Определение Верховного Суда РФ от 15 мая 2017 г. N 306-АД16-11718
Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В.
изучил кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2015 по делу N А65-17229/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2017 по тому же делу
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройсервис" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительными пунктов 2, 3 решения от 15.04.2015 N 06-26/2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства; признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2015 N А06-805/2015 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении (в рамках объединенных дел),
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Заинского муниципального района Республики Татарстан", установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестстройсервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными пунктов 2, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - управление, административный орган, антимонопольный орган) от 15.04.2015 N 06-26/2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства; признании незаконным и отмене постановления управления от 03.07.2015 N А06-805/2015 о назначении административного наказания на основании части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными пункт 2 - полностью, и пункт 3 - в части признания имеющихся материалов достаточными для выдачи обществу предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, изложенных в решении от 15.04.2015 N 06-26/2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Признано незаконным и отменено постановление от 03.07.2015 N А06-805/2015 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2017 решение суда первой инстанции от 22.10.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, антимонопольным органом на основании приказа от 25.09.2014 N 02/373-пр была проведена плановая проверка МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Заинского муниципального района Республики Татарстан" (далее - палата), в ходе которой установлено, что между палатой и обществом заключен договор от 26.12.2013 N 59/13, согласно которому общество приняло в безвозмездное пользование муниципальное имущество.
Усмотрев в действиях палаты и общества признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принял оспариваемое решение от 15.04.2015 N 06-26/2015, в пункте 2 которого общество признано нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в части осуществления согласованных действий по предоставлению муниципального имущества обществу в приоритетном порядке, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В пункте 3 оспариваемого решения от 15.04.2015 N 06-26/2015 имеющиеся материалы признаны достаточными для выдачи палате и обществу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, антимонопольным органом в отношении общества вынесено оспариваемое постановление от 03.07.2015 N А06-805/2015 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, Закона о защите конкуренции, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о недоказанности антимонопольным органом нарушения обществом статьи 16 Закона о защите конкуренции и, соответственно,
объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Отсутствие состава правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении и влечет необходимость признания незаконным и отмены постановления административного органа.
Приведенные в жалобе доводы о соответствии оспоренных решения и постановления требованиям законодательства не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточными основаниями для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в жалобе не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 15 мая 2017 г. N 306-АД16-11718 по делу N А65-17229/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16692/16
16.06.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8138/16
06.05.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8138/16
18.01.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17419/15
22.10.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-17229/15