Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 56-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Яроша В.С. о признания частично не действующим решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа",
по апелляционной жалобе Яроша В.С.
на решение Приморского краевого суда от 9 декабря 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ярош В.С. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признания недействующим решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" (далее - решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462) в части установления территориальных зон Ж-3 и П-5 в границах земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. ...
Административный истец полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Решением Приморского краевого суда от 9 декабря 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Ярош В.С. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное толкование норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Приморского края, Думой города Владивостока, Администрацией города Владивостока представлены возражения и отзыв.
В судебное заседание представители административного истца, административных ответчиков - Думы города Владивостока, Администрации города Владивостока, заинтересованного лица - Департамента градостроительства Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Яроша В.С., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ и часть 1 статьи 11 ЗК РФ).
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
Данное решение принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано председателем Думы города Владивостока и официально опубликовано 10 апреля 2010 г. в газете "Утро России", N 39 (4233), 20 апреля 2010 г. в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2).
Как следует из материалов дела, Ярошу В.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Владивосток, ул. ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 7 августа 2015 года и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 15 ноября 2016 года.
Также заявитель является собственником индивидуального жилого дома, площадью ... кв.м., расположенного на данном земельном участке.
Границы указанного земельного участка состоят из двух контуров, внешне образуя две его части (на меньшем располагается жилой дом; больший участок находится в зоне с особыми условиями пользования территории).
В соответствии с пунктом 2 части 2 и частью 4 статьи 30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Из представленной в материалы дела карты градостроительного зонирования на территории города Владивостока, входящей в состав Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462, следует, что изначально земельный участок с кадастровым номером ... находился в границах двух территориальных зон: производственно-коммерческой зоны (П-5), зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2).
В редакции Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденной решением Думы города Владивостока от 12 октября 2012 г. N 934, были учтены изменения в генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 31 января 2012 г. N 792 и границы территориальных зон приведены в соответствие с границами зон функциональных.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером ... располагается в двух территориальных зонах: в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и производственно-коммерческой зоне (П-5).
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на кадастровый учет 25 декабря 2005 г. как "ранее учтенный" - его границы и конфигурация не были установлены в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом площадь земельного участка составляла ... кв.м.
Впоследствии, на основании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю (далее - ФГБУ "ФКП" по Приморскому краю) от 18 октября 2011 г. N Ф01/11-46969 в сведения о земельном участке были внесены исправления, в частности площадь земельного участка составила ... кв.м. Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства также установлены не были.
Решением ФГБУ "ФКП" по Приморскому краю от 7 ноября 2012 г. N Ф01/12-55728 уточнено местоположение границ и площади данного земельного участка, в связи с чем в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о местоположении границ участка и уточнена площадь, которая составила ... кв.м.
Таким образом, принимая во внимание, что на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером ... поставлен 25 декабря 2005 г. как "ранее учтенный", а его границы в соответствии с законодательством установлены только 7 ноября 2012 г., то на момент принятия Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 7 апреля 2010 г. N 462 и внесения в них изменений решением Думы города Владивостока от 12 октября 2012 г. N 934, в результате которых участок оказался расположенным в двух территориальных зонах Ж-3 и П-5, сведений о пересечении границ участка с границами территориальных зон в государственном кадастре недвижимости не имелось.
Доказательств возможности установления границ по каким-либо границам, соответствующим требованиям части 2 статьи 34 ГрК РФ, на указанном земельном участке административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемых Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа недействующими являются обоснованными.
Доводы заявителя о том, что оспариваемым решением Думы города Владивостока нарушены его права по пользованию земельным участком и возможности его раздела, а также реализации права по строительству индивидуального жилого помещения в соответствии с видом разрешенного использования являются необоснованными ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 37 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа производственно-коммерческая зона определена для размещения промышленных и производственно-коммунальных предприятий V класса вредности с низким уровнем шума и загрязнения окружающей среды и объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием объектов зоны.
Размещение индивидуальных жилых домов на земельных участках, относящихся к данной территориальной зоне, не отнесено оспариваемыми Правилами землепользования и застройки ни к основным, ни к условно разрешенным видам разрешенного использования.
Вместе с тем, частью 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Учитывая изложенное, при принятии решения по данному делу суд апелляционной инстанции исходит из того, что если при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование земельного участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает препятствий перечисленных в части 8 статьи 36 ГрК РФ.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 9 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Яроша В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 56-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был