Преамбула
В свете европейской региональной стратегии ВОЗ "Здоровье для всех", доклада Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, перспектив в области окружающей среды до 2000 г. и далее (резолюции 42/187 и 42/186 Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций) и резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA42.26,
- Признавая зависимость здоровья человека от целого ряда важнейших экологических факторов;
- Подчеркивая жизненную важность предупреждения воздействия на человека опасных для здоровья факторов путем защиты окружающей среды;
- Признавая положительное воздействие, которое оказывает на здоровье и благополучие людей чистая и гармоничная окружающая среда;
- Вдохновленные многочисленными примерами положительных достижений в области снижения уровней загрязненности и восстановления здоровой окружающей среды;
- Памятуя о том, что поддержание и улучшение здоровья и благополучия требуют устойчивой системы развития;
- Озабоченные необдуманным ресурсов и антропогенной продукции, способным нанести ущерб окружающей среде и создать угрозу здоровью человека;
- Учитывая международный характер многих проблем экологии и здравоохранения, а также взаимозависимость населения стран и отдельных лиц в этих вопросах;
- Сознавая, что серьезнейшие экологические проблемы, стоящие перед развивающимися странами, требуют сотрудничества в глобальных масштабах;
- Учитывая специфические особенности Европейского региона, в частности его большую населенность, интенсивную индустриализацию и высокую плотность транспортных потоков;
- Принимая во внимание существующие международные механизмы (такие, как соглашения о защите озонового слоя) и другие инициативы, относящиеся к вопросам экологии и здоровья,
Министры окружающей среды и министры здравоохранения государств - членов Европейского региона ВОЗ, впервые собравшись вместе во Франкфурте-на-Майне 7-8 декабря 1989 г., приняли прилагаемую Европейскую хартию по окружающей среде и охране здоровья и, тем самым, приняли изложенные в данном документе принципы и стратегии в качестве твердого обязательства к действию. Поскольку в круг полномочий Комиссии европейских сообществ входят экологические вопросы, этой организации было направлено специальное приглашение принять участие в работе конференции, и от лица Европейского сообщества она приняла Хартию как руководство в будущей работе Сообщества в областях, относящихся к его компетенции.
Права и обязанности
1. Каждый человек имеет право на:
- окружающую среду, во всех отношениях способствующую максимально достижимому уровню здоровья и благополучия;
- информацию и получение консультаций о состоянии окружающей среды, а также относительно планов, решений и мероприятий, которые могут оказать влияние как на окружающую среду, так и на здоровье людей;
- участие в процессе принятия решений.
2. Каждый человек обязан содействовать защите окружающей среды в интересах своего собственного здоровья и здоровья других людей.
3. Все слои общества несут ответственность за охрану окружающей среды и здоровья людей. Эта деятельность является межсекторальной по своему характеру, и в ней задействованы многие сектора; при этом соответствующие обязанности каждого из них должны быть четко определены.
4. Каждый общественный орган и учреждение на различных уровнях в своей повседневной работе должны сотрудничать с другими секторами с тем, чтобы разрешать проблемы окружающей среды и здоровья.
5. Каждое правительство и общественный орган несет ответственность за защиту окружающей среды и укрепление здоровья людей в области своей юрисдикции, а также за обеспечение того, чтобы деятельность, находящаяся в сфере его юрисдикции или контроля, не причиняла ущерба здоровью людей в других государствах. Более того, каждое из них несет общую ответственность за сохранение окружающей среды в глобальном масштабе.
6. Каждый общественный и частный орган должен оценивать и проводить свои мероприятия таким образом, чтобы обеспечивалась зашита населения от вредных воздействий физической, химической, биологической, микробиологической и социальной среды. Каждый из этих органов должен нести ответственность за свои действия.
7. Органы массовой информации играют ключевую роль в развитии сознательного отношения и позитивного подхода к вопросам охраны здоровья и окружающей среды. Они имеют право на получение достаточной и точной информации и их следует побуждать к активному распространению этой информации среди населения.
