Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 мая 2017 г. N 302-АД16-16468
Резолютивная часть определения объявлена 24 мая 2017 г.
Полный текст определения изготовлен 26 мая 2017 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Першутова А.Г.,
судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Автовокзал" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.05.2016 по делу N А58-600/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 по тому же делу
по заявлению акционерного общества "Автовокзал" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2015 N 06-16/1308 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Автовокзал" - Роменский Р.А.;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) - Матвиенко А.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г., выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Автовокзал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2015 N 06-16/1308 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.05.2016, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа определением от 14.09.2016 прекратил производство по кассационной жалобе общества на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г. от 10.04.2017 кассационная жалоба общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
Постановлением инспекции от 11.12.2015 N 06-16/1308 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением инспекции, общество оспорило его в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Рассматривая настоящий спор, суды установили, что на основании заключенного с организацией, являющейся перевозчиком и оказывающей услуги по междугородним перевозкам пассажиров, договора от 01.01.2015 N 3-П общество осуществляло деятельность по продаже билетов с получением от физических лиц денежных средств и перечислением этих средств перевозчику - поставщику услуг за вознаграждение.
Расценив, что осуществляемая обществом деятельность подпадает под действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), суды признали общество платежным агентом.
Поскольку в нарушение требований частей 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ общество, являясь платежным агентом, осуществляет упомянутую деятельность без использования специального банковского счета, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, суды признали правомерным оспариваемое постановление инспекции о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
Однако выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, нельзя признать правомерными.
Из положений Закона N 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг). При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Согласно статье 1 Закона N 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет.
Таким образом, действие Закона N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках заключенного с перевозчиком договора на агентские услуги по продаже билетов по междугородним маршрутам осуществляемая обществом деятельность помимо продажи билетов на междугородние маршруты перевозчика включает в себя оказание обществом услуг по информированию пассажиров по всем вопросам, касающимся междугородних перевозок (об отправлении/прибытии автотранспортного средства, о наличии свободных мест, предварительной и иной продаже билетов, и др.); осуществлению отметок в путевых листах автотранспорта, принадлежащего перевозчику; обеспечению стоянки автотранспорта перевозчика; предоставлению заявок на дополнительные туристические услуги, и др. При этом общество является организацией, осуществляющей самостоятельный вид деятельности - услуги автовокзала, обязательства предоставления которых возникает у общества перед физическими лицами, приобретшими билеты перевозчика.
Поскольку общество в рамках указанного договора оказывает перевозчику иные услуги, помимо продажи билетов на междугородние маршруты перевозчика, общество не может быть признано платежным агентом, на которого распространяется действие Закона N 103-ФЗ.
Таким образом, не являясь платежным агентом, общество правомерно осуществляет упомянутую деятельность без использования предусмотренного Законом N 103-ФЗ специального банковского счета.
При таких обстоятельствах, в действиях общества отсутствует состав вмененного правонарушения, в связи с чем привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, является незаконным.
На основании изложенного, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявление общества - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.05.2016 по делу N А58-600/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 по тому же делу отменить.
Заявление акционерного общества "Автовокзал" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) от 11.12.2015 N 06-16/1308 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий судья |
А.Г. Першутов |
Судья |
М.К. Антонова |
Судья |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ решила, что автовокзал, перечисляющий перевозчику полученные от физлиц средства за проданные билеты, не является платежным агентом. Поэтому он не обязан использовать специальный банковский счет. Следовательно, штраф за неиспользование такого счета (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ) был назначен ему неправомерно.
Деятельность платежного агента сводится к оказанию единственной услуги - приему платежей от физлиц и перечислению этих средств поставщику товаров (работ, услуг). Платежный агент не участвует в оказании услуг между плательщиком и поставщиком и не предоставляет иных самостоятельных услуг.
Тогда как в рамках договора с перевозчиком автовокзал не только продает билеты, но и оказывает ему иные услуги (информирует пассажиров, делает отметки в путевых листах, обеспечивает стоянку автотранспорта и др.). При этом он осуществляет самостоятельный вид деятельности - услуги автовокзала, обязательства предоставления которых возникают у него перед физлицами, купившими билеты перевозчика.
Определение Верховного Суда РФ от 26 мая 2017 г. N 302-АД16-16468 по делу N А58-600/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 286-ПЭК17
14.09.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4817/16
18.07.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4377/16
01.07.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2952/16
11.05.2016 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-600/16