Паспорт приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников"
(утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9)
30 мая, 27 сентября 2017 г.
О внесении изменений в Паспорт приоритетного проекта см. протоколы заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 г. N 6 и от 27 сентября 2017 г. N 10
Текст Паспорта приоритетного проекта приводится без учета названных изменений
1. Основные положения
Наименование направления |
Образование |
||||
Краткое наименование проекта |
Современная образовательная среда |
Срок начала и окончания проекта |
25.10.2016 г. - 31.12.2025 г. |
||
Куратор |
Голодец Ольга Юрьевна, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
||||
Старшее должностное лицо (СДЛ) |
- |
||||
Функциональный заказчик |
Васильева Ольга Юрьевна, Министр образования и науки Российской Федерации |
||||
Руководитель проекта |
Третьяк Наталья Владимировна, первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации |
||||
Ключевые участники проекта |
Правительство Российской Федерации; Минобрнауки России; Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования; Российская академия образования; Минстрой России; Роспотребнадзор; МЧС России; Минпромторг России; Минэкономразвития России; Минфин России; Минспорт России; ФАС России. |
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта |
Обеспечить повышение доступности и качества общего образования в Российской Федерации за счет создания к 2025 году 6531,287 тыс. новых мест*(1) в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, в том числе путем строительства объектов инфраструктуры общего образования с применением современных архитектурно-планировочных решений (далее - "Школы нового типа"), увеличения к 2025 году доли общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в одну смену в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, до 100% |
Показатель |
Тип показателя |
Базовое значение* |
Период, год |
|||
2017 |
2018** |
2019** |
2025 |
|||
Число новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования в рамках софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий, в том числе реализуемых в субъектах Российской Федерации*(2), мест |
основной |
0 |
46997 |
844109 |
1806958 |
6531287 |
_____________________________
* - Базовое значение показателя на отчетную дату (на основе данных отраслевой статистики за 2015 - 2016 учебный год).
** - Требуется ежегодное уточнение в соответствии с объемами финансирования, в том числе число мест, планируемых к вводу на период 2020 - 2024 гг.
Результаты проекта |
1. Созданы 6531,287 тыс. новых мест, в том числе: 4506,641 тыс. мест для обучения детей в одну смену; 2024,646 тыс. мест для обучающихся, которые перейдут из зданий школ с высокой степенью износа в новые здания школ*(3). 2. Сформированы и утверждены функциональные требования к современной образовательной среде "Школы нового типа", создан эталонный проект (модель) "Школы нового типа", реализованы семь пилотных проектов "Школы нового типа" в субъектах Российской Федерации, внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие строительство и эксплуатацию зданий общеобразовательных организаций, реестр типовой проектной документации, строительство школ осуществляется в соответствии с новыми проектами. |
Описание модели функционирования результатов проекта |
Создание новых мест будет обеспечено за счет строительства зданий общеобразовательных организаций. При строительстве будет учитываться применение эталонных проектов "Школы нового типа". Для формирования модели "Школы нового типа" будет осуществлен анализ потребностей общества (включая запросы всех участников образовательного процесса) в изменении образовательной среды с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также необходимости повышения эффективности, качества и адресности образовательного процесса за счет интеграции различных уровней основного и дополнительного образования, включая поддержку кооперации общеобразовательных организаций с организациями среднего и высшего профессионального образования. По итогам анализа с привлечением профессионального экспертного сообщества, а также широкого общественного обсуждения будут созданы и утверждены функциональные требования к современной образовательной среде для школьника. Данные функциональные требования станут основой для дальнейшего проектирования зданий общеобразовательных организаций на территории Российской Федерации. На основании функциональных требований будут созданы эталонные проекты зданий школ, оптимальные для применения на территории всех регионов Российской Федерации, определены пилотные регионы, в которых будет осуществлено строительство "Школ нового типа", при необходимости внесены изменения в правила предоставления субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. По итогам реализации пилотных проектов в ряде субъектов Российской Федерации будет произведен анализ действующей нормативной правовой базы, регулирующей строительство и эксплуатацию зданий общеобразовательных организаций, изменены подходы к ценообразованию при строительстве зданий общеобразовательных организаций, внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие строительство и эксплуатацию зданий школ, реестр типовой проектной документации. При решении задач по ликвидации ветхого фонда и сменности обучения дальнейшее строительство зданий общеобразовательных организаций в Российской Федерации будет осуществляться по проектам "Школ нового типа". |
