Представление Счетной палаты РФ от 1 апреля 2016 г. N ПР 04-30/04-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета на обеспечение надлежащего технического состояния объектов федерального недвижимого имущества за рубежом, используемых для обеспечения деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах" (переходящее из Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год, пункт 3.2.10) в Министерстве экономического развития Российской Федерации (г. Москва), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Проверкой установлено, что Торговые представительства Российской Федерации (далее - Торговые представительства, Торгпредства) при проведении эксплуатационного контроля, технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений, расположенных за пределами Российской Федерации и находящихся в оперативном управлении Министерства, используют Руководство по организации и проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 4 апреля 2011 г. N 146 (далее - Руководство), которое не актуализировано и не в полном объеме содержит требования нормативных правовых и нормативно-технических актов Российской Федерации, регулирующих проведение эксплуатационного контроля, технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений. Отдельные нормативные правовые акты, отраженные в Руководстве, утратили свою силу, однако соответствующие изменения в Руководство не вносились.
Проверкой выявлена необходимость разработки и принятия ведомственного нормативного акта, определяющего порядок проведения технического обслуживания и текущего ремонта специального технологического оборудования жилых зданий Торговых представительств в целях обеспечения их надлежащего технического состояния.
2. Полномочия в части организации эксплуатации и ремонта специального технологического оборудования, установленного в зданиях и объектах Торгпредств, не закреплены ни за одним структурным подразделением Департамента обеспечения деятельности Министерства.
3. Торговыми представительствами не налажена работа по контролю за техническим состоянием зданий и сооружений и подготовке их к сезонной эксплуатации. Министерством представлены только 524 (43,7%) из 1 199 актов технического состояния зданий и объектов, которые необходимо было составить Торгпредствами при проведении весенних и осенних осмотров в проверяемом периоде.
При этом не представлено ни одного акта технического состояния за 2013 - 2014 годы Торговыми представительствами в Австрии, Иране, Малайзии, Франции, за 2015 год - Торговым представительством в Бразилии. Не представлены за весь проверяемый период акты технического состояния зданий и объектов Торгпредством в Индонезии.
4. Фактическое замещение должностей инженерно-технического состава загранучреждений на конец отчетного периода (2013 - 2015 годы) составило 71,9%, 65,1% и 75,8% соответственно.
Не были замещены должности в течение 2013 - 2015 годов техника в Торговых представительствах в Австралии, США, отделениях Торговых представительств в Бразилии в г. Рио-де-Жанейро, в Пакистане, г. Карачи, инженера по эксплуатации зданий в Торговом представительстве в Бразилии, в течение 2014 - 2015 годов инженера по эксплуатации зданий в Торговом представительстве в Италии.
Отсутствие инженерно-технического состава в Торговых представительствах отрицательно влияет на качество эксплуатационного контроля, технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений.
5. В нарушение требований пункта 4.20 Руководства размер ежемесячного взноса на текущий (косметический) ремонт жилых помещений в Фонд текущего ремонта за счет личных средств ссудополучателей на 2013 - 2015 годы в Торгпредстве в Финляндии и на 2015 год в Торговых представительствах в Австрии и Венгрии, исходя из фактической стоимости ремонта жилых помещений и с учетом стоимости материалов в стране пребывания, не уточнялся.
Проверкой установлено, что в нарушение указанного пункта Руководства в отдельных случаях Торговыми представительствами в Австрии и Финляндии при освобождении ссудополучателями занимаемых ими жилых помещений остатки средств (разница между стоимостью текущего ремонта и объемом внесенных средств) из фонда текущего ремонта ссудополучателям не возвращалась.
6. В нарушение части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 5.12 Инструкции о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 17 декабря 1999 г. N 79, вся проектная документация на проведение капитального ремонта объектов недвижимого имущества за рубежом, разработанная с 2010 года, Минэкономразвития России не утверждалась.
7. Проверкой установлено, что Минэкономразвития России не обеспечен достаточный контроль за качеством разрабатываемой проектно-сметной документации, в том числе ввиду незнания специфики нормативно-правовой базы страны пребывания Торговых представительств. Это приводит к неэффективным расходам, увеличению сроков выполнения необходимых работ и, как следствие, увеличению затрат федерального бюджета на их выполнение.
