Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2016 г. N ПР 09-78/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Северо-Западном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Управлением не в полной мере реализовано полномочие, предусмотренное пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части осуществления контроля за полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, поскольку Управлением в 2015 году не направлялись в Федеральную службу судебных приставов материалы по взысканию штрафов прошлых лет на сумму 2 184,7 тыс. рублей.
Управлением в 2015 году не в полной мере было обеспечено выполнение Порядка по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним в отношении лиц, своевременно не уплативших административные штрафы, утвержденного приказом Управления от 27 декабря 2012 г. N 266-од, в части составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направления их в трехмесячный срок в судебные органы. В результате не были применены меры административной ответственности к нарушителям по 13 фактам неуплаты административных штрафов, подлежащих уплате в 2015 году, на общую сумму 3 830,0 тыс. рублей.
2. В нарушение пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы, Управлением в 2015 году допускался возврат госпошлины без приложения подлинных платежных документов - 157 случаев на общую сумму 406,4 тыс. рублей.
3. В нарушение статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, предусматривающих обязательность проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности, Управлением перед составлением годовой бюджетной отчетности за 2015 год не проведена инвентаризация дебиторской задолженности по неплатежеспособным дебиторам; земельных участков, числящихся на балансе; дебиторской задолженности, числящейся на балансе, в том числе долгосрочной просроченной задолженности.
Кроме того, Управление в нарушение пункта 51 Учетной политики Управления на 2015 год, утвержденной приказом Управления от 31 декабря 2014 г. N 328-од (далее - Учетная политика Управления), без проведения инвентаризации осуществило списание дебиторской задолженности по авансовым выплатам на общую сумму 213,5 тыс. рублей.
4. В Управлении числится дебиторская задолженность на отчетную дату в сумме 500,7 тыс. рублей, которая отнесена в состав долгосрочной дебиторской задолженности (контрагенты: ООО "Оптовая фирма "ПТК" 478,15 тыс. рублей и ООО "РСТ" - 22,55 тыс. рублей).
Управлением в нарушение пункта 23 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, на счете аналитического учета 105 "Материальные запасы" не были отражены горюче-смазочные материалы.
При этом проведенной встречной проверкой с ООО "Оптовая фирма "ПТК" установлено, что объем отпущенного Управлению топлива на 31 декабря 2015 года, по данным ООО "Оптовая фирма "ПТК", превышает объем оприходованного топлива, по данным бюджетного учета Управления, на 3 563,7 литра на общую сумму 110,49 тыс. рублей.
В нарушение пункта 47 Учетной политики Управления было допущено списание топлива без путевой документации, подтверждающей расход топлива, в размере 16,2 тыс. рублей.
5. В бюджетной отчетности Управления за 2015 год неправомерно увеличены активы баланса на сумму дважды учтенных материальных запасов в размере 385,5 тыс. рублей, в результате чего Управление в нарушение пункта 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н), при ведении бухгалтерского учета не обеспечило в 2015 году формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности.
6. В нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" имело место неотражение в 2015 году в регистрах бухгалтерского учета следующих объектов недвижимого имущества Управления: гараж площадью 40,7 кв. м (Ленинградская область, г. Кингисепп, ул. Малая Гражданская, д. 8); а также нежилые помещения 7-Н, 36-Н, 40-Н, 10-Н, 13-Н, 16-Н, 37-Н, 38-Н, 39-Н,41-Н, 42-Н, 43-Н, 44-Н, 45-Н, 46-Н, 47-Н, 48-Н, 49-Н, (г. Санкт-Петербург, 10-я линия Васильевского острова, д. 51/31) общей площадью 1448,5 кв. м.
7. В нарушение пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, запрещающего распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, без согласия его собственника, Управление осуществляло распоряжение федеральным имуществом без согласования с Росимуществом, предоставив в безвозмездное пользование ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новгородской области нежилое здание.
8. При осуществлении закупок и реализации государственных контрактов в 2015 году Управлением допущены следующие нарушения.
8.1. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), согласно которому годовой объем закупок товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей, Управление в 2015 году осуществило закупки малого объема свыше установленного законодательством объема.
