Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 27.04.2017 N 340-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичными экземплярами сверхлегких воздушных судов самолетами "Птенец-2" RA-0347A, "Стрепет" RA-1675G, СП-01(КП) RA-0093A
31.10.2015 днем при выполнении полета по поиску пропавшего стада домашних оленей в Оленекском эвенкийском национальном районе Республики Саха (Якутия) произошло авиационное происшествие (катастрофа) с единичным экземпляром воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолетом "Птенец-2" RA-0347A, принадлежащим частному лицу.
Полет предполагался по маршруту аэропорт Оленек - район поиска - аэропорт Оленек. На борту самолета находились командир воздушного судна (далее - КВС) и один пассажир - оленевод муниципального унитарного предприятия "Оленекский".
В соответствии с регламентом аэропорта Оленек, воздушное пространство в районе аэропорта в период его работы относится к классу С, в выходные и праздничные дни воздушное пространство относится к классу G. Полет выполнялся 31.10.2015 в субботу, план полета (уведомление) в органы ОВД не подавался. За метеоконсультацией КВС не обращался.
Прогнозом погоды по району полетов предусматривалась значительная слоистая облачность с высотой нижней границы 200 м. По показаниям пассажира, полет выполнялся выше облаков. При подлете к месту поиска КВС принял решение на снижение в разрыве облаков. В процессе снижения самолет столкнулся со склоном сопки. КВС не был пристегнут привязными ремнями, поэтому при движении самолета по земле и его интенсивном торможении был выброшен из кабины, вследствие чего получил многочисленные травмы, от которых скончался примерно через 9 часов после авиационного происшествия. Пассажир, использовавший привязные ремни, после остановки самолета остался в кабине и получил повреждения неопасные для жизни.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолета "Птенец-2" RA-0347A (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что поисково-спасательные работы после авиационного происшествия были организованы без нарушения установленных требований. Однако, с учетом использовавшихся пилотом технических средств (спутниковый трекер inReach SE и сервис "АОПА-Трекер") время проведения поисково-спасательных работ могло быть сокращено.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятной причиной авиационного происшествия со сверхлегким самолетом ЕЭВС "Птенец-2" RA-0347A явилась потеря пилотом контроля за высотой полета в условиях ограниченной видимости (низкая облачность) и "белизны" подстилающей поверхности, что привело к снижению и столкновению самолёта с землей.
Авиационному происшествию, наиболее вероятно, способствовали:
- неправильная оценка КВС метеорологических условий по маршруту полета, выразившаяся в принятии необоснованного решения на продолжение выполнения полета по ПВП;
- незнание КВС рельефа местности;
- проблема КВС со зрением и отсутствие у него очков, рекомендованных ВЛЭК.
Смерть КВС от травм, полученных в результате АП, наступила более чем через 9 часов после АП. Спасательный вертолет прибыл на место АП более чем через сутки.
Позднему прибытию спасателей способствовали:
- неэффективное прохождение информации о сигнале бедствия, поданном КВС через спутниковый трекер сразу после АП. При своевременном прохождении информации существовала возможность прибытия спасателей до наступления темноты (на самолете Ан-26);
- удаленность места АП от мест базирования поисково-спасательных воздушных судов;
- неблагоприятные метеорологические условия, не позволившие провести спасательную операцию в темное время суток.
Комиссия не выявила нарушений действовавших нормативных документов, приведших к "затягиванию" ПСР. Однако фактическое расположение аварийно-спасательных сил и средств при существующих требованиях к минимальным метеорологическим условиям при выполнении ПСР создает повышенные риски гибели выживших при АП в данном регионе".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в Окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом "Птенец-2" RA-0347A, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
06.06.2016 при выполнении авиационно-химических работ (далее - АХР) по опылению полей в районе хутора Садовый Сальского района Ростовской области произошло авиационное происшествие (катастрофа) с ЕЭВС самолетом "Стрепет" RA-1675G, принадлежащим индивидуальному предпринимателю (имел сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ).
Комиссией по расследованию катастрофы самолета "Стрепет" RA-1675G было установлено, что взлетный вес самолета мог составлять 513,5 кг, что превышает максимальный взлетный вес (495 кг).
КВС выполнял "гоны" над обрабатываемой поверхностью на высотах, примерно, 5-7 м. Заходы выполнялись с кренами до 40° на высоте 27 м, что не соответствовало установленным ограничениям (крен не более 30°, высота не менее 50 м). Комиссией по расследованию был сделан вывод о том, что на заключительном этапе полета КВС, наиболее вероятно, превысил допустимый угол крена, что привело к сваливанию самолета. Минимальная потеря высоты до восстановления горизонтального полета после сваливания составляет 40 м для сельскохозяйственного варианта самолета. С учетом того, что развороты при построении траектории движения на очередной "гон" выполнялись на высоте менее 30 м, предотвратить столкновение самолета с землей было невозможно. В результате авиационного происшествия пилот погиб.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятной причиной катастрофы ЕЭВС самолета "Стрепет" RA-1675G, выполнявшего авиационно-химические работы, явилось его сваливание при выполнении маневрирования для выхода на очередной "гон", приведшее к столкновению воздушного судна с земной поверхностью.
К способствующим факторам, приведшим к возникновению катастрофической ситуации в полете, следует отнести:
- превышение максимально допустимого угла крена при разворотах, невыдерживание высоты полета над препятствиями и дефицит высоты, который не позволил КВС вывести самолет из режима сваливания;
- отсутствие предупредительной сигнализации о приближении самолета к режиму сваливания".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в Окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом "Стрепет" RA-1675G, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
19.08.2016 при выполнении учебно-тренировочного полета в районе аэродрома Романовская (Волгодонский район Ростовской области) произошло авиационное происшествие (авария) с ЕЭВС самолетом СП-01(КП) RA-0093A, принадлежащим частному лицу (имел сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ).
На борту воздушного судна находилось два пилота. Взлетная масса самолета и центровка не выходили за ограничения, установленные РЛЭ самолета СП-01(КП) RA-0093A. Метеоусловия не препятствовали выполнению полетного задания.
После взлета на высоте около 60 м КВС выполнил два виража с креном 30°, после чего произвел разгон до скорости 120 км/ч и перевел самолет в набор высоты с тангажем 20°. Достигнув высоты полета примерно 140 м, КВС начал переводить самолет в горизонтальный полет. При выводе самолета в горизонтальный полет, со слов экипажа, появилась тряска, после чего произошло сваливание с левым вращением и опусканием носа.
Из-за недостаточного запаса высоты полета, несмотря на предпринятые действия по выводу самолета из сваливания, столкновения с землей избежать не удалось. В результате авиационного происшествия пилоты получили серьезные телесные повреждения.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авария самолета СП-01(КП) RA-0093A произошла из-за его сваливания при выполнении маневрирования на предельно малой высоте.
Авиационное происшествие стало возможным вследствие сочетания следующих факторов:
- выполнение маневрирования самолета на недопустимо малой высоте;
- потеря контроля за скоростью полета со стороны КВС".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в Окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом СП-01(КП) RA-0093A, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 27 апреля 2017 г. N 340-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.