Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 129812-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
(в части уточнения условий начисления пособия по безработице лицам, уволенным с военной службы по призыву)
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пояснительной запиской, проект федерального закона N 129812-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части уточнения условий начисления пособия по безработице лицам, уволенным с военной службы по призыву (далее - законопроект) подготовлен с целью приведения действующего законодательства в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 г. N 19-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова (далее - закон).
В настоящее время при назначении пособия по безработице гражданин, уволенный с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, рассматривается органом государственной службы занятости населения - в зависимости от осуществления в период, предшествующий призыву на военную службу, трудовой или иной деятельности - либо как впервые ищущий работу (ранее не работавший), либо как стремящийся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, либо как прекративший индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При этом в любом случае пособие по безработице назначается таким гражданам лишь в размере его минимальной величины (абзац первый пункта 2 статьи 30 и пункт 1 статьи 34 Закона), причем для выплаты пособия в таком размере гражданам, которые до призыва на военную службу работали по трудовому договору, не имеют юридического значения ни продолжительность трудовой деятельности, ни основание увольнения с работы.
В целях разрешения возникающих проблем в правоприменительной практике, связанных с назначением пособия по безработице гражданам, ранее проходившим военную службу по призыву, законопроектом предлагается:
1) статью 30 Закона дополнить пунктом 1.1, предусматривающим, что пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (далее - граждане, уволенные с военной службы по призыву), устанавливается и выплачивается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы;
2) абзац первый пункта 4 статьи 31 Закона изложить в новой редакции, предусматривающей, что каждый период выплаты пособия по безработице, в том числе гражданам, уволенным с военной службы по призыву, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
3) статью 33 Закона дополнить пунктом 1.1, предусматривающим, что пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), начисляется в размерах, установленных в пункте 1 статьи 33 Закона (в первом 12-месячном периоде выплаты - в процентном соотношении к среднему заработку - в размере 75, 60, 45%; во втором 12-месячном периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента).
Кроме выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, государство согласно статье 28 Закона гарантирует безработным выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
В связи с этим законопроектом также предлагается дополнить пункт 1 статьи 29 Закона нормой, предусматривающей, что в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) -
в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по месту работы, предшествовавшей призыву на военную службу, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту доля граждан, обратившихся в органы службы занятости после увольнения с военной службы по призыву, составляет порядка 0,02% от численности граждан, признанных в установленном порядке безработными и получающих социальные выплаты в соответствии с законодательством о занятости населения.
В связи с этим реализация законопроекта будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" на осуществление социальных выплат безработным гражданам и не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На рассматриваемый законопроект поступило 17 отзывов законодательных (представительных) и 24 отзыва высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти отзывы положительные.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона поддержали.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 129812-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.