8. Неправительственные организации также играют важную роль в распространении информации среди общественности и формировании сознательного отношения к проблемам здравоохранения и экологии и надлежащего на них реагирования.
Принципы общественной политики
1. Для здоровья и благополучия человека требуется чистая и гармоничная окружающая среда, в которой уделяется должное внимание физическим, психологическим, социальным и эстетическим факторам. Окружающая среда должна рассматриваться как ресурс для улучшения условий жизни и повышения благополучия людей.
2. В качестве предпочтительного подхода следует руководствоваться принципом "профилактика лучше лечения".
3. Следует обеспечить охрану здоровья каждого человека, в особенности членов уязвимых групп населения и групп высокого риска. Особое внимание следует уделять группам, находящимся в наименее благоприятных условиях.
4. Деятельность по решению проблем экологии и здравоохранения должна базироваться на наиболее совершенных из числа имеющихся научных данных.
5. Новая политика, технология и разработки должны внедряться с большой осторожностью и только после надлежащей предварительной оценки их потенциального воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Вынесение заключения о том, что они не оказывают вредного воздействия на здоровье человека или окружающую среду, должно быть сопряжено с определенной ответственностью.
6. Соображения, связанные с экономической эффективностью и торговлей, не должны ставиться выше интересов здоровья отдельных лиц и групп населения.
7. Следует принимать во внимание все аспекты социально-экономического развития, которые имеют отношение к воздействию факторов окружающей среды на здоровье и благополучие людей.
8. Весь поток химических соединений, материалов, продукции и отходов должен регулироваться таким образом, чтобы способствовать достижению оптимального использования природных ресурсов и причинять минимальное загрязнение.
9. Правительства, а также общественные и частные органы должны способствовать как предупреждению, так и сокращению отрицательных воздействий, причиняемых потенциально вредными веществами и ухудшением условий жизни как в городской, так и сельской местности.
10. Необходимо непрерывно пересматривать стандарты для окружающей среды с учетом новых знаний в области экологии и здравоохранения и возможных последствий развития экономики. Там, где это применимо, такие стандарты должны надлежащим образом согласовываться.
11. Следует применять принцип, согласно которому любой общественный и частный орган, виновный в причинении ущерба или могущий причинить ущерб окружающей среде, несет финансовую ответственность (принцип, в соответствии с которым виновный за загрязнение оплачивает проведение необходимых мер восстановительного или превентивного характера).
12. Следует продолжать разработку и внедрение в практику критериев и процедур для количественного определения, мониторинга и оценки ущерба, нанесенного окружающей среде и здоровью человека.
13. Политика в области торговли и экономики, а также программы помощи в целях развития, оказывающие воздействие на окружающую среду и здоровье в других странах, должны соответствовать всем вышеизложенным принципам. Следует избегать экспорта факторов, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья человека.
14. Помощь в целях развития должна способствовать устойчивому развитию, а также сохранению и улучшению здоровья человека как одной из неотъемлемых составных частей такого развития.
Элементы стратегии
1. При проведении мероприятий по использованию и регулированию окружающей среды к ней следует относиться как к ресурсу, позволяющему улучшить здоровье и благополучие человека.
2. Для защиты здоровья необходимы комплексные стратегии, включающие, в частности, следующие элементы:
- Ответственность общественных и частных органов за выполнение соответствующих мероприятий должна быть четко определена на всех уровнях.
- Надлежащим образом должны применяться контрольные меры и другие средства, способствующие сокращению риска для здоровья и благополучия человека, обусловленного факторами окружающей среды. Финансовые, административные и экономические механизмы, а также планирование в сфере землепользования играют основополагающую роль в деле содействия созданию экологических условий, благоприятных для здоровья и благополучия человека, и должны использоваться именно для этой цели.
- По мере расширения знаний в практику следует внедрять более совершенные профилактические методы, включая использование наиболее приемлемых и экономически эффективных технологий, а также, в случае необходимости, наложение запретов.
