Представление Счетной палаты РФ от 1 апреля 2016 г. N ПР 07-31/07-02
В соответствии с Планами работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 и 2016 годы проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2014 году и истекшем периоде 2015 года на реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (параллельно с Контрольно-счетной палатой Калининградской области, Контрольно-счетной палатой Курской области и Контрольно-счетной палатой Омской области), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. ФМС России комплексный анализ итогов реализации целей и задач Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - Государственная программа), проводится недостаточно эффективно, функции координатора Государственной программы осуществляются не на должном уровне.
2. Положение о Федеральной миграционной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711, не предусматривает полномочий ФМС России по осуществлению выплат участникам Государственной программы, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации.
3. Осуществляемое ФМС России в рамках реализации Государственной программы методическое обеспечение в отношении координации взаимодействия с МИДом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также контроля за реализацией Государственной программы являлось недостаточным, о чем свидетельствуют выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения, допущенные в части оформления документов, необходимых для осуществления выплат участникам Государственной программы.
4. Анализ показал отсутствие взаимосвязи между плановыми значениями показателей (индикаторов) и параметрами ресурсного обеспечения основных мероприятий подпрограммы 3 "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - подпрограмма 3) государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 307.
Так, в 2014 году при уменьшении объемов финансирования мероприятий подпрограммы 3 государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения" на 1 141 345,9 тыс. рублей или на 38,7% (в связи с отказом ФМС России от бюджетных ассигнований) достигнутые значения показателей (индикаторов), отражающих эффективность ее реализации, фактически превышали плановые.
В 2014 году состав и значения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 3 являлся недостаточным для обеспечения полноценной оценки степени достижения ее целей и решения задач.
Показатели (индикаторы) подпрограммы 3 государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения" не были увязаны с основными мероприятиями, что не позволило оценить качественный уровень проводимой ФМС России работы, а также получаемый эффект от реализации основных мероприятий подпрограммы.
5. В подготовленных ФМС России и утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 1947-р критериях оценки, характеризующих эффективность реализации Государственной программы, значения показателей, относительно которых необходимо соотносить полученные по итогам реализации Государственной программы данные, отсутствуют, в связи с чем не представляется возможным в полной мере оценить эффективность ее реализации,
6. Проверка показала недостаточный уровень качества планирования бюджетных средств ФМС России.
В целях осуществления 12 основных мероприятий подпрограммы 3 государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения" Минфином России в 2014 году были зарезервированы для ФМС России, как ответственного исполнителя по указанной подпрограмме, бюджетные ассигнования в объеме 2 611 774,8 тыс. рублей, из которых невостребованно - 1 106 587,9 тыс. рублей (42,4%).
7. ФМС России заключала государственные контракты на выполнение работ по изготовлению, тиражированию и поставке бланков свидетельств участника Государственной программы в проверяемый период в количестве 150 000 шт., ежегодно, которые использованы не в полном объеме, несмотря на увеличение численности соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию.
Остаток бланков свидетельств участника Государственной программы составил на 1 января 2015 года 44 965 шт. (30%), на 1 января 2016 года - 78 325 бланков, или 52,2% планируемых бланков на год.
Указанные факты свидетельствуют о низком качестве планирования средств на изготовление бланков свидетельств (без учета фактической потребности в бланках и их остатков за предыдущий год) и неэффективном использовании указанных средств. Общая сумма расходов на изготовление бланков свидетельств, которые не были использованы, на 1 января 2015 года составила 3 631,8 тыс. рублей, на 1 января 2016 года - 5 102,1 тыс. рублей.
8. Разница в стоимости заключенных в 2014 году двух аналогичных государственных контрактов от 10 июля 2014 г. N 31-ГОС/14 с ООО "Полиграфзащита" и от 11 декабря 2014 г. N 91-ГОС/14 с ООО "СпецБланк-Москва" на изготовление бланков свидетельств участников Государственной программы (в количестве 150 000 бланков по каждому контракту) составила 2 345,2 тыс. рублей, что является следствием неэффективно проводимой ФМС России работы по анализу рынка при применении метода сопоставимых рыночных цен, предусмотренного статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Фактическая цена за 1 бланк свидетельства в соответствии с заключенными контрактами составила 80,72 рублей и 65,14 рублей.
9. В 2014 и 2015 годах имели место факты выбытия из территорий вселения ранее 2 лет соотечественников, не связанных денежными обязательствами по выплатам и компенсациям, предоставляемым в рамках Государственной программы (3 986 человек). Неполучение денежных выплат соотечественниками в дальнейшем не исключает рисков отказа от их участия в Государственной программе сразу после получения гражданства Российской Федерации. Кроме того, не осуществлен возврат произведенных им выплат в сумме 2 390,3 тыс. рублей.
