Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 83-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Миронова Ю.Н. о признании не действующим приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 7 июня 2016 г. N 16/1-г "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области" в части,
по апелляционным жалобам Миронова Ю.Н. и управления государственного регулирования тарифов Брянской области на решение Брянского областного суда от 19 октября 2016 г., которым административное исковое заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения временно исполняющего обязанности руководителя управления государственного регулирования тарифов Брянской области Ерохина М.А., представителя управления государственного регулирования тарифов Брянской области по доверенности Батрака В.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - Управление, Тарифный орган) от 7 июня 2016 г. N 16/1-г "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области" (далее - Приказ N 16/1-г) установлены с 1 июля 2016 г. розничные цены на природный газ, реализуемый населению согласно приложению к названному постановлению (далее - Приложение).
Пунктом 1 Приложения установлены розничные цены по шести направлениям использования газа для населения при отсутствии приборов учета, в том числе розничная цена на природный газ при отсутствии приборов учета на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) в размере 6,57 руб. (с учетом НДС) за 1 куб.м (подпункт 1.3 пункта 1 Приложения). Пунктом 2 Приложения установлена единая розничная цена газа для населения при наличии приборов учета в размере 5 375,77 руб. (с учетом НДС) за 1000 куб.м. В сноске к пунктам 1 и 2 Приложения указано, что дифференциация розничных цен в зависимости от наличия/отсутствия приборов учета сохранена в соответствии с пунктом 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2.
Миронов Ю.Н. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим подпункта 1.3 пункта 1, пункта 2 Приложения к Приказу N 16/1-г и сноски к указанным пунктам с даты издания.
Определением Брянского областного суда от 19 октября 2016 г. производство по административному исковому заявлению Миронова Ю.Н. в части признания недействующим пункта 2 приложения к Приказу N 16/1-г прекращено.
Решением Брянского областного суда от 19 октября 2016 г. Приказ N 16/1-г признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части подпункта 1.3 пункта 1 Приложения. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
Миронов Ю.Н., полагая, что выводы суда первой инстанции являются немотивированными, в том числе в части обоснования момента, с которого оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе представитель Управления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований Миронова Ю.Н., передать дело на новое рассмотрение либо принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Административным истцом поданы возражения на апелляционную жалобу Тарифного органа. Прокуратурой Брянской области поданы возражения на апелляционную жалобу Миронова Ю.Н.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" утверждены основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения). государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "е" пункта 4 и пункт 8 Основных положений).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.36 положения, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 г. N 45, органом исполнительной власти Брянской области, уполномоченным устанавливать розничные цены на газ природный и сжиженный, реализуемый населению, является Управление.
Судом первой инстанции установлено, что Приказ N 16/1-г принят уполномоченным органом, в предусмотренной форме, размещен 10 июня 2016 г. на Официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) и по этим основаниям не оспаривается.
Регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (пункт 10 Основных положений).
Пунктом 5 методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными в соответствии с пунктом 10 Основных положений приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2 (далее - Методические указания), предусмотрено, что розничные цены устанавливаются дифференцированно по направлениям (наборам направлений) использования газа. К таким направлениям относятся следующие:
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);
- на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
В разделе III Методических указаний установлены формулы расчета розничных цен на газ, реализуемый населению, в том числе предусматривающие их дифференциацию по различным направлениям (наборам направлений) использования газа.
Однако Методические указания не предусматривают такого основания для дифференциации розничных цен на газ, как наличие либо отсутствие приборов учета расхода газа (счетчиков).
При таких обстоятельствах оспариваемые положения Приказа N 16/1-г не соответствуют требованиям законодательства по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Тарифного органа не усматривается.
Требования апелляционной жалобы Миронова Ю.Н. о признании Приказа N 16/1-г не действующим со дня его принятия подлежат отклонению. Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании реализованы права граждан и организаций с учетом пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" пришел к обоснованному выводу, что он подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействующей сноски в Приложении, поскольку она является примечанием о применении дифференциации розничных цен в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета и не регулирует отношения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 19 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Миронова Ю.Н. и управления государственного регулирования тарифов Брянской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 83-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был