8.2. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, согласно которой заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, а также по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, Управление осуществило закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 8,95 процента совокупного годового объема закупок, то есть менее установленных законодательством 15 процентов.
8.3. Управлением нарушены сроки заключения контрактов по результатам проведения аукционов в электронной форме, установленные статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ, по 2 контрактам на уборку помещений, заключенным с единственным участником (ИП Старостин Д.В.), чья заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ:
более чем на 2 месяца в отношении контракта N 167/377, который заключен 14 апреля 2015 года на основании протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 19 января 2015 г. N 2-377 АЭФ;
более чем на 4 месяца в отношении контракта N 166/376, который заключен 19 июня 2015 года на основании протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 19 января 2015 г. N 2-376 АЭФ.
8.4. В ходе проверки установлено, что определение начальной (максимальной) цены контрактов в 2015 году осуществлялось Управлением без учета требований части 5 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может использоваться информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - Методические рекомендации).
Так, запросы Управления о предоставлении ценовой информации направлялись по электронной почте или осуществлялись посредством телефонной связи и в делопроизводстве заказчика не регистрировались.
В разделе конкурсной (аукционной) документации Управления "Расчет (обоснование) начальной (максимальной) цены контракта" отсутствуют реквизиты ответов, полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку ответы, полученные по электронной почте, также в делопроизводстве заказчика не регистрировались, что не соответствует пунктам 2.1 и 3.12 Методических рекомендаций, согласно которым обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. Все документы, содержащие ценовую информацию, полученные по запросам, рекомендуется регистрировать в делопроизводстве заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и использовать в расчетах НМЦК.
Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта определялась методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании 3, а не 5 коммерческих предложений, как предусмотрено пунктом 3.7.1 Методических рекомендаций.
8.5. В нарушение пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда, а также условий государственных контрактов, согласно которым оплате подлежат выполненные работы, Управлением приняты и оплачены за счет средств федерального бюджета фактически не выполненные подрядной организацией ООО "ТелСи" ремонтные работы по 4 государственным контрактам (контракт от 14 декабря 2015 г. N 137/15 на сумму 54,96 тыс. рублей, контракт от 14 декабря 2015 г. N 122/15 на 18,6 тыс. рублей, контракт от 1 декабря 2015 г. N 104/15 на 51,85 тыс. рублей, контракт от 16 ноября 2015 г. N 81/15 на 51,83 тыс. рублей) на общую сумму 176,8 тыс. рублей, или 50 процентов от общей стоимости работ, чем нанесен ущерб экономическим интересам государства. Указанная сумма возмещена подрядчиком 27 апреля 2016 года.
8.6. В нарушение пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) ремонтные работы по вышеуказанным контрактам в здании, (г, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3), которое отнесено в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2057-р к объектам культурного наследия, выполнялись без соответствующего задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаваемых федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
При этом вышеуказанные контракты на ремонт помещений были заключены Управлением с ООО "ТелСи", в сведениях о видах экономической деятельности которого отсутствует вид деятельности по коду ОКВЭД - 45.21 "Производство общестроительных работ" и которое не имело лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что противоречит положению пункта 6 статьи 45 Федерального закона N 73-Ф3.
8.7. В нарушение частей 6, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ Управлением не направлялось требование об уплате штрафа в размере 705,0 тыс. рублей за неисполнение ООО "Автовэй Питер" обязательств, предусмотренных пунктами 4.4.16 и 4.4.19 государственного контракта от 19 января 2015 г. N 116/209, по проведению предрейсового медосмотра каждого водителя перед выходом на линию, а также по осуществлению страхования жизни и здоровья водителей.
При этом затраты на выполнение указанных работ оплачены Управлением по пункту 2.2 в составе цены контракта от 19 января 2015 г. N 116/209.
8.8. Установлены факты неэффективного использования средств федерального бюджета на общую сумму 203,2 тыс. рублей.
