Представление Счетной палаты РФ от 1 июня 2016 г. N ПР 14-148/14-03
В соответствии с Планом работа Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета на 2015 год" в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент, Служба) и федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Российская государственная академия интеллектуальной собственности" (далее - ФГБОУ ВО "РГАИС"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Роспатентом в раздел 5 государственного задания на выполнение государственных работ ФГБУ "ФИПС" на 2015 год включена государственная работа "Проведение подготовительных работ для осуществления аттестации патентных поверенных в Российской Федерации", которая на момент утверждения государственного задания не входила в перечень основных видов деятельности ФГБУ "ФИПС".
2. В нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, инвентаризация финансовых обязательств Роспатента в части дебиторской задолженности Роспатента по доходам федерального бюджета по лицензионным договорам, числящимся на бюджетном учете Службы, перед составлением годовой бюджетной отчетности проведена не в полном объеме.
3. В нарушение части 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 12, 22, 28, 31, 38, 55, 57 Правил осуществления внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, должностным лицом, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, внутренний финансовый аудит в 2015 году в Роспатенте не осуществлялся, порядок представления отчета о результатах аудиторских проверок и годовой отчетности об их результатах не устанавливался, аудиторских проверок не проводилось и соответствующая годовая отчетность о результатах внутреннего финансового аудита не составлялась. Также на должном уровне не осуществлялся внутренний финансовый контроль: не утверждалась карта внутреннего финансового контроля, не велись регистры (журналы) внутреннего финансового контроля.
4. Роспатентом заключено 7 договоров гражданско-правового характера с физическими лицами на выполнение в 2015 году работ, исполнение которых предусмотрено положениями о структурных подразделениях Роспатента (ведение архивного дела, сортировка и доставка почтовой корреспонденции, разбор и обработка электронных платежных документов и т.п.). Выплаты по указанным договорам в 2015 году составили 1 787,0 тыс. рублей.
5. В нарушение пункта 1 статьи 4 требований Федерального закона от 27 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Роспатентом не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на помещения, общей площадью 353,4 кв. метров, закрепленные за Роспатентом распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в городе Москве от 21 сентября 2012 г. N 1137.
6. В нарушение пункта 7 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н, и подпункта 7 пункта 5.7 Требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет, утвержденного приказом Федерального казначейства от 15 февраля 2012 г. N 72, на сайте www.bus.gov.ru в разделе "Сведения о контрольных мероприятиях и их результатах за 2015 год" не размещена информация о проведенной Роспатентом в декабре 2015 года проверки эффективности использования ФГБОУ ВО "РГАИС" бюджетных средств, выделенных на выполнение государственного задания, по затратам на общехозяйственные нужды.
7. План-график размещения заказов для нужд Роспатента на 2015 год размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на 20 дней позже срока, установленного пунктом 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального Казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н.
8. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Роспатентом в конкурсной документации установлено требование о наличии действующей лицензии ФСТЭК России по технической защите конфиденциальной информации не к участникам открытых конкурсов (N 0173100006714000008 и N 0173100006715000003) на оказание услуг по обеспечению функционирования, эксплуатации информационной системы "Администрирование доходов бюджета", а к исполнителю государственного контракта.
9. В нарушение части 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ Роспатентом не размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) сведения об осуществлении закупки на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ на оказание услуг почтовой связи у единственного поставщика ФГУП "Почта России" (контракт от 27 февраля 2015 г. N 6/059-13475).
10. Роспатент не осуществлял надлежащий ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, предусмотренный статьей 100 Федерального закона N 44-ФЗ, в отношении подведомственного учреждения ФГБОУ ВО "РГАИС".
10.1 В нарушение части 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ ФГБОУ ВО "РГАИС" не размещены в ЕИС сведения об осуществлении закупки на оказание услуг телефонной связи (договор от 14 декабря 2015 г. N 0029534-1/2009), на оказание услуг горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения (договоры от 23 ноября 2015 г. N 07.662284кГВ, N 07.662284кТЭ и от 3 декабря 2015 г. N 3018258).
10.2. Объем закупок ФГБОУ ВО "РГАИС" в 2015 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составил 7,42% от совокупного годового объема закупок, что в 2 раза меньше установленного частью 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ объема закупок (15%).
11. Роспатентом в 2004 году заключен договор с ОАО "МТС" о предоставлении услуг сети сотовой радиотелефонной связи с условием его автоматической пролонгации (действие договора продлевается каждый раз на следующий год, если ни одна из сторон не заявит об обратном не позднее, чем за две недели до окончания срока его действия).
В 2015 году в рамках указанного договора с ОАО "МТС" было оплачено 8 счетов на общую сумму 492,1 тыс. рублей.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Роспатентом осуществлялась закупка услуг подвижной радиотелефонной связи без применения конкурентных способов определения исполнителя.
12. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Роспатент не направил в Федеральное казначейство документы о приемке поставленного товара, оказанных услугах по трем исполненным контрактам для размещения их в реестре контрактов (реестровые номера контрактов N 1773017608815000004, N 0173100006715000001 и N 1773017608815000007).
13. В нарушение требований пункта 10 Графика подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами планов информатизации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", утвержденного приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. N 152, план информатизации Роспатента на 2015 - 2017 годы, утвержден приказом Роспатента от 25 января 2016 г. N 7 на 342 дня позже установленного срока (до 16 февраля 2015 года).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по интеллектуальной собственности необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Завершить инвентаризацию финансовых обязательств Роспатента в части дебиторской задолженности Роспатента по доходам федерального бюджета в части лицензионных договоров, числящихся на бюджетном учете Службы по состоянию на 1 января 2016 года.
Результаты инвентаризации оформить актом о проведении инвентаризации и инвентаризационными описями в разрезе текущей, просроченной и нереальной к взысканию дебиторской задолженности, составленными по форме N 0504089, предусмотренной приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению".
2. Обеспечить проведение внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля в соответствии с требованиями Правил осуществления внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
Утвердить карту внутреннего финансового контроля, порядок представления отчета о результатах аудиторских проверок и годовой отчетности о их результатах. Обеспечить ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля.
3. Принять необходимые меры в целях государственной регистрации права оперативного управления на помещения, общей площадью 353,4 кв. метров, закрепленные за Роспатентом распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в городе Москве от 21 сентября 2012 г. N 1137.
4. Обеспечить размещение информации в сети Интернет на официальном сайте www.bus.gov.ru о проведенной Роспатентом в декабре 2015 года проверке эффективности использования ФГБОУ ВО "РГАИС" бюджетных средств, выделенных на выполнение государственного задания, по затратам на общехозяйственные нужды.
5. Провести служебную проверку по фактам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2016 г. N 24К (1099).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федеральной службы по интеллектуальной собственности или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 июня 2016 г. N ПР 14-148/14-03
Текст представления официально опубликован не был