- Необходимо поощрять внедрение технологий и продукции, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду, а также соответствующих методов переработки и повторного использования отходов. Следует провести необходимые преобразования в области использования сырья, производственных процессов и методов переработки и удаления отходов.
- В административной и практической деятельности следует руководствоваться высокими стандартами, которые бы позволяли применять соответствующие технологии и наилучшие производственные методы, соблюдать необходимые правила и рекомендации, а также избегать несчастных случаев и аварий, в том числе по вине человека.
- Следует распространять соответствующие правила и инструкции; они должны быть выполнимыми и обязательными для исполнения.
- Стандарты должны устанавливаться на основе наиболее совершенных из числа имеющихся научных данных. Может также потребоваться провести оценку затрат и выгод, связанных с проведением или непроведением тех или иных мероприятий, а также оценку практической возможности их проведения. При этом во всех случаях факторы риска должны быть сведены к минимуму.
- Следует разработать комплексные стратегии, учитывающие потенциальную опасность, которую представляют для здоровья человека и окружающей среды химические соединения. Эти стратегии должны включать, среди прочего, процедуры регистрации новых химических соединений и систематический анализ уже существующих.
- Должно проводиться планирование на случай непредвиденных обстоятельств, с тем чтобы быть готовыми к ликвидации последствий всех видов серьезных аварий, включая аварии с трансграничными последствиями.
- Должны укрепляться информационные системы в целях поддержки контроля за эффективностью принимаемых мер, анализа тенденций, установления приоритетов и принятия решений.
- При оценке экологического воздействия больше внимания должно уделяться здравоохранительным аспектам. Следует проводить опросы отдельных лиц и групп людей, подвергшихся непосредственному воздействию тех или иных факторов конкретной окружающей среды, с привлечением их к процессу регулирования этой окружающей среды.
3. Следует поощрять представителей медицины и других соответствующих дисциплин к тому, чтобы они больше внимания уделяли всем аспектам гигиены окружающей среды. Токсикология окружающей среды и эпидемиология окружающей среды являются ключевыми методами исследований в области гигиены окружающей среды и должны получить дальнейшее развитие в качестве отдельных дисциплин с дальнейшим укреплением этих направлений в рамках Региона.
4. На региональном, национальном и международном уровнях следует поощрять и укреплять междисциплинарные научно-исследовательские программы по эпидемиологии окружающей среды, направленные на выявление связей между состоянием окружающей среды и здоровьем человека.
5. Сектор здравоохранения должен отвечать за эпидемиологический надзор, проводимый путем сбора данных, их сопоставления, анализа и оценки риска воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека, а также за информирование другие секторов общества и широких слоев населения об имеющих место тенденциях и приоритетах.
6. Следует поощрять и усиливать национальные и международные программы по междисциплинарной подготовке кадров, а также работу по санитарному просвещению и информированию общественных и частных органов.
Приоритеты
1. Правительства и другие общественные органы, не умаляя значения деятельности по решению проблем, характерных для их собственных стран, а также Европейского сообщества и других межправительственных организаций, должны уделять особое внимание на местном, региональном и международном уровнях следующим актуальным вопросам, связанным с воздействием окружающей среды на здоровье человека, и будут стремиться предпринимать по ним соответствующие практические меры:
- глобальные нарушения окружающей среды, такие как истончение озонового слоя и изменение климата;
- городское развитие, планирование и реконструкция в целях зашиты здоровья человека и повышения его благополучия;
- безопасные и достаточные запасы питьевой воды в соответствии с Руководством ВОЗ по качеству питьевой воды, в сочетании с гигиеничным удалением отходов, для всех городских и сельских общин;
- качество воды применительно к наземным, грунтовым, прибрежным и рекреационным водам;
- микробиологическая и химическая безопасность продуктов питания;
- воздействие на окружающую среду и здоровье человека:
- различных вариантов развития энергетики:
- транспорта, в первую очередь автодорожного;
- агротехнических методов, включая применение удобрений и пестицидов и удаление отходов;
- качество атмосферного воздуха, в соответствии с Руководством ВОЗ по качеству воздуха в Европе, особенно в отношении окислов серы и азота, фотохимических оксидантов ("летний смог") и летучих органических соединений;
- качество воздуха в помещениях (жилых помещениях, местах отдыха и работы), включая воздействие радона, пассивного курения и химических веществ;
- стойкие и вызывающие хроническое воздействие химические вещества;
- опасные отходы, включая их обработку, транспортировку и удаление;
- биотехнология, в частности генетические изменения организмов;
- планирование на случай чрезвычайных обстоятельств для принятия ответных мер при авариях и стихийных бедствиях;
- чистые технологии, используемые как профилактические меры.
