Представление Счетной палаты РФ от 29 июня 2016 г. N ПР 01-196/02/1-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на выполнение работ по созданию, развитию и эксплуатации электронного правительства в 2014 - 2015 годах" в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (г. Москва), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В отличие от 42 показателей федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65, в государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 (далее - ГП "Информационное общество"), предусмотрено всего три показателя в части инфраструктуры электронного правительства. В ходе сравнительного анализа показателей и индикаторов государственной программы в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р и в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 установлено, что ГП "Информационное общество" не содержит показателей, которые не были достигнуты в 2013 году. Кроме того, действующие показатели ГП "Информационное общество" не характеризуют достижение целей развития систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства,
2. Из предусмотренных ГП "Информационное общество" трех показателей в части инфраструктуры электронного правительства, Минкомсвязью России в 2014 году не достигнуты два показателя: "Доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме межведомственного документооборота" (план - 70%, факт - 63.8%) и "Доля органов государственной власти и местного самоуправления, использовавших средства электронной цифровой подписи" (план - 88%, факт - 85.9%).
При этом средства федерального бюджета, предусмотренные в 2014 году на эксплуатацию и развитие электронного правительства в объеме 2,8 млрд. рублей, использованы полностью (кассовое исполнение 100%) без достижения планируемого результата.
3. ПАО "Ростелеком" определен единственным исполнителем работ по созданию, развитию и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства соответствующими решениями Правительства Российской Федерации. При этом фактически работы выполняются субподрядными организациями. Так, если в части эксплуатации инфраструктуры электронного правительства стоимость работ, выполняемых непосредственно ПАО "Ростелеком", составляет порядка 25% сумм государственных контрактов, то в части развития инфраструктуры электронного правительства - всего около 10%. ПАО "Ростелеком" привлечены соисполнители по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства в 2014 году на сумму 1 472,4 млн. рублей (71,2%), в 2015 году - 1 690,7 млн. рублей (78,2%); по созданию и развитию инфраструктуры электронного правительства в 2014 году - 478,8 млн. рублей (91,3%), в 2015 году - 461,3 млн. рублей (83,8%).
4. Большая часть субподрядных договоров заключается ПАО "Ростелеком" с дочерним предприятием АО "РТ Лабс" (55,1% суммы субподрядных договоров в 2014 - 2015 годах), а АО "РТ Лабс", в свою очередь, - с ФГУП НИИ "Восход". Посреднические услуги ПАО "Ростелеком" и АО "РТ Лабс" в 2015 году только по двум государственным контрактам (от 7 сентября 2015 г, N 0410/85 и от 7 сентября 2015 г. N 0410/87) составили 8,8 млн. рублей.
5. Согласно представленным к планам информатизации Минкомсвязи России финансово-экономическим обоснованиям по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства на 2015 и на 2016 год в стоимость услуг по предоставлению в аренду программно-аппаратных мощностей и по размещению аппаратного обеспечения, рассчитываемую на основании коммерческих тарифов ПАО "Ростелеком", заложена дополнительная прибыль Общества в размере 10%.
Таким образом, стоимость государственных контрактов по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства от 31 марта 2015 г, N 0410/20 и от 28 декабря 2015 г. N 0410/195 завышена на 16,0 млн. рублей и на 21,4 млн. рублей соответственно.
Кроме того, прибыль ПАО "Ростелеком" в размере 10% заложена на все оказываемые работы и услуги, при том что подрядчиками выполняются работы по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства на сумму более 70% и по созданию и развитию инфраструктуры электронного правительства - более 80% цены государственных контрактов.
6. Применение тарифного метода при формировании финансово-экономического обоснования к плану информатизации Минкомсвязи России привело к завышению стоимости услуг, оказываемых в рамках эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, что в последующем отразилось на цене государственных контрактов от 28 декабря 2015 г. N 0410/195 и от 31 марта 2015 г. N 0410/20. Стоимость услуг, рассчитанная тарифным методом, составила в 2015 году 963,4 млн. рублей, в 2016 году - 1 220,5 млн. рублей (расчетно, без учета затрат на электроэнергию в целях функционирования инфоматов).
7. Минкомсвязью России и ПАО "Ростелеком" 29 ноября 2013 года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 238-р заключен государственный контракт N 161-13-15/0410/117 на выполнение в 2013 и 2014 годах работ по созданию и развитию подсистемы "Мониторинг единой сети передачи данных" в рамках реализации мер по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - ГК N 0410/117).
В соответствии с условиями ГК N 0410/117 подсистема "Мониторинг единой сети передачи данных" предназначена для независимого, объективного контроля работоспособности и соблюдения уровня предоставления услуг связи, оказываемых оператором магистральной сети Единой сети передачи данных. Следовательно, создание, развитие и дальнейшая эксплуатация указанной подсистемы относится к обеспечению функционирования сети передачи данных, а не к обеспечению функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия.
