Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 г. N 2-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области о признании недействующим в части решения Совета муниципального образования Мазское Кадуйского муниципального района Вологодской области от 18 апреля 2012 г. N 17 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Мазское", по апелляционной жалобе Совета сельского поселения Семизерье Кадуйского муниципального района Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 8 ноября 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Совета сельского поселения Семизерье Кадуйского муниципального района Вологодской области Бережного С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением (уточненным в процессе рассмотрения дела) о признании недействующим решения Совета муниципального образования Мазское Кадуйского муниципального района Вологодской области от 18 апреля 2012 г. N 17 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Мазское" в части включения в границы поселения лесных участков, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
Решением Вологодского областного суда от 8 ноября 2016 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Совет сельского поселения Семизерье Кадуйского муниципального района Вологодской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального и процессуального права и вынести по делу новое решение.
Относительно апелляционной жалобы Департамент лесного комплекса Вологодской области, прокуратура Вологодской области, представили возражения.
В судебное заседание представители Департамента лесного комплекса Вологодской области, Федерального агентства лесного хозяйства, прокуратуры Вологодской области, Администрации сельского поселения Семизерье Кадуйского муниципального района Вологодской области, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 20 статьи 14" имеется в виду "пункту 20 части 1 статьи 14"
В силу статьи 1 Устава муниципального образования Мазское (действовавшего до 12 апреля 2015 года - момента преобразования путем объединения муниципальных образований), муниципальное образование Мазское имело правовой статус сельского поселения.
В соответствии со статьей 19 Устава представительным органом муниципального образования являлся Совет муниципального образования Мазское, к полномочиям которого было отнесено утверждение генерального плана поселения.
Совет муниципального образования Мазское по вопросам отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами области, уставом сельского поселения, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, в том числе по иным вопросам (статья 20 Устава).
Решением Совета муниципального образования Мазское Кадуйского муниципального района Вологодской области от 18 апреля 2012 г. N 17 утвержден Генеральный план муниципального образования Мазское Кадуйского муниципального района Вологодской области, которое опубликовано в приложении к газете "Наше время" официальном вестнике Кадуйского муниципального района от 12 сентября 2015 г. N 21 (81).
Административный истец полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы муниципального образования включены лесные участки лесного фонда в отсутствии согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции сделал вывод, что несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Судом установлено, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования Мазское Кадуйского муниципального района Вологодской области в границы поселения включены лесные участки в кварталах NN: 8 выдел (14ч), 9 выдел (29ч), 10 выделы (1, 2, 17, 20ч, 23ч), 11 выдел (2ч), 12 выделы (3ч, 19ч), 13 выдел (36ч), 24 выделы (11ч, 17ч, 18ч, 19ч, 21ч), 25 выдел (6ч), 34 выделы (10ч, 19ч), 35 выдел (7ч), 36 выделы (1ч, 2ч, Зч, 6ч, 7ч, 25ч, 26ч), 41 выделы (13ч, 22ч), 42 выделы (16ч, 27ч), 43 выдел (11ч), 50 выделы (19ч, 20ч, 22ч) совхоза "Авангард" Центрального участкового лесничества Кадуйского лесничества Кадуйского района Вологодской области; в кварталах NN 16 выделы (4ч, 6ч, 7ч, 8ч, 31ч), 19 выделы (25ч, 26ч, 27ч, 29, 30ч, 31ч), 47 выдел (18), 49 выделы (1ч, 3ч) Уйтинского участкового лесничества Кадуйского лесничества Кадуйского района Вологодской области.
Данное обстоятельство подтверждено фрагментами графического наложения границ населенных пунктов: д. Маза, д. Бор, д. Нижние, д. Середник, д. Усть-Колпь, д. Пименово, д. Уйта, д. Капчино на материалы лесоустройства Кадуйского лесничества 2000 года (т. 2, л.д. 237-246).
Право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра.
В связи с чем, судом сделан правильный вывод о том, что решение об утверждении генерального плана населенного пункта без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением установленных норм.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый нормативный правовой акт фактически прекратил действие в силу издания более позднего акта, является несостоятельным, поскольку Правила землепользования и застройки муниципального образования Семизерье от 23 декабря 2015 г. его не отменяют.
Необоснованность иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих выводов, которые, как указано выше, Судебная коллегия считает правильными.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 8 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета сельского поселения Семизерье Кадуйского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 г. N 2-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был