Так, в проверяемом периоде Минэкономразвития России неоднократно расторгало государственные контракты с подрядчиками на проведение капитального ремонта объектов недвижимого имущества за рубежом по причине невозможности выполнения работ из-за недостаточного качества проектной документации (капитальный ремонт служебно-жилых и жилых зданий Торговых представительств в Австрии, Венгрии, Чехии).
Минэкономразвития России не используются проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта служебно-жилых зданий Торговых представительств в Словакии, Австрии и Германии. Общая стоимость выполненных и оплаченных работ по их разработке составила 6 877,7 тыс. рублей. Данные объекты не включены Минэкономразвития России в План проведения капитальных ремонтов на 2016 год, в связи с чем существует риск дополнительных расходов федерального бюджета на корректировку указанной проектно-сметной документации, в том числе актуализацию сметной стоимости капитального ремонта.
Разработанная проектировщиком ООО "М.Строй" проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта служебно-жилого дома Торгового представительства в Канаде не использована. Стоимость выполненных проектировщиком и оплаченных Минэкономразвития России работ составила 1 000,4 тыс. рублей.
Общая сумма неэффективно использованных средств федерального бюджета составила 7 878,1 тыс. рублей.
8. Торговым представительством в Индонезии при осуществлении закупок работ, услуг по капитальному ремонту неоднократно нарушались нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ):
в нарушение статьи 72 котировочной комиссией Торгового представительства при проведении процедуры запроса котировок в целях определения подрядчика для выполнения аварийного капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: г. Джакарта, ул. Гереджа Терезия, 33, определение победителя было осуществлено не по наиболее низкой предложенной цене, а по критерию "материально-технической базы и практики возведения объектов в районе округа Ментенг г. Джакарты", что может свидетельствовать о наличии коррупционных проявлений;
в нарушение части 14 статьи 78 Торговым представительством был заключен договор от 20 октября 2014 г. N 12/2014 с победителем запроса котировок - компанией "PT.MITRA KONSTRUKSI NASIONAL" на выполнение лишь части предусмотренных строительно-монтажных работ и дополнительное соглашение к нему на общую сумму 127,8 тыс, долл. США.
9. Выявленные нарушения и недостатки при осуществлении Торговыми представительствами закупок товаров, работ, услуг свидетельствуют о недостаточном контроле, предусмотренным статьей 100 Федерального закона N 44-ФЗ, со стороны Минэкономразвития России за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в отношении Торговых представительств, а также о недостаточном методическом обеспечении процедур и особенностей осуществления закупок Торговыми представительствами на территории иностранных государств.
10. Минэкономразвития России по государственному контракту от 13 октября 2014 г. N ГК-104-ИР/Д21 не предприняты меры по удержанию и перечислению в федеральный бюджет сумм штрафа и неустойки в размере 158,6 тыс. рублей и 54,9 тыс. рублей соответственно из денежных средств, внесенных подрядчиком ООО "Бюро Зарубежсервис" в качестве обеспечения исполнения госконтракта на выполнение работ по разработке в 2014 году проектной документации на капитальный ремонт служебно-жилого здания Торгового представительства в Египте.
11. В нарушение пунктов 3.9 и 3.13.4 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, Минэкономразвития России направлялись запросы о предоставлении ценовой информации отдельным подрядчикам, имевшим опыт выполнения аналогичных контрактов, в отношении которых применялись штрафные санкции в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, по ряду аукционных процедур Минэкономразвития России была использована информация, поступившая от потенциальных исполнителей без приведения расчета цен товаров, работ, услуг.
12. В нарушение пункта 88 Порядка действий контрактной службы для осуществления своих полномочий и ее взаимодействия со структурными подразделениями Министерства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 года N 161 "О контрактной службе Министерства экономического развития Российской Федерации", в соответствии с которым председателем приемочной комиссии в целях приемки товаров, работ, услуг, поставка, выполнение которых осуществляется на территории иностранного государства, назначается Торговый представитель, по отдельным государственным контрактам председателями приемочной комиссии для приемки выполненных работ были назначены сотрудники центрального аппарата Минэкономразвития России.
13. В нарушение части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт жилого дома Торгового представительства в Индонезии был выполнен без разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации. При этом в ходе капитального ремонта иностранной подрядной организацией был выполнен ряд работ, оказывающих влияние на безопасность эксплуатируемого здания: устройство ростверка и опорных балок, обвязка опор, бетонные работы по усилению фундамента. Перечисленные работы входят в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624.
