Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 02-121/07-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральной службе исполнения наказаний, федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии со статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.
Вместе с тем ФСИН России как главный распорядитель бюджетных средств, выполняя бюджетные полномочия по формированию перечня подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, установленные подпунктом 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, осуществлял распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств получателям бюджетных средств, не включенным в Перечень подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний распорядителей и получателей бюджетных средств, утвержденный распоряжением ФСИН России от 17 июля 2015 г. N 92-р. При этом ФСИН России соответствующие изменения в указанный перечень в связи с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных казенных учреждений своевременно не вносились.
2. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение. Соответствующий контроль ФСИН России за выполнением указанных показателей федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными ФСИН России (далее - ФГУП ФСИН России), не осуществлялся, в результате чего прогнозные показатели подлежащей перечислению в федеральный бюджет части чистой прибыли, установленные программами деятельности ФГУП ФСИН России для перечисления в 2015 году, не исполнены на 120 055 тыс. рублей.
3. ФСИН России не обеспечен контроль за перечислением ФГУП ФСИН России в федеральный бюджет части прибыли предприятия, предусмотренный пунктом 10 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228.
Так, шесть ФГУП ФСИН России не перечислили часть чистой прибыли в федеральный бюджет в размере 67 126,4 тыс. рублей за 2014 год. Кроме того, часть чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет другими шестью ФГУП ФСИН России в размере 17 629,2 тыс. рублей, перечислена за 2014 год с нарушением установленного срока (до 15 июня).
4. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, ФСИН России осуществлено финансирование мероприятий по информатизации в сумме 2 287 717,5 тыс. рублей в отсутствие утвержденного в установленном порядке плана информатизации ФСИН России на 2015 год.
5. В нарушение пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит в порядке, предусмотренном Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила осуществления внутреннего финансового аудита), в ФСИН России в 2015 году не осуществлялся. Годовой план внутреннего финансового аудита утвержден не был, плановые аудиторские проверки не осуществлялись.
6. В нарушение статьи 12 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" размер уставного фонда ФГУП "Вологодское" ФСИН России и ФГУП "Заполярное" ФСИН России составляет менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственных предприятий.
7. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также условий четырех государственных контрактов от 19 мая 2015 года, заключенных с ООО "Мясокомбинат "МАРАФ" в рамках государственного оборонного заказа на поставку 2 321,3 тонны сахара на сумму 102 112,7 тыс. рублей, ФСИН России требования об уплате неустоек (штрафа, пеней) за ненадлежащие исполнение ООО "Мясокомбинат "МАРАФ" обязательств на сумму 22 686,0 тыс. рублей, а также просрочку их исполнения не направлялись.
8. В нарушение пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника имущества унитарного предприятия, одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда ФГУП "Вологодское" ФСИН России не приняла решение о внесении соответствующих изменений в устав указанного предприятия. В результате документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного предприятия, а также документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не представлены.
9. По итогам 2015 года ФСИН России объем неиспользованных средств федерального бюджета составил 3 768 189,5 тыс. рублей. По сравнению с 2014 годом объем неиспользованных средств федерального бюджета в 2015 году увеличился в 1,4 раза. Наибольшие объемы неиспользованных средств приходятся: на закупку товаров, работ и услуг за счет средств от привлечения осужденных к труду в сумме 2 054 754,2 тыс. рублей, на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в сумме 847 220,7 тыс. рублей, на публичные нормативные обязательства в сумме 433 075,5 тыс. рублей (при сокращении указанных расходов на 2 453 570,5 тыс. рублей).
Данный факт свидетельствует о низкой результативности и недостатках в бюджетном планировании ФСИН России при формировании федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
10. Объем дебиторской задолженности в 2015 году вырос в 2,2 раза и составил на 1 января 2016 года 5 347 749,8 тыс. рублей, в том числе объем просроченной дебиторской задолженности увеличился в 15,6 раза и составил 933 479,7 тыс. рублей. Соотношение объема дебиторской задолженности к кассовым расходам составило 1,8%. Одними из основных причин роста дебиторской задолженности являются выплаты подрядным организациям авансовых платежей по заключенным территориальными органами ФСИН России контрактам на строительство объектов, а также изменение методики расчета просроченной задолженности с учетом положений приказа Минфина России от 19 декабря 2014 г. N 157н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
11. На 1 января 2015 года объем незавершенного строительства объектов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) составлял 20 033 049,8 тыс. рублей, по итогам 2015 года он увеличился на 8 239 766,0 тыс. рублей и составил на 1 января 2016 года 28 272 815,8 тыс. рублей, в том числе: по ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 г. N 540, - 27 165 357,2 тыс. рублей, ФЦП "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 280, - 171 674,2 тыс. рублей, по непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов - 804 737,4 тыс. рублей, по объектам незавершенного строительства, переданным от МВД России, - 131 046,9 тыс. рублей. Одними из основных причин роста объемов незавершенного строительства являются запланированный ввод большего количества объектов в эксплуатацию в 2016 году (87 объектов) на сумму незавершенного строительства 25 206 987,2 тыс. рублей, а также концентрация объемов финансирования программы на 2015 и 2016 годы.