Так, ИП Старостину Д.В. оплачены услуги по уборке помещений в рамках государственного контракта от 19 июня 2015 года в сумме 706,4 тыс. рублей, цена которого определена из расчета оказания услуг в течение 12 месяцев. При этом фактически услуги оказывались в течение 8 месяцев. Помимо указанной суммы, ИП Старостину Д.В. дополнительно на основании 3 заключенных с ним контрактов на уборку помещений по тому же адресу выплачены средства в сумме 181,2 тыс. рублей.
Кроме того, Управлением одни и те же работы оплачены в рамках 2 контрактов (контракта от 17 февраля 2015 г. N 123/373, заключенного Управлением с ООО "Авантаж", который, помимо уборки помещений, включал оказание услуг по уборке прилегающей территории, и контракта от 1 января 2015 г. N 7098-1-Д, заключенного Управлением с ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района", согласно которому предоставлялись услуги по содержанию придомовой территории со стоимостью услуги 2,0 тыс. рублей в месяц).
8.9. Управлением нарушены порядок и сроки представления сведений о недвижимом имуществе для внесения данных об объектах учета в реестр федерального имущества, предусмотренные пунктами 19 и 21 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества". При этом по состоянию на конец 2015 года не учтены сведения в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Теснанова, д. 16, к, 1, а также не внесены данные об изменении сведений в отношении следующих объектов: помещение, расположенное по адресу: г. Петрозаводск, проспект Александра Невского, д. 69; помещение производственное по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 4; помещение по адресу: г. Сегежа, ул. Спиридонова, д. 25, помещение по адресу Мурманская область, г, Кировск, ул. Юбилейная, д. 13, VI (22,23), VII (33), VIII (32-49).
8.10. Проверкой установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации Управлением не оформлена государственная регистрация права оперативного управления в отношении нежилого помещения, в котором располагается Управление и которое передано ему в 2013 году (г. Санкт-Петербург, 10-я линия Васильевского острова, Д. 51/31).
8.11. В нарушение части 6 статьи 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, согласно которой денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса в течение не более чем пяти рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Управление вернуло денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29 декабря 2014 г.), участнику, не признанному победителем (ООО "Электротяжкран"), 22 января 2015 года (платежное поручение от 22 января 2015 г. N 850930), то есть с нарушением срока на 6 рабочих дней.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" СевероЗападному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Провести проверку по факту непривлечения инспекторами Управления в 2015 году к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушителей по 13 фактам на общую сумму 3 830,0 тыс. рублей.
2. Провести служебное расследование по факту возврата госпошлины без подлинных платежных документов и принять меры по истребованию подлинных платежных документов, являющихся основанием для возврата в 2015 году государственной пошлины.
3. Провести проверку по факту расхождения данных бюджетного учета Управления и данных ООО "Оптовая фирма "ПТК" в отношении остатков топлива в количестве 3 563,7 литра на сумму 110,49 тыс, рублей.
4. Провести инвентаризацию активов и имущества: дебиторской задолженности по неплатежеспособным дебиторам, земельных участков, дебиторской задолженности, числящейся на балансовых счетах. Результаты проведенной инвентаризации отразить в бюджетном учете и отчетности.
5. Провести сверку расчетов по счетам 105 и 206 и привести бюджетный учет в соответствие с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, исключив двойной учет активов.
6. Отразить в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, переданное Управлению.
7. Принять меры по взысканию с ООО "Автовэй Питер" штрафа за неисполнение обязательств, предусмотренных пунктами 4.4.16 и 4.4.19 государственного контракта от 19 января 2015 г. N 116/209, по проведению предрейсового медосмотра каждого водителя перед выходом на линию, а также по осуществлению страхования жизни и здоровья водителей.
8. Обратиться в Росимущество для согласования сделки по предоставлению в безвозмездное пользование имущества нежилого помещения.
9. Обеспечить внесение данных об объектах учета в реестр федерального имущества, а также обратиться в Росреестр для оформления права оперативного управления в отношении недвижимого имущества Управления.
10. Привлечь лиц, допустивших нарушения в ходе исполнения Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 13 мая 2016 г. N 22К (1097).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату о принятых мерах по выполнению представления в письменной форме в срок до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2016 г. N ПР 09-78/09-03
Текст представления официально опубликован не был