Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. N 87-КГ17-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Горохова Б.А. и Назаренко Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Герасимова Д.А. к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе администрации г. Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 4 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 29 августа 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н., объяснения представителя администрации г. Костромы Мальцевой И.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор города Костромы, действуя в интересах Герасимова Д.А., ... года рождения, обратился в суд с иском к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что Герасимов Д.А. является инвалидом детства по заболеванию, входящему в утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, вместе со своей матерью Герасимовой О.В. зарегистрирован и проживает в коммунальной квартире ... в доме ... по ул. ... Кроме них в квартире зарегистрированы и проживают Авходеев И.С., Герасимов Н.А., Авходеев А.С., Герасимов С.А., Герасимова У.С., Герасимова Э.С. и Прядичева Л.А., которые членами семьи Герасимовой О.В. и Герасимова Д.А. не являются. Постановлением администрации г. Костромы от 11 июня 2008 г. N 1031 семья Герасимовой О.В. признана малоимущей и поставлена на учёт нуждающихся в жилых помещениях под N 299. Просил обязать ответчика предоставить Герасимовой О.В., ... года рождения, и её сыну Герасимову Д.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения с учётом права Герасимова Д.А. на дополнительную площадь.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 4 апреля 2016 г. исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворены, на администрацию г. Костромы возложена обязанность предоставить Герасимовой О.В. и Герасимову Д.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Костромы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления жилой площади жилого помещения с учётом права Герасимова Д.А. на дополнительную площадь.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 29 августа 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрацией г. Костромы ставится вопрос о её передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене решения суда первой инстанции, апелляционного определения ввиду существенного нарушения норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. 17 февраля 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н. от 21 марта 2017 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Герасимова О.В. и её сын Герасимов Д.А., ... года рождения, зарегистрированы и проживают в двух комнатах трёхкомнатной коммунальной квартиры по адресу: ..., жилой площадью 28,2 кв.м. Кроме них в жилом помещении зарегистрированы и проживают Авходеев И.С., Авходеев А.С., Герасимов Н.А., Герасимов С.А., Герасимова У.С., Герасимова Э.М. (л.д. 28, 37).
Указанное жилое помещение было предоставлено Герасимовой О.В. по договору социального найма от 11 февраля 2009 г. N 69 на семью из шести человек, включая её сыновей Герасимова С.А., Авходеева И.С., Авходеева А.С., Герасимова Д.А. и Герасимова Н.А. (л.д. 38-40).
В третьей комнате квартиры проживает Прядичева Л.А., которая членом семьи Герасимовых не является (л.д. 29).
Иных жилых помещений в собственности либо по договору социального найма ни Герасимова О.В., ни Герасимов Д.А. не имеют.
Постановлением администрации г. Костромы от 11 июня 2008 г. N 1031 Герасимова О.В., Герасимов Н.А., Авходеев И.С. и Герасимов Д.А. признаны малоимущими и приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по списку малоимущих граждан, номер очереди 299 (л.д. 11).
Несовершеннолетний Герасимов Д.А. является инвалидом, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 (л.д. 17, 85-86).
Удовлетворяя исковые требования прокурора г. Костромы, суд первой инстанции (и с ним согласилась апелляционная инстанция) исходил из того, что поскольку несовершеннолетний Герасимов Д.А. является ребёнком-инвалидом, страдающим тяжёлой формой хронического заболевания, внесённого в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, семья Герасимовых признана малоимущей и поставлена на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 1 января 2005 г., то Герасимов Д.А. и Герасимова О.В. подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма жилым помещением исходя из нормы предоставления жилого помещения в г. Костроме с учётом права Герасимова Д.А. на дополнительную площадь.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов граждан, проживающих с больным, страдающим тяжелой формы хронического заболевания, в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится Герасимов Д.А.
Иные члены его семьи таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма кроме несовершеннолетнего Герасимова Д.А. также его матери Герасимовой О.В., противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, только Герасимов Д.А. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.
Ссылка суда первой инстанции на статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как на основание для внеочередного порядка обеспечения Герасимова Д.А. и его матери Герасимовой О.В. жилым помещением по договору социального найма необоснованна.
Статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжёлой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Таким образом, требования приведённых выше правовых норм судами первой и апелляционной инстанций не были учтены, а выводы судов о том, что с учётом имеющегося у несовершеннолетнего Герасимова Д.А. заболевания кроме него подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке также его мать Герасимова О.В., противоречат закону.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что решение Свердловского районного суда г. Костромы от 4 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 29 августа 2016 г. приняты с существенными нарушениями норм материального права, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 4 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 29 августа 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Кликушин А.А. |
Судьи |
Горохов Б.А. |
|
Назаренко Т.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. N 87-КГ17-3
Текст определения официально опубликован не был