Представление Счетной палаты РФ от 2 июня 2016 г. N ПР 12-178/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Университет, СПбГУ), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Университетом не соблюдены положения пункта 1 статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при заключении контракта от 17 ноября 2014 г. N 10/14/ОК/44 (далее - государственный контракт от 17 ноября 2014 г. N 10/14/ОК/44) с ООО "Архитектурное бюро "Студия 44" на проектирование комплекса зданий Университета на земельном участке, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, Мичманская ул., участок N 1 (северо-западнее пересечения с ул. Кораблестроителей) и разработку документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания), ограниченной ул. Кораблестроения, Мичманской ул., Морской наб. и наб. реки Смоленки в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга (далее - Объект), согласно которому бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой. Цена контракта составляет 98 000,0 тыс. рублей. Срок выполнения работ в течение 12 месяцев со дня заключения контракта.
Изменения в Федеральную адресную инвестиционную программу внесены после 1 декабря 2014 года.
1. В нарушение пункта 3 Положения о формировании государственного задания государственное задание СПбГУ на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (на выполнение услуг) утверждено Правительством Российской Федерации 20 января 2015 г. N 208п-П17 (далее - Государственное задание от 20 января 2015 г.), т.е. позже установленного срока (не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
2. В нарушение пункта 15 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 (далее - Положение о формировании государственного задания), согласно которому предоставление федеральному бюджетному учреждению субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого федеральным бюджетным учреждением и федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, соглашение между Правительством Российской Федерации (учредителем) и СПбГУ о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2015 году не заключалось.
В связи с чем возможные отклонения от установленных показателей, в пределах которых государственное задание считается выполненным в отношении СПбГУ не установлены.
Между тем, согласно сведениям о выполнении государственного (муниципального) задания (Код формы по ОКУД 0503762) плановое количество обучающихся за счет средств субсидии в рамках исполнения государственного задания составило 20,3 тыс. человек - сумма 5 874,5 тыс. рублей. Фактическое значение составило 19 478 человек - сумма 5 874,5 тыс. рублей. Таким образом, при неизменном объеме затраченных средств фактическое количество обучающихся за счет субсидии на 867 человек или на 4,3% меньше, чем запланированное.
Количество тем/результатов интеллектуальной деятельности фундаментальных научных исследований запланировано 444 шт., фактическое значение составило 1 889 шт., при объеме финансового обеспечения за счет средств государственного задания - 912 507,9 тыс. рублей.
Количество тем/результатов интеллектуальной деятельности прикладных научных исследований при плановом значении 397 шт., фактическое значение составило 877 шт., при объеме финансового обеспечения за счет средств государственного задания - 107 614,5 тыс. рублей.
3. В соответствии с пунктом 7 распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. N 184-р, мероприятия по реорганизации Университета в форме присоединения к нему федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" должны быть завершены до 1 мая 2015 года. До настоящего времени реорганизация не завершена.
4. СПбГУ в нарушение статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключено дополнительное соглашение от 31 декабря 2014 года N 1 к государственному контракту от 17 ноября 2014 г. N 10/14/ОК/44, согласно которому Техническое задание (Приложение N 1 к Контракту) изложено в новой редакции, в том числе, изменены сроки строительства Объекта с 2016 - 2018 годов на 2016 - 2019 годы.
5. СПбГУ в 2012 - 2015 годах в нарушение статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 432 (далее - Правила), заключены 21 договор аренды недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении, в отсутствие решений собственника имущества и Комиссии об оценке последствий заключения договоров аренды.
Кроме того, в ходе сравнения размера арендной платы, предусмотренной в договорах аренды, заключенных в 2012 - 2014 годах, и рыночной стоимости аренды одного квадратного метра недвижимого имущества, находящегося по адресу: г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11, согласно отчету N 169-08/15-pal от 7 ноября 2015 года, подготовленному ООО "PMC-ОЦЕНКА" на дату оценки 15 сентября 2015 года, установлено, что арендная плата, предусмотренная в договорах аренды значительно ниже рыночной стоимости аренды.
Однако размер арендной платы по договорам аренды, заключенным в 2012 - 2014 года СПбГУ не пересматривался.
6. В ходе контрольного мероприятия установлено, что в СПбГУ в рамках реализации проекта "Реставрация и приспособление для современного использования, капитальный ремонт и техническое переоснащение объекта/ансамбля культурного наследия федерального значения "Усадьба Меньшикова А.Д. (Первый кадетский корпус)" и "Здания студенческой столовой Санкт-Петербургского университета" по адреса: Санкт-Петербург, Кадетская линия В.О., д. 1-3, литеры А, Б, Д, В, Е; Университетская набережная, д. 13, литеры В, Б, Е, Ж (далее - объект капитального строительства) разработана проектно-сметная документация и 22 декабря 2014 года получены положительные заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" Санкт-Петербургский филиал по проектной документации и результатам инженерных изысканий и по проверке достоверности сметной стоимости капитального строительства, строительства которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Исходя из содержания положительного заключения по проверке достоверности сметной стоимости капитального строительства, следует, что финансирование по данному объекту капитального строительства будет осуществляться за счет бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета.
Согласно статье 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (далее - ФАИП).
СПбГУ в 2015 году бюджетные ассигнования на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений по указанному объекту капитального строительства в федеральном бюджете не предусматривались. На момент проведения контрольного мероприятия объект капитального строительства в ФАИП не включен.
Таким образом, осуществление расходов на реализацию мероприятий инвестиционного характера в объект, не включенный в ФАИП, за счет средств субсидий на иные цели (проведение капитального ремонта федерального имущества) может привести к нецелевому использованию средств федерального бюджета.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Университету необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по завершению мероприятий по реорганизации Университета в форме присоединения к нему федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. N 184-р.
2. Обеспечить направление в Росимущество документов, предусмотренных Правилами, для принятия решения Комиссии об оценке последствий заключения договоров аренды.
3. Проработать вопрос о включении объекта капитального строительства в ФАИП и направить в установленном порядке соответствующие предложения в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Университета, допустивших выявленные нарушения законодательства.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 27 мая 2016 г. N 28К (1103).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ректору СПбГУ либо лицу, исполняющему обязанности необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 2 июня 2016 г. N ПР 12-178/12-04
Текст представления официально опубликован не был