12. В ходе проверки выявлены недостатки в реализации ФСИН России предусмотренных подпунктом 2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, полномочий в отношении территориальных органов и учреждений в части осуществления контроля деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроля за целесообразностью проводимых финансовых и хозяйственных операций и их соответствием законодательству Российской Федерации, организации экономного и эффективного расходования бюджетных средств.
12.1. Территориальные органы ФСИН России (УФСИН России по Краснодарскому краю, УФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю) в нарушение подпункта "б" пункта 29 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" осуществили авансирование по государственным контрактам на выполнение строительно-монтажных работ на общую сумму 686 686,2 тыс. рублей сверх установленного размера (до 30% суммы договора, но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему КБК РФ). Так, УФСИН России по Краснодарскому краю в заключенном государственном контракте от 9 декабря 2015 г. N 12308041476150002220/430 предусмотрен аванс в размере 50% суммы контракта в объеме 469 383,9 тыс. рублей, а У ФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в государственном контракте от 22 декабря 2015 г. N 220 предусмотрен аванс в сумме 217 302,3 тыс. рублей, что превышает 30% доведенных до них лимитов бюджетных обязательств на 2015 год в объеме 201 660,4 тыс. рублей.
12.2. Территориальными органами ФСИН России в нарушение подпункта 11 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в расчет стоимости по выполнению строительно-монтажных работ, осуществляемых предприятиями УИС на объектах УИС, включен налог на добавленную стоимость (при наличии льгот по НДС), что привело к увеличению начальной (максимальной) цены государственных контрактов и, как следствие, к необоснованному завышению цены по 10 государственным контрактам на 321 575,5 тыс. рублей. Кроме того, в расчетах сметной стоимости строительства были неправомерно применены индексы изменения сметной стоимости строительства, что привело к необоснованному завышению цены пяти государственных контрактов на 437 523,7 тыс. рублей. Общая сумма завышения цены государственных контрактов составила 759 099,2 тыс. рублей.
12.3. Федеральным казенным учреждением "Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний" в рамках государственных контрактов осуществлена закупка оборудования на общую сумму 12 140,4 тыс. рублей, которое по назначению не используется и хранится на складах.
12.4. ФСИН России и ее территориальными органами заключались государственные контракты на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, из которых разработанные 104 проектно-сметные документации на общую сумму 765 428,9 тыс. рублей на строительство объектов УИС, реализация которых в дальнейшем в рамках государственной программы Российской Федерации "Юстиция", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 312, осуществлена не будет.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ФСИН России предлагается:
1) внести изменения в Перечень подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний распорядителей и получателей бюджетных средств, утвержденный распоряжением ФСИН России от 17 июля 2015 г. N 92-р, в связи с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных казенных учреждений;
2) провести анализ ежеквартальной бухгалтерской отчетности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, по результатам которой принять меры по перечислению в федеральный бюджет не перечисленной части прибыли предприятий за 2014 год;
3) обеспечить осуществление внутреннего финансового аудита в порядке, предусмотренном Правилами осуществления внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, утвердив план внутреннего финансового аудита;
4) привести размер уставного фонда ФГУП "Вологодское" ФСИН России и ФГУП "Заполярное" ФСИН России в соответствие с требованиями Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" с внесением изменением в уставы указанных предприятий;
5) принять меры по взысканию с ООО "Мясокомбинат "МАРАФ" неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных государственными контрактами от 19 мая 2015 года на поставку сахара, а также просрочкой их исполнения;
6) принять меры по возврату территориальными органами ФСИН России в федеральный бюджет суммы налога на добавленную стоимость, необоснованно включенной в цену 10 государственных контрактов на выполнение ФГУП ФСИН России строительно-монтажных работ в сумме 321 575,5 тыс. рублей при наличии льготы;
7) принять необходимые меры по погашению дебиторской задолженности в части незавершенного строительства, а также по использованию оборудования, приобретенного федеральным казенным учреждением "Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний", по назначению;
8) принять меры по усилению контроля за деятельностью территориальных органов ФСИН России, допустивших нарушения в части завышения начальной (максимальной) цены государственных контрактов, а также превышения установленного размера оплаты аванса по государственным контрактам на выполнение строительно-монтажных работ;
9) провести проверку по фактам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2016 г. N 25К (1100).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" директору Федеральной службы исполнения наказаний либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 июля 2016 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 02-121/07-02
Текст представления официально опубликован не был