10. ФМС России, в нарушение пункта 8 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 852, при расчете субсидии субъектам Российской Федерации на 2015 год был неверно применен уровень расчетной бюджетной обеспеченности (применен показатель, предусмотренный для расчета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов), что повлекло занижение субсидии из федерального бюджета 29 субъектам Российской Федерации и завышение 25 субъектам Российской Федерации на общую сумму 2 896,6 тыс. рублей.
11. Проверкой в УФМС России по Калининградской области выявлены следующие нарушения:
в нарушение пункта 5 Порядка рассмотрения территориальными органами Федеральной миграционной службы заявлений о выплате пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденного приказом ФМС России от 10 октября 2014 г. N 555, не утверждено положение о комиссии УФМС России по Калининградской области по рассмотрению заявлений о выплатах и компенсациях, фактически действовавшей в период 2014 - 2015 годов;
выборочной проверкой в УФМС России по Калининградской области выявлены факты оформления заявлений о выплатах на общую сумму 245,6 тыс. рублей с нарушением положений приказов ФМС России от 10 октября 2014 г. N 555 "Об организации деятельности территориальных органов Федеральной миграционной службы по выплате пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей" и от 16 сентября 2015 г. N 413 "Об утверждении формы заявления о выплате участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания" (отсутствуют даты принятия заявлений к рассмотрению, подписи уполномоченных сотрудников территориального органа ФМС России, принявших документы и т.п.);
в нарушение пункта 337 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, УФМС России по Калининградской области бланк свидетельства участника Государственной программы в перечень учитываемых бланков строгой отчетности в учетной политике УФМС России по Калининградской области, не внесен.
12. В части профилактики коррупционных нарушений по результатам контрольного мероприятия установлено:
наличие в ФМС России рисков необъективности и не обеспечения независимости проведения инспекторских проверок, связанных с контролем реализации Государственной программы (по результатам анализа материалов инспекторских проверок);
Управлением государственной службы и кадров ФМС России не проводился контроль в части профилактики коррупционных нарушений за деятельностью УФМС России по Калининградской области.
13. Формирование расходов федерального бюджета на 2015 год в части бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298, осуществлялось при отсутствии указанной подпрограммы в государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения".
Бюджетные ассигнования на оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, запланированы ФМС России в сумме 2 946 389,8 тыс. рублей и утверждены в законе о федеральном бюджете на 2015 год по указанной подпрограмме в ее отсутствие.
14. Подготовка дополнительных и обосновывающих материалов (расчеты, обоснования) при разработке государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения" в части мероприятий подпрограммы 3 "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" ФМС России, как соисполнителем указанной государственной программы, не осуществлялась, что не соответствует пунктам 5 и 9 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок).
15. ФМС России в нарушение пункта 7 Порядка, при подготовке предложений по формированию основных мероприятий и характеризующих их целевых показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения" не учитывались объемы соответствующих источников финансирования (бюджетов субъектов Российской Федерации), что подтверждается значительным превышением плановых показателей (индикаторов) при одновременном сокращении бюджетных ассигнований.
16. ФМС России при подготовке предложений по планированию бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения" в 2014 году не учитывались результаты ее реализации за предыдущий год, что является нарушением пункта 26 Порядка, предусматривающего, что планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ в очередном году и плановом периоде осуществляется, в том числе с учетом результатов реализации государственных программ за предыдущий год.
17. ФМС России допущено ненадлежащее исполнение полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части проведения проверок соблюдения условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу.
ФМС России не осуществлялся контроль за исполнением субъектом Российской Федерации условий Соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Соглашения о предоставлении субсидии), предусмотренный пунктами 3.2.2. и 3.5. указанных Соглашений (в части проведения выездных проверок, направления запросов субъектам Российской Федерации о представлении необходимой информации и документов, проведения проверок достоверности сведений, представленных субъектом Российской Федерации).
Кроме того, форма отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, и об исполнении условий предоставления субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная приказом ФМС России от 27 ноября 2014 г. N 618, не содержит информации о размере финансирования расходного обязательства из средств бюджета субъекта Российской Федерации по мероприятиям, что также не позволяет в полной мере осуществлять надлежащий контроль за исполнением условий указанных Соглашений.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ФМС России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Разработать план мероприятий по осуществлению контроля за исполнением субъектами Российской Федерации Соглашений о предоставлении субсидий, заключенных между ФМС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на 2016 год.
2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в форму отчета, утвержденную приказом ФМС России от 27 ноября 2014 г. N 618, в части уточнения информации о размере финансирования расходного обязательства из средств бюджета субъекта Российской Федерации по мероприятиям.
3. Подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по дополнению критериев оценки эффективности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 1947-р, значениями показателей, в соответствии с которыми необходимо соотносить полученные по итогам реализации Государственной программы данные.
4. Принять меры в целях устранения указанных в настоящем представлении нарушений, выявленных в ходе проверки УФМС России по Калининградской области.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 марта 2016 г. N 12К (1087).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Руководителю Федеральной миграционной службы или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 апреля 2016 г. N ПР 07-31/07-02
Текст представления официально опубликован не был