Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2017 г. N 81-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кемэнерго" о признании не действующим в части постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 11 октября 2016 г. N 148 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2015 N 1056 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год"
по апелляционной жалобе региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 12 декабря 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее также - РЭК Кемеровской области, Тарифный орган) 11 октября 2016 г. издано постановление N 148 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2015 N 1056 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год" (далее - Постановление N 148).
Согласно пункту 1 Постановления N 148 приложения N 3 и 5 к постановлению региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 г. N 1056 (далее - Постановление N 1056) изложены в новой редакции.
В приложении N 3 к Постановлению N 1056 в редакции Постановления N 148 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям.
Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области приведён в таблице 1 приложения N 3 к Постановлению N 1056 в редакции Постановления N 148.
Пунктом 1.1.1.1 таблицы 1 приложения N 3 к Постановлению N 1056 в редакции Постановления N 148 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области для диапазона напряжения ВН, CH-I, СН-П и НН по двухставочному тарифу в виде ставки за содержание электрических сетей во втором полугодии 2016 года в размере 268 508,81 руб./МВт-мес., 415 835,41 руб./МВт-мес., 767 147,06 руб./МВт-мес. и 1 134 789,34 руб./МВт-мес. соответственно.
Пунктом 1.1.1.2 таблицы 1 приложения N 3 к Постановлению N 1056 в редакции Постановления N 148 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области для диапазона напряжения ВН, CH-I, СН-II и НН по двухставочному тарифу в виде ставки на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях во втором полугодии 2016 года в размере 72,11 руб./МВт-мес., 102,26 руб./МВт-мес., 196,27 руб./МВт-мес. и 510,03 руб./МВт-мес. соответственно.
Пунктом 1.1.2 таблицы 1 приложения N 3 к Постановлению N 1056 в редакции Постановления N 148 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области для диапазона напряжения ВН, CH-I, СН-II и НН по одноставочному тарифу во втором полугодии 2016 года в размере 0,55394 руб./кВт-мес., 0,77930 руб./кВт-мес., 1,71321 руб./кВт-мес. и 2,87404 руб./кВт-мес. соответственно.
Необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) без учёта оплаты потерь, учтённая при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области, установлена обществу с ограниченной ответственностью "Кемэнерго" (далее - Общество, ООО "Кемэнерго") на 2016 год в размере 3 361,30 тыс. руб. (пункт 22 таблицы 1 приложения N 3 к Постановлению N 1056 в редакции Постановления N 148).
Ставки индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между Обществом и ООО "Кузбасская энергосетевая компания" установлены на второе полугодие 2016 года в следующих размерах: двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 325 093,39 руб./МВт-мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 234,57 руб./МВт-ч; одноставочный тариф 1,8115 руб./кВт-ч (пункт 58 приложения N 5 к Постановлению N 1056 в редакции Постановления N 148).
Ставки индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между Обществом и ООО ХК "СДС-Энерго" установлены на второе полугодие 2016 года в следующих размерах: двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 783 741,62 руб./МВт-мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 234,57 руб./МВт-ч; одноставочный тариф 1,8115 руб./кВт-ч (пункт 59 приложения N 5 к Постановлению N 1056 в редакции Постановления N 148).
Ставки индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между Обществом и ООО "Электросеть" установлены на второе полугодие 2016 года в следующих размерах: двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 488 640,36 руб./МВт-мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 234,57 руб./МВт-ч; одноставочный тариф 1,8115 руб./кВт-ч (пункт 60 приложения N 5 к Постановлению N 1056 в редакции Постановления N 148).
Ставки индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между Обществом и ПАО "МРСК Сибири" установлены на второе полугодие 2016 года в следующих размерах: двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 532 695, 24 руб./МВт-мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 234,57 руб./МВт-ч; одноставочный тариф - 1,8115 руб./кВт-ч (пункт 61 приложения N 5 к Постановлению N 1056 в редакции Постановления N 148).
ООО "Кемэнерго" обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании Постановления N 148 не действующим в части названных положений с момента его издания, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт воспроизводит положения Постановления N 1056, которые ранее признаны решением суда недействующими. Общество также просило возложить на РЭК Кемеровской области обязанность принять новый нормативный правой акт, заменяющий Постановление N 148.
Решением Кемеровского областного суда от 12 декабря 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: Постановление N 148 признано не действующим в части пунктов 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.2, пункта 22 таблицы 1 приложения N 3 "Размер экономически обоснованных единиц единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области (НВВ сетевых организаций без учёта оплаты потерь, учтённая при утверждении (расчёте) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области), в части установленных для ООО "Кемэнерго" индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Кемеровской области" (пункты 58-61 Приложения N 5 к Постановлению N 148) с момента его издания, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе председатель РЭК Кемеровской области просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят во исполнение решения ФАС России до окончания срока исполнения решения суда.
