, владение 33 (кадастровый номер 77:05:0001007:33); по земельному участку площадью 1957 кв. м, по адресу: г. Москва, улица Садовая-Сухаревская, владение 16, стр. 1 (кадастровый номер 77:01:0001089:33); по земельному участку площадью 696 кв. м, по адресу: г. Москва, улица Шаболовка, владение 33 (кадастровый номер 77:05:0001007:37).
5. Обеспечить внесение сведений о руководителе Рособрнадзора в отношении 2 зданий и 1 помещения в реестр федерального имущества Российской Федерации.
6. Принять меры по повышению качества прогнозирования доходов бюджета.
7. Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2016 г. N 25К (1100).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 2 июня 2016 г. N ПР 12-180/12-04
Текст представления официально опубликован не был