Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 мая 2017 г. N 66-АПГ17-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Думы Хомутовского муниципального образования Иркутской области от 8 ноября 2013 г. N 16-79/ДСП "Об утверждении Генерального плана Хомутовского муниципального образования", по апелляционной жалобе Думы Хомутовского муниципального образования на решение Иркутского областного суда от 23 ноября 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Смолиной О.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Думы Хомутовского муниципального образования Иркутской области от 8 ноября 2013 г. N 16-79/ДСП "Об утверждении Генерального плана Хомутовского муниципального образования" в части включения в границы Хомутовского муниципального образования Иркутской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: п. Плишкино, Хомутовское муниципальное образование, Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Пригородная дача, часть квартала 83.
Решением Иркутского областного суда от 23 ноября 2016 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Дума Хомутовского муниципального образования обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с не полностью исследованными обстоятельствами дела, с нарушением норм материального права и вынести по делу новое решение.
Относительно доводов апелляционной жалобы Рослесхозом, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) и прокуратурой Иркутской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Федерального агентства лесного хозяйства, Думы Хомутовского муниципального образования, администрации Иркутского районного муниципального образования, администрации Хомутовского муниципального образования, главы Хомутовского муниципального образования, Министерства лесного комплекса Иркутской области, Министерства экономического развития Российской Федерации, прокуратуры Иркутской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области, ФГБК "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Рослесинфорг" (филиал "Прибайкаллеспроект"), извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, заслушав представителя Минприроды России и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии со статьей 33 Устава Хомутовского муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения, представительным органом поселения является Дума Хомутовского муниципального образования, к полномочиям которой отнесено утверждение генерального плана муниципального образования.
Решением Думы Хомутовского муниципального образования Иркутской области от 8 ноября 2013 г. N 16-79/ДСП утвержден Генеральный план Хомутовского муниципального образования, которое опубликовано в "Вестнике Хомутовского поселения" в ноябре 2013 г. издание N 16.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Судом установлено, что в соответствии с генеральным планом Хомутовского муниципального образования от 8 ноября 2013 г. граница муниципального образования п. Плишкино имеет пересечение с землями лесного фонда, а именно с Иркутским лесничеством, Хомутовским участковым лесничеством, Пригородной дачей, с частью квартала 83, где площадь пересечения составляет 9.2977 га.
Данное обстоятельство подтверждено схемой графического наложения границ населенного пункта п. Плишкино на материалы лесоустройства Иркутского лесничества 2002-2003 гг. (л.д. 20, 142, т. 1). Схема графического наложения выполнена ФГБУ "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" осуществляющим в соответствии с уставом учреждения государственную инвентаризацию лесов, обобщение документированной информации, содержащейся в Государственном лесном реестре, проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков.
Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра от 12 января 2011 г. кадастровый (или условный) номер 38-38-01/103/2010-993.
В связи с чем, судом сделан правильный вывод о том, что решение об утверждении генерального плана муниципального образования без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением установленных норм.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Генеральный план Хомутовского муниципального образования был согласован с Министром лесного комплекса, в связи с чем отсутствует обязанность по его согласованию с ведомственным учреждением высшего исполнительного органа, отклоняется.
Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений. Рослесхоз не согласовывал оспариваемый нормативный правовой акт.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствуют доказательства отнесения земельных участков расположенных в п. Плишкино, Хомутовского муниципального образования, Иркутского лесничества, Хомутовское участковое лесничество, Пригородная дача, часть квартала 83 к землям лесного фонда, опровергаются материалами дела. В процессе рассмотрения спора судом первой инстанции исследованы доказательства подтверждающие наложения границ муниципального образования на земли лесного фонда, обратного административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда Судебной коллегией не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 23 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Хомутовского муниципального образования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 мая 2017 г. N 66-АПГ17-12
Текст определения официально опубликован не был