14. Проверкой установлено, что в Министерстве отсутствует комплексный подход к формированию планов проведения текущих ремонтов, что негативно влияет на эффективность и прозрачность планирования затрат.
В планы проведения текущих ремонтов Минэкономразвития России включались только работы, финансирование которых планировалось осуществить за счет бюджетных ассигнований.
При планировании расходов на проведение текущего ремонта не учитывались остатки средств федерального бюджета в предшествующий период. При этом Торговыми представительствами текущий ремонт зданий и объектов производился также и за счет остатков бюджетного финансирования прошлых лет и доходов от разрешенных видов деятельности (дополнительные источники финансирования).
Вместе с тем с учетом неудовлетворительного состояния значительного числа объектов недвижимого имущества за рубежом представляется необходимым при планировании проведения текущих ремонтов зданий и объектов учитывать значительные объемы остатков бюджетных средств и доходов от разрешенных видов деятельности на счетах Торговых представительств за рубежом (на 1 января 2014 года и на 1 января 2015 года составили 19 355,9 тыс. долларов США (633 501,0 тыс. рублей) и 18 717,8 тыс. долларов США (1 053 032,9 тыс. рублей) соответственно).
В проверяемом периоде Минэкономразвития России в течение года вносились существенные корректировки в планы проведения текущих ремонтов с утверждением в конце года (как правило, в декабре) уточненных планов и доведением до Торгпредств соответствующих финансовых средств на осуществление расходов, которые объективно не могли быть освоены в полном объеме по причине отсутствия в целом ряде случаев заключенных Торгпредствами контрактов с подрядчиками на выполнение работ или поздним заключением договоров и переносом основных объемов работ на следующий год.
Также установлено, что работы, выполнение и оплата которых не завершались в текущем году и переносились на следующий год, не включались в план текущих ремонтов на следующий год.
15. В ходе контрольного мероприятия установлено, что в течение проверяемого периода Торговыми представительствами стоимость работ по текущему ремонту зданий и объектов для включения в сводную заявку в целях формирования планов проведения текущих ремонтов на очередной год оформлялась протоколами котировочных комиссий, при этом определялся победитель.
После утверждения Министерством планов проведения текущих ремонтов и смет расходов Торгпредства заключали договоры с подрядчиками (в отдельных случаях спустя 10 - 11 месяцев) в соответствии с протоколами котировочных комиссий, что приводило к нарушению части 7.1 статьи 47 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и пункта 7 части 2 статьи 75 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заключение контрактов Торговыми представительствами с нарушением сроков, установленных законодательством о закупках, а также отказ от заключения контрактов по результатам запроса котировок может привести к возникновению значительных рисков дополнительных расходов федерального бюджета в связи с обращением в суд иностранных организаций, а также российских организаций с требованием о понуждении заключить договор с победителем запроса котировок (в отсутствие на момент наступления срока заключения договора в соответствии с законодательством доведенных до Торгпредств лимитов бюджетных обязательств), а также:
увеличения стоимости услуг по рыночной цене на дату заключения договоров, как следствие - отказ от выполнения ряда работ;
отказ от заключения контракта, как следствие необоснованное отвлечение средств федерального бюджета; возникновению судебных издержек;
о признании результатов запроса котировок недействительными и проведении повторных конкурсных процедур (от иностранных компаний заявкам на участие в запросе котировок которых присвоены второй и последующие номера);
имиджевые риски Российской Федерации на рынке страны пребывания Торгпредства.
Так, проверкой установлены случаи неоднократного отказа иностранными компаниями, признанными победителями при проведении запроса котировок, от заключения договоров из-за изменения рыночной стоимости работ по истечению определенного времени (Аргентина, Дания, Канада).