Перечнем мер ГП "Информационное общество", в рамках которых единственным исполнителем работ по дальнейшему созданию и развитию комплекса информационно-технологических и телекоммуникационных элементов инфраструктуры электронного правительства на территории Российской Федерации определено на 2012 - 2014 годы открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 238-р, ни развитие подсистемы "Мониторинг единой сети передачи данных", ни развитие самой сети передачи данных не предусмотрены.
Таким образом, в нарушение статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) Минкомсвязью России без проведения торгов размещен заказ у единственного исполнителя ПАО "Ростелеком", с которым заключен государственный контракт от 29 ноября 2013 г, N 1661-13-15/0410/117 на сумму 44,0 млн. рублей на основании пункта 17.1 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ.
8. В рамках государственного контракта от 4 июля 2014 г. N 0410/36 на выполнение работ по развитию федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", заключенного Минкомсвязью России с ПАО "Ростелеком" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 238-р, фактически осуществлялось развитие Единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА), которая является самостоятельной информационной системой, входящей в состав инфраструктуры электронного правительства согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451.
Перечнем мер ГП "Информационное общество", в рамках которых единственным исполнителем работ по дальнейшему созданию и развитию комплекса информационно-технологических и телекоммуникационных элементов инфраструктуры электронного правительства на территории Российской Федерации определено на 2012 - 2014 годы открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 238-р, развитие ЕСИА не предусмотрено.
Таким образом, в нарушение статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Минкомсвязью России без применения конкурентных способов определения исполнителя осуществлена закупка у единственного исполнителя ПАО "Ростелеком", с которым заключен государственный контракт от 4 июля 2014 г. N 0410/36 на сумму 50,0 млн. рублей на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
9. В соответствии с дополнительным соглашением от 28 мая 2014 г. N 2 к государственному контракту по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства от 27 декабря 2013 г. N 0410/164 из состава обслуживаемого ПАО "Ростелеком" оборудования инфраструктуры электронного правительства было выведено оборудование ГАСУ, Только 25 декабря 2014 года Минкомсвязь России обратилась к ПАО "Ростелеком" с просьбой демонтировать оборудование ГАСУ, а также обеспечить его временное хранение "до принятия окончательного решения о дальнейших действиях". В январе 2015 года Обществом размещено оборудование в г. Красногорске.
В ходе проверки установлено, что в настоящее время оборудование ГАСУ в г. Красногорске не размещается, а находится на складе ПАО "Ростелеком" в поселке Бекасово (Московская область). При этом документы на перемещение оборудования из г. Красногорска, ул. Комсомольская, д. 4 в поселок Бекасово в ПАО "Ростелеком" отсутствуют. Указанные факты свидетельствуют о неэффективном использовании Минкомсвязью России оборудования, стоимость приобретения которого составила 316,1 млн. рублей (расчетно). В связи с отсутствием юридических обязательств по обеспечению хранения оборудования ГАСУ, а также тем, что указанный программно-аппаратный комплекс не передавался Минкомсвязью России Обществу на ответственное хранение и не поставлен на забалансовый учет ПАО "Ростелеком", существует риск утраты работоспособного оборудования и программного обеспечения, затраты федерального бюджета на приобретение и содержание которого в период 2009 - 2013 годов составили более 440,0 млн. рублей.
10. В рамках государственных контрактов по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, ежегодно заключаемых Минкомсвязью России с ПАО "Ростелеком", часть оборудования и программного обеспечения, необходимого для функционирования инфраструктуры электронного правительства, являющегося собственностью Министерства, передаются Обществу по акту приема-передачи в целях выполнения условий указанных контрактов.
Данная приемка-передача не является передачей оборудования от Министерства к ПАО "Ростелеком" на ответственное хранение и, по информации ПАО "Ростелеком", Общество не отражает наличие на своей территории эксплуатируемого оборудования ни на балансе, ни на забалансовых счетах. Стоимость эксплуатируемого оборудования Минкомсвязи России в актах приема-передачи также не отражается.
11. В нарушение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем" (утратило силу с 1 декабря 2015 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1235 "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации") Минкомсвязью России не были приняты меры по регистрации ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" до начала ее эксплуатации, а также не принят правовой акт, предусматривающий порядок и сроки ввода ее в эксплуатацию.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минкомсвязи России предлагается следующее:
1) разработать дополнительные показатели, количественно характеризующие достижение целей и задач создания и развития информационных систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства, а также позволяющие оценить эффективность бюджетных ассигнований, направляемых на указанные мероприятия, в целях включения их в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313, и направить соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации;
2) отражать в актах приема-передачи программно-аппаратных комплексов к государственным контрактам по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, заключаемым Минкомсвязью России с ПАО "Ростелеком" как с единственным исполнителем работ по эксплуатации и развитию электронного правительства, балансовую и остаточную стоимость передаваемого оборудования;
3) провести проверку по фактам нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, в том числе допущенных при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо в срок до 1 февраля 2017 года в письменной форме уведомить Счетную палату Российской Федерации о мерах, принятых по результатам выполнения настоящего представления, с приложением подтверждающих документов.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 15 июня 2016 г. N 32К (1107).
Председатель |
Т.А. Голикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 29 июня 2016 г. N ПР 01-196/02/1-03
Текст представления официально опубликован не был