3. Этапы и контрольные точки
N |
Наименование |
Тип (завершение этапа / контрольная точка) |
Срок |
1. |
Проект инициирован |
|
1 октября 2016 г. |
1.1. |
Организационно-координационные мероприятия: - сформированы межведомственные координационные рабочие группы по реализации проекта; - создан рабочий список экспертов; - создан список пилотных площадок для апробации элементов программы; - проведены мероприятия по информированию педагогической общественности; |
завершение этапа |
31 декабря 2016 г. |
1.2. |
Утвержден сводный план реализации проекта. |
контрольная точка |
25 декабря 2016 г. |
1.3 |
Прогнозно определено количество запланированных к вводу объектов |
контрольная точка |
25 декабря 2016 г. |
2. |
Этап 1 |
|
|
2.1. |
Созданы и утверждены Функциональные требования к современной образовательной среде |
контрольная точка |
1 апреля 2017 г. |
2.2. |
Заключены соглашения с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях |
контрольная точка |
15 марта 2017 г. |
2.3. |
Уточнены объемы финансирования на 2018 год, прогнозно определено количество запланированных к вводу объектов |
контрольная точка |
1 сентября 2017 г. |
2.4*(4). |
Созданы и реализованы семь пилотных проектов "Школы нового типа" в регионах Российской Федерации. Обеспечено создание 46997 новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, исходя из прогнозируемой потребности на 2017 год |
контрольная точка |
15 декабря 2017 г. |
3. |
Этап 2 |
|
|
3.1. |
Заключены соглашения с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях |
контрольная точка |
15 марта 2018 г. |
3.2. |
Уточнены объемы финансирования на 2019 год, прогнозно определено количество запланированных к вводу объектов |
контрольная точка |
1 сентября 2018 г. |
3.3. |
Внесены изменения в нормативную базу, регулирующую строительство и эксплуатацию зданий общеобразовательных организаций. Обеспечено создание 844109 новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, исходя из прогнозируемой потребности на 2018 год |
контрольная точка |
15 декабря 2018 г. |
4. |
Этап 3 |
|
|
4.1. |
Заключены соглашения с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях |
контрольная точка |
15 марта 2019 г. |
4.2. |
Уточнены объемы финансирования на 2020 год, прогнозно определено количество запланированных к вводу объектов |
контрольная точка |
1 сентября 2019 г. |
4.3. |
Обеспечено создание 1806958 новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, исходя из прогнозируемой потребности на 2019 год |
контрольная точка |
15 декабря 2019 г. |
5. |
Обеспечено создание 2769936 новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, исходя из прогнозируемой потребности на 2020 год |
контрольная точка |
15 декабря 2020 г. |
6. |
Обеспечено создание 5432655 новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, исходя из прогнозируемой потребности на 2021 год |
контрольная точка |
15 декабря 2021 г. |
7. |
Обеспечено создание 4184078 новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, исходя из прогнозируемой потребности на 2022 год |
контрольная точка |
15 декабря 2022 г. |
8. |
Обеспечено создание 4937310 новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, исходя из прогнозируемой потребности на 2023 год |
контрольная точка |
15 декабря 2023 г. |
9. |
Обеспечено создание 5932400 новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, исходя из прогнозируемой потребности на 2024 год |
контрольная точка |
15 декабря 2024 г. |
10. |
Обеспечено создание суммарно за весь период реализации проекта 6531287 новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, исходя из прогнозируемой потребности на 2025 год |
контрольная точка |
15 декабря 2025 г. |
11. |
Проект завершен. |
завершение проекта |
31 декабря 2025 г. |
4. Содержание приоритетного проекта
Источники финансирования |
Год реализации |
Всего |
||||
2017 |
2018* |
2019* |
2020* |
2017 - 2025 |
||
Бюджетные источники, млн. руб. |
Федеральные |
25 000,0 |
240 568,4 |
290 587,8 |
290 626,7 |
1 960 104,2 |
Субъектов Российской Федерации, местных бюджетов |
30 000,0 |
83 236,6 |
100 543,3 |
100 556,8 |
708 965,7 |
|
Внебюджетные источники, млн. руб. |
|
|
|
|
|
|
Итого |
55 000,0 |
323805,0 |
391131,1 |
391183,5 |
2 669 069,9 |
_____________________________
* - Требуется ежегодное уточнение объемов финансирования.