16. Проверкой установлено, что Торговым представительством в Австрии в нарушение постановлений Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 1272 и от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период" допускалось авансирование работ по договорам на проведение текущего ремонта зданий и объектов свыше 30 процентов:
по двум договорам от 1 октября 2013 года на модернизацию 2 лифтовых кабин, установленных в жилом доме Торгпредства по адресу: г. Вена, ул. Техникерштрассе, 5, иностранной фирме "ThyssenKrupp Aufzuege GmbH" был выплачен аванс в размере 50% суммы договоров (51,1 тыс. долл. США);
в 2014 году фирме "MDD-Anlagen GmbH" в соответствии с договором о проведении модернизации системы водохимподготовки плавательного бассейна, расположенного в жилом доме Торгпредства по адресу г. Вена, ул. Техникерштрассе, 5, выплачен аванс размере 40% (13,6 тыс. евро) общей суммы договора;
по договору на текущий ремонт главного фасада жилого дома Торгпредства, расположенного по адресу г. Вена, ул. Техникерштрассе, 5, иностранной фирме "Fassaden Faist GmbH" в 2014 году аванс был выплачен в размере 40% (89,8 тыс. евро) общей суммы договора.
17. Иностранными подрядчиками по заключенным Торговыми представительствами госконтрактам неоднократно допускалось несвоевременное исполнение обязательств. Вместе с тем, условиями заключенных контрактов не были предусмотрены штрафные санкции, в связи с чем отсутствовал механизм воздействия на подрядчика в случае невыполнения, либо выполнения с нарушением срока обязательств по контрактам. Данный факт может свидетельствовать о наличии коррупционных проявлений.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Министерству экономического развития Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков и предупреждению их в дальнейшем, в том числе предлагается:
1. Актуализировать Руководство с учетом действующих нормативных правовых и нормативно-технических актов Российской Федерации, регулирующих вопросы проведения эксплуатационного контроля, технического обслуживания и ремонта федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации, в том числе установить случаи осуществления строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества за рубежом непосредственно инженером по эксплуатации Торгпредства, квалифицированными специалистами, направляемыми Минэкономразвития России, либо привлеченными на основании контракта инженерными организациями.
2. Определить структурное подразделение Министерства, осуществляющее функции по организации эксплуатации и ремонта специального технологического оборудования, установленного в зданиях и объектах Торговых представительств.
3. Обеспечить контроль за проведением Торговыми представительствами в 2016 году планового весеннего общего осмотра зданий и объектов в соответствии с нормативными правовыми и нормативно-техническими актами Российской Федерации, копии актов общего осмотра зданий и объектов и актов технического состояния зданий и объектов представить в Счетную палату Российской Федерации в электронном виде.
4. Принять меры по укомплектованию загранучреждений работниками инженерно-технических специальностей для повышения качества эксплуатационного контроля, технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений за рубежом.
5. Обеспечить контроль за проведением Торговыми представительствами в первом полугодии 2016 года инвентаризации средств во временном распоряжении в части Фонда текущего ремонта жилых помещений. В соответствии с условиями договоров принять меры к возврату ссудополучателям при освобождении ими жилых помещений остатков средств, внесенных в качестве ежемесячного взноса на текущий (косметический) ремонт жилых помещений (разницу между стоимостью текущего ремонта и объемом внесенных средств).
6. Обратить взыскание на подлежащие уплате штраф и неустойку по контракту от 13 октября 2014 г. N ГК-104-ИР/Д21 на выполнение работ по разработке в 2014 году проектной документации на капитальный ремонт служебно-жилого здания Торгового представительства в Египте в общей сумме 213,5 тыс. рублей за счет денежных средств, внесенных подрядчиком ООО "Бюро Зарубежсервис" в качестве обеспечения исполнения контракта, с последующим перечислением в федеральный бюджет.
7. Сформировать план проведения текущих ремонтов зданий и объектов, расположенных за рубежом, на 2016 год, с учетом дополнительных источников финансирования и переходящих работ с плана проведения текущих ремонтов предыдущего года.
8. Обеспечить определение Торговыми представительствами ориентировочной стоимости работ по текущему ремонту зданий и объектов, включаемых в сводную заявку для формирования планов на 2017 год, в соответствии с требованиями Руководства.
9. Осуществить в соответствии с Регламентом проведения Министерством экономического развития Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2015 г. N 901, мероприятия по проверке соблюдения Торговыми представительствами требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
10. Обеспечить методическое сопровождение Торговых представительств по осуществлению закупок на территории иностранных государств.
11. Обеспечить профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок сотрудников Торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.
12. По фактам нарушения законодательства Российской Федерации, установленным Счетной палатой Российской Федерации, провести служебные проверки и принять меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, допустившим указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 марта 2016 г. N 13К (1088).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру экономического развития Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 20 июля 2016 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 апреля 2016 г. N ПР 04-30/04-01
Текст представления официально опубликован не был