2. При рассмотрении всех этих приоритетов необходимо помнить о важности межсекторального экологического планирования и коммунального управления в целях обеспечения максимально высокого уровня здоровья и благополучия людей.
3. Меры по охране здоровья должны сопровождаться работой по укреплению здоровья с тем, чтобы способствовать формированию у людей здорового образа жизни в чистой и гармоничной окружающей среде.
4. Следует признать, что решение некоторых актуальных проблем потребует непосредственного и безотлагательного международного сотрудничества и совместных усилий.
Путь к достижению поставленных целей
1. Государствам - членам Европейского региона следует:
- предпринять все необходимые шаги для того, чтобы как можно скорее остановить отрицательные тенденции, а также поддержать и развить уже достигнутые положительные сдвиги в области здравоохранения. В частности, следует приложить максимум усилий для воплощения в жизнь региональной стратегии ВОЗ "Здоровья для всех" по всем аспектам, имеющим отношение к окружающей среде и здравоохранению.
- укреплять сотрудничество друг с другом, а также, где это уместно, с Европейским сообществом и с другими межправительственными органами в деятельности, направленной на решение общих и трансграничных экологических проблем, представляющих опасность для здоровья человека.
- обеспечить широкое распространение принятой на этой конференции Хартии на языках Европейского региона.
2. Европейскому региональному бюро ВОЗ предлагается:
- изучить вопрос о путях укрепления международных механизмов для оценки потенциальных опасностей для здоровья, связанных с окружающей средой, а также для разработки рекомендаций по контролю за ними;
- провести критическое исследование существующих показателей, отражающих воздействие окружающей среды на здоровье, и, по мере необходимости, разработать другие показатели, которые были бы одновременно и конкретными, и эффективными;
- учредить, после соответствующего консультирования с правительствами стран Региона, Европейский консультативный комитет по вопросам экологии и здравоохранения;
- в сотрудничестве с правительствами европейских стран проанализировать целесообразность и практическую возможность создания Европейского центра по экологии и здравоохранению или заключить какие-либо другие организационные соглашения в целях укрепления сотрудничества по связанным со здравоохранением аспектам природоохранительной деятельности с особым упором на информационные системы, механизмы по обмену опытом и координированные исследования. При заключении таких соглашений весьма желательным считается сотрудничество с Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Экономической комиссией Организации Объединенных Наций для Европы и другими организациями. Следует учитывать при этом Агентство по вопросам экологии, которое должно быть создано в рамках Европейского сообщества.
3. Государствам членам Европейского региона и ВОЗ следует:
- содействовать как можно более широкой поддержке принципов и достижению целей данной Хартии.
4. Министрам окружающей среды и министрам здравоохранения европейских стран следует:
- встретиться еще раз, не позднее чем через пять лет, для оценки достигнутых на национальном и международном уровнях результатов и утверждения конкретных планов работы, разработанных ВОЗ и другими международными организациями в целях скорейшего устранения наиболее серьезных факторов окружающей среды, представляющих опасность для здоровья человека.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья (Франкфурт-на-Майне, 7-8 декабря 1989 г.)
Текст хартии официально опубликован не был