5. Содержание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-Р "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы. |
Формальные основания для инициации |
Перечень поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками форума "Качественное образование во имя страны" Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" от 12 декабря 2014 г. N Пр-2876. Поручение Президента Российской Федерации от 22 января 2016 г. N Пр-78. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 2 января 2016 г. N Пр-15ГС. Поручение Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 г. N Пр-869. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации Государственной политики в области образования и науки". Перечень поручений Правительства Российской Федерации по итогам Всероссийского августовского совещания педагогических работников 20 августа 2016 г., N ДМ-П8-5082 от 25 августа 2016 г. |
Ключевые риски и возможности |
Риски: 1. Межведомственная разобщенность. Учитывая фактор участия в реализации проектов нескольких федеральных органов исполнительной власти, может произойти затягивание сроков утверждения Функциональных требований к современной образовательной среде, внесения изменений в действующую нормативную правовую базу. Мероприятия по предупреждению наступления рисков: система оперативного межведомственного контроля, координация действий на уровне Правительства Российской Федерации. 2. Замедление темпов финансирования проекта в связи с ухудшением экономической ситуации. Мероприятия по предупреждению: оптимизация этапов проекта, приоритизация в решении вопросов финансирования отрасли. |
Дополнительная информация |
Проект связан с формированием и последовательной реализацией национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемых результатами аттестации, а также с развитием в регионах России систем сетевого взаимодействия при реализации программ дополнительного образования детей и обеспечением повышения охвата детей и молодежи указанными программами. При реализации проекта будет использован опыт субъектов Российской Федерации, негосударственного сектора, зарубежный опыт проектирования и строительства зданий общеобразовательных организаций, лучшие мировые образцы организации школьного пространства и образовательного процесса, включая современные требования к квалификации педагогов. Это позволит при ликвидации ветхого фонда школьных зданий и обеспечении односменного режима обучения создать современную образовательную среду для российских школьников, мультипликативно обеспечивать доступность качественного школьного образования с точки зрения его содержания и подготовки педагогических кадров. Мероприятия по реализации возможности: развитие сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами. При реализации проекта планируются изменения нормативной правовой базы. Это позволит существенно оптимизировать затраты на строительство при сохранении и улучшении качества строительства. |
_____________________________
*(1) - В случае обеспечения финансирования в соответствии с объемами, предусмотренными в распоряжении Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".
*(2) - Динамика изменения показателя в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".
*(3) - В случае обеспечения финансирования в соответствии с объемами, предусмотренными в распоряжении Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".
*(4) - Для пп. 2.4, 3.3, 4.3, 5-10 в соответствии со значениями, предусмотренными в распоряжении Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы" с нарастающим итогом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9)
Текст паспорта официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 27 сентября 2017 г. N 10
Текст приводится без учета названных изменений
Протокол заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 г. N 6
Текст приводится без учета названных изменений