Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 71-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Барыкина Д.А., Филиппова Р.Б., Степанова Д.Н., Тинякова И.В., Аникеенко Н.В. о признании недействующим приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 13 октября 2016 г. N 97-02окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства ООО "Калининград-ЭнергоСервис" пос. Малое Лесное Гурьевского городского округа на период с 15 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года"
по апелляционным жалобам ООО "Калининград-ЭнергоСервис" и Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
на решение Калининградского областного суда от 14 декабря 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административных истцов Барыкина Д.А., представителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области Силко О.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Барыкин Д.А., Филиппов Р.Б., Степанов Д.Н., Тиняков И.В., Аникеенко Н.В. обратились в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 13 октября 2016 г. N 97-02окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства ООО "Калининград-ЭнергоСервис" пос. Малое Лесное Гурьевского городского округа на период с 15 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года".
Решением Калининградского областного суда от 14 декабря 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области и ООО "Калининград-ЭнергоСервис" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить.
ООО "Калининград-ЭнергоСервис" в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ООО "Транспортно-экспедиторская компания" является собственником артезианских скважин, внутриплощадочных сетей водоснабжения, внутриплощадочных сетей канализации, включающих четыре канализационно-насосные станции (КНС), оборудованных люками обслуживания, насосами, клапанами, датчиками уровня, манометрами и надземными шкафами управления, локальные очистные сооружения, подземной кабельной линии электропередач, трансформаторной подстанции.
В 2015-2016 гг. ООО "Транспортно-экспедиторская компания" заключило с ООО "Калининград-ЭнергоСервис" (арендатором) договора аренды артезианских скважин, сетей водоснабжения, сетей канализации, объектов электросетевого хозяйства.
Жилые дома, расположенные в пос. Малое Лесное Гурьевского района Калининградской области, подключены к системам водоснабжения и водоотведения, арендованным в настоящее время ООО "Калининград-ЭнергоСервис".
Вступившим в законную силу решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 21 апреля 2016 г. по делу 2-419/2016 удовлетворен иск собственников жилых домов в пос. Малое Лесное Гурьевского района и потребителей коммунальных ресурсов, принадлежащих ООО "Транспортно-экспедиторская компания", о признании незаконными действий по отключению водоснабжения и водоотведения. На ООО "Транспортно-экспедиторская компания" и ООО "Калининград-ЭнергоСервис" возложена обязанность по обеспечению постоянного водоснабжения и водоотведения жилых домов, расположенных по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Малое Лесное, ул. Еловая, 3, 6, ул. Березовая, 1, 2, 3, 5, 9, ул. Кедровая, 2, 4, ул. Буковая, 12.
Во исполнение указанного решения суда ООО "Калининград-ЭнергоСервис" 3 августа 2016 г. обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2016-2017 годы методом экономически обоснованных расходов (затрат), представив обосновывающие документы. Ранее для общества тарифы не устанавливались.
Дополнительные материалы представлены ООО "Калининград- ЭнергоСервис" 15 августа 2016 г., в связи с чем период регулирования деятельности общества определен Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области на 15 месяцев (с октября 2016 года по декабрь 2017 года).
Оспариваемым приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 13 октября 2016 г. N 97-02окк/16 установлены и введены в действие тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение общества на период с 15 октября 2016 г. по 31 декабря 2017 г., а именно: с 15 октября по 31 декабря 2016 г. тариф на питьевую воду для прочих потребителей составил 59,90 руб./куб.м, с 1 января по 31 декабря 2017 г. - 59,90 руб./куб.м, для населения с 15 октября по 31 декабря 2016 г. - 59,90 руб./куб.м, с 1 января по 31 декабря 2017 г. - 59,90 руб./куб.м; с 15 октября по 31 декабря 2016 г. тариф на водоотведение для прочих потребителей составил 119,58 руб./куб.м, с 1 января по 31 декабря 2017 г. - 119,58 руб./куб.м, для населения с 15 октября по 31 декабря 2016 г. - 119,58 руб./куб.м, с 1 января по 31 декабря 2017 г. - 119,58 руб./куб.м.
Признавая приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не действующим в части установления тарифа на питьевую воду (водоснабжение), суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств наличия технической возможности регулируемой организации осуществлять подготовку питьевой воды, в связи с чем, по мнению суда, данный тариф для общества не может быть установлен.
Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод о незаконности установленных оспариваемым приказом тарифов на водоотведение в связи с отсутствием централизованной системы водоотведения.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится в том числе установление тарифов в названной сфере.
Холодное водоснабжение и водоотведение отнесено к регулируемым видам деятельности (части 1 и 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
По определению, приведенному в статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, ООО "Калининград-ЭнергоСервис" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, поскольку осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Из материалов дела следует, что проектная мощность водозаборных сооружений, эксплуатируемых ООО "Калининград-ЭнергоСервис", составляет 782 куб.м/сутки, фактическая суммарная производительность водозаборных сооружений на момент подачи заявления об установлении тарифов - около 28 куб.м/сутки (резерв мощностей - 754 куб.м/сутки).
Из артезианских скважин, арендуемых регулируемой организацией, вода поступает в емкость для отстаивания и очистки, после которой - в закольцованные водопроводные сети, выполненные из полиэтиленовых труб.
В составе материалов, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных обществом тарифов, представлены документы, свидетельствовавшие о правомерности и возможности осуществления предприятием регулируемой деятельности, в том числе лицензия ООО "Транспортно-экспедиторская компания" на пользование недрами (целевое назначение участка недр - питьевые и хозяйственно-бытовые цели, цель выдачи - добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения жилищно-туристического комплекса); санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно которому использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения соответствует СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", СанПин 2.1.4.1110-02 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СП 2.1.5.1059-01 "Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что основанием для обращения ООО "Калининград-ЭнергоСервис" с заявлением об установлении тарифов на регулируемую деятельность послужила необходимость исполнения решения Гурьевского районного суда Калининградской области.