Общество и прокуратура Кемеровской области представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 во исполнение данного закона Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Постановление N 148 принято РЭК Кемеровской области в установленной форме на заседании Правления (пункты 1.2, 3.3, 5.2-5.5 Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 г. N 371).
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 11 октября 2016 г. в "Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кемеровской области" (http://www.recko.ru).
Таким образом, Постановление N 148 принято уполномоченным органом по установленной процедуре, официально доведено до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчётов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учётом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (пункт 63 Основ ценообразования, пункты 49 и 52 Методических указаний).
Из положений пункта 7 Основ ценообразования следует, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии могут быть изменены решением регулирующего органа во исполнение вступившего в законную силу решения суда, а также в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или решения (предписания) ФАС России, если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием). В случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в целях приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) её предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами (пункт 8 Правил).
Решением Кемеровского областного суда от 5 мая 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2016 г., Постановление N 1056 в части пункта 22 таблицы 1 приложения 3 в части установления для территориальной сетевой организации ООО "Терра" (ООО "Кемэнерго") необходимой валовой выручки в размере 3361,3 тыс. руб. признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
При рассмотрении административного дела об оспаривании Постановления N 1056 судами установлено, что Тарифным органом при расчёте НВВ Общества на 2016 г. необоснованно не учтены документально подтверждённые и экономически обоснованные расходы по диспетчерскому управлению, обслуживанию приборов учёта, оперативно-техническому обслуживанию энергооборудования.
Приказом ФАС России от 5 августа 2016 г. N 1110/16 (далее - Приказ N 1110/16) названное постановление отменено в части приложения N 3 с 1 сентября 2016 г., в связи отклонением ставок единых (котловых) тарифов за содержание сетей по средним и низким уровням напряжения от предельных уровней тарифов, утверждённых ФАС России. Приказом ФАС России от 5 октября 2016 г. N 1402/16 (далее - Приказ N 1402/16) согласовано решение Тарифного органа об установлении единых (котловых) тарифов за услуги по передаче электрической энергии потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по Кемеровской области выше и ниже предельных уровней тарифов.
Как следует из выписки протокола заседания Правления РЭК Кемеровской области от 11 октября 2016 г., пояснений представителей Тарифного органа, оспариваемый нормативный правовой акт принят во исполнение приказов ФАС России N 1110/16 и 1402/16.
Вместе с тем в материалах дела отсутствует экономическое обоснование необходимой валовой выручки ООО "Кемэнерго" на 2016 г., утверждённой Постановлением N 148, в том же размере, который был признан в судебном порядке экономически необоснованным, равно как и доказательства включения подтверждённых расходов по диспетчерскому управлению, обслуживанию приборов учёта, оперативно-техническому обслуживанию энергооборудования в НВВ Общества на 2016 г.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что не требовалось дополнительного экономического обоснования решения РЭК Кемеровской области об установлении единых (котловых) тарифов за услуги по передаче электрической энергии выше (ниже) предельных уровней тарифов, принятого во исполнение приказа ФАС России, не могут быть приняты во внимание. Согласование ФАС России такого решения не исключает необходимости установить в соответствии с вступившим в законную силу решением суда экономически обоснованную НВВ регулируемой организации, используемую для расчёта указанных тарифов.
Довод апелляционной жалобы о том, что РЭК Кемеровской области не обязано пересматривать отдельные положения Постановления N 1056, поскольку Постановление N 148 принято до истечения месячного срока, установленного пунктом 7 Основ ценообразования для исполнения вступившего в законную силу решения суда, основан на неверном толковании норм материального права и не учитывает принцип обязательности судебных актов (статья 16 КАС РФ).
Судебная коллегия также принимает во внимание, что заявление о согласовании проекта решения РЭК Кемеровской области об установлении тарифов на уровне выше максимального и ниже минимальных уровней, на основании которого принят оспариваемый нормативный правовой акт, направлено Тарифным органом в ФАС России 28 сентября 2016 г., то есть после вступления в законную силу решения Кемеровского областного суда от 5 мая 2016 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства РЭК Кемеровской области о привлечении к участию в деле ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ООО ХК "СДС-Энерго", ООО "Электросеть", ПАО "МРСК Сибири" подлежит отклонению, так как судом не разрешался вопрос о правах и обязанностей этих организаций.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права. Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции не допущено нарушений, в том числе указанных в апелляционной жалобе, которые в соответствии со статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основаниями для отмены решения в апелляционном порядке.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кемеровского областного суда от 12 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу региональной энергетической комиссии Кемеровской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2017 г. N 81-АПГ17-4
Текст определения официально опубликован не был