При этом в ходе рассмотрении названного дела Гурьевский районный суд также установил, что ООО "Калининград-ЭнергоСервис" располагает разрешительной документацией, квалифицированным персоналом и оборудованием, необходимыми для осуществления работ по содержанию, эксплуатации, оперативно-техническому обслуживанию объектов электрохозяйства и внутриплощадных сетей водоснабжения.
Доказательства отсутствия у регулируемой организации возможности очистки воды в целях питьевого водоснабжения в материалы настоящего дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что у общества имеется возможность осуществлять питьевое водоснабжение с обеспечением всех стадий технологического процесса.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В связи с этим у органа регулирования отсутствовали основания для исключения из состава необходимой валовой выручки общества расходов на реагенты, необходимых для качественного оказания услуги по водоснабжению.
Поскольку все объекты водоснабжения, эксплуатируемые обществом, новые и имеют незначительный износ, в затраты организации по водоснабжению включены расходы только на текущую эксплуатацию объектов водоснабжения: затраты на электроэнергию, на материалы, ремонт, заработную плату, арендную плату, прибыль, прочие производственные расходы, расходы, связанные с уплатой налогов и сборов, цеховые и административные (косвенные) расходы.
Судебная коллегия также считает неверным вывод суда первой инстанции об отсутствии централизованной системы водоотведения на территории поселка.
Закон о водоснабжении и водоотведении определяет понятие водоотведения как прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; последняя, в свою очередь, представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (статья 2).
В рассматриваемом случае система канализационного хозяйства поселка представляет собой сеть сборных канализационных коллекторов, главного канализационного коллектора с установленными на нем четырьмя КНС с находящимися на конечном напорном участке главного канализационного коллектора локальными очистными сооружениями (ЛОС) с мощностью от 100 куб.м/сутки.
Однако на момент обращения регулируемой организации за установлением тарифов на водоотведение расчетный объем принимаемых стоков (равный потреблению воды) составлял 38 куб.м/сутки, в связи с чем не достигался необходимый уровень нагрузки на технологическое оборудование ЛОС и система не могла работать в надлежащем режиме.
Ограниченный режим работоспособности сетей вызван малым объемом стоков (сбор сточных вод от 72 коттеджей).
С целью сохранения работоспособности оборудования и минимизации затрат собственником сетей и оборудования ЛОС - ООО "Транспортно-экспедиторская компания" и обслуживающей организацией-арендатором - ООО "Калининград-ЭнергоСервис" принято решение временно для сбора сточных вод предусмотреть схему запуска только части канализационного коллектора с двумя КНС и накопительной емкости для сбора стоков.
Ввиду необходимости вывоза стоков предприятиями с учетом экономической целесообразности принято решение арендовать на постоянной основе автомобиль для вывоза сточных вод и заключить договор с МУП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на передачу для переработки отходов.
В затраты на водоотведение, необходимые для эксплуатации и обслуживания системы, орган регулирования включил потребности общества на возмещение планируемых затрат на стадиях технологического процесса водоотведения, в том числе на аренду, обеспечение работы оборудования (электроснабжение), вывоз сточных вод и персонал.
То обстоятельство, что у ООО "Калининград-ЭнергоСервис" отсутствуют собственные очистные сооружения, не может служить основанием для выводов об отсутствии централизованной системы водоотведения и невозможности установления тарифа на водоотведение.
Из пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, следует, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
ООО "Калининград-ЭнергоСервис" арендует инженерные сооружения, предназначенные для приема, транспортировки воды и сточных вод, и, соответственно, принимает стоки, отводит их по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения для откачки и организует вывоз стоков. Технологические процессы водоснабжения и водоотведения на территории поселка взаимосвязаны. Наличие технологической связи между жилыми домами абонентов с инженерными сооружениями ООО "Калининград-ЭнергоСервис" подтверждается материалами дела и не оспаривается.
Действующее законодательство не содержит запрета на совершение очистки сточных вод сторонней организацией, равно как их транспортировку и утилизацию.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются также расходы на реализацию мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.
Согласно пунктам 38, 39 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов.
Из материалов дела также следует, что специалистами Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в порядке, определенном Правилами регулирования тарифов, проведена экспертиза документов ООО "Калининград-ЭнергоСервис", представленных в обоснование запланированных затрат.
Тарифы на водоснабжение и водоотведение установлены Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области на основании показателей производственной программы, утвержденной приказом органа регулирования от 13 октября 2016 г. N 97-01окк/16, состоящей из баланса водоснабжения и мероприятий, направленных на осуществление деятельности общества и качества отпускаемой воды. Производственная программа в судебном порядке не оспорена.
Поскольку тарифы установлены для ООО "Калининград-ЭнергоСервис" впервые, орган регулирования провел экономический анализ планируемых расходов общества, а не фактических.
Величины тарифов, предложенные обществом, уменьшены Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в целях соблюдения принципа экономической обоснованности тарифов.
Доводы, опровергающие выводы, изложенные в экспертном заключении органа регулирования, административными истцами не заявлены.
При таких обстоятельствах основания для признания установленных тарифов экономически необоснованными отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 14 декабря 2016 г. отменить, апелляционные жалобы ООО "Калининград-ЭнергоСервис" и Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - удовлетворить.
В удовлетворении административного искового заявления Барыкина Д.А., Филиппова Р.Б., Степанова Д.Н., Тинякова И.В., Аникеенко Н.В. о признании недействующим приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 13 октября 2016 г. N 97-02окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства ООО "Калининград-ЭнергоСервис" пос. Малое Лесное Гурьевского городского округа на период с 15 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года" отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 71-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был