Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-100/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральном государственном бюджетном учреждении по эксплуатации берегозащитных сооружений и мониторинга прибрежной полосы Каспийского моря в Республике Калмыкия (далее - ФГУ "Калмкаспвод", Учреждение), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с государственным контрактом от 15 сентября 2011 г. N 07 (далее - госконтракт), заключенным ФГУ "Калмкаспвод" с подрядчиком ОАО "Калмыцкое дорожное управление", подрядчик выполнял работы по строительству особо опасного, технически сложного объекта "Элистинское водохранилище на балке Гашун-Сала для обеспечения водными ресурсами г. Элиста Республики Калмыкия" (далее - Элистинское водохранилище) стоимостью 1 258,4 млн. рублей. Срок исполнения госконтракта - 31 декабря 2015 года.
По состоянию на 31 декабря 2015 года ОАО "Калмыцкое дорожное управление" свои обязательства по госконтракту не исполнило, объект не построен и не введен в эксплуатацию. Степень технической готовности составляет 56,9% (в 2015 году не выполнены строительные работы на сумму 475,6 млн. рублей).
Учреждение осуществляло расчеты за выполненные работы с подрядчиком по строительству Элистинского водохранилища по рабочей документации, разработанной ООО "Севкавгеопроектстрой" на основании госконтракта от 23 августа 2011 г. N 06, стоимость строительства согласно рабочей документации превышает стоимость по проектной документации, получившей положительное заключение ФГУ "Главгосэкспертиза России", на 119 млн. рублей. На условиях проектной документации осуществлялись торги и были определены объемы ассигнований на строительство в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350 (далее - ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса").
При этом изменения в проектную документацию Элистинского водохранилища в связи с изменением параметров объекта капитального строительства не вносились и в нарушение пункта 2.3 приказа Росводресурсов от 11 марта 2011 г. N 64 "Об утверждении проектной документации по объектам капстроительства, водохозяйственным и водоохранным мероприятиям, финансируемым за счет средств федерального бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 - 2013 годов" проектная документация не переутверждалась, что противоречит положениям части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В результате Учреждением в нарушение условий госконтракта от 15 сентября 2011 г. N 07 (пункт 1.1) и статей 711 и 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплачены работы при строительстве Элистинского водохранилища в сумме, превышающей стоимость данных работ в соответствии со сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, на 15,9 млн. рублей.
2. В нарушение пункта 4 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство опасного и технически сложного гидротехнического сооружения второго класса - Элистинского водохранилища осуществлялось в отсутствие разрешения на строительство, выданного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Строительство Элистинского водохранилища осуществлялось с 2011 года на земельных участках общей площадью 609,9 га, на которые у Учреждения отсутствовали правоустанавливающие документы, что противоречит положениям пункта 1 части 7 статьи 51 и части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" строительство Элистинского водохранилища осуществляется без декларации безопасности гидротехнического сооружения, что является существенным риском для обеспечения защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
3. В нарушение пункта 4.1.16 госконтракта с 4 декабря 2013 года строительство Элистинского водохранилища не было застраховано ОАО "Калмыцкое дорожное управление" (подрядчик) от случайной гибели, случайного повреждения объекта строительства, материалов и другого имущества, а также причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей природной среде в результате возможных аварий, пожаров в связи с осуществлением строительства гидротехнического сооружения.
При этом Учреждением в 2015 году без осуществления проверки документального подтверждения расходов подрядчика по добровольному страхованию (пункт 4.4.1 госконтракта) неправомерно компенсированы подрядчику 1,1 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, которые не подтверждены договором страхования строительства Элистинского водохранилища.
4. Учреждением за счет субсидий из федерального бюджета, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий от 4 марта 2015 г. N МТ-50/02 на строительство Элистинского водохранилища, по договору от 7 апреля 2015 г. N 80-1-14-00187511 неправомерно оплачены авансы ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" за оказание услуг по технологическому присоединению к энергосетям в размере 2,7 млн. рублей, которые не предусмотрены титульным списком стройки Элистинского водохранилища и утвержденной сметной документацией на строительство Элистинского водохранилища и профинансированы за счет бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений на 2015 год.
5. Учреждение не осуществляло постоянный технический надзор за ходом строительства объекта, предусмотренный пунктом 4.3.3 госконтракта, в результате подрядчиком при строительстве Элистинского водохранилища использовалась стеклопластиковая труба "SUPERLIT" производства Турецкой Республики общей стоимостью 174,9 млн. рублей, не соответствующая параметрам проектной документации, получившей положительное заключение ФГУ "Главгосэкспертиза России" (проектом предусмотрены стеклопластиковые полиэфирные (GRP) трубы Amitech FLOWTITE).
При этом Учреждением с проектной организацией - ООО "Геологическое предприятие "Севкавгеопроект", осуществлявшей проектирование строительства Элистинского водохранилища, вопрос применения стеклопластиковых труб фирмы SUPERLIT при устройстве напорного трубопровода водохранилища не согласован, что противоречит пункту 7.2 "Внесение изменений в проектную документацию" ГОСТ 21.1101-2009.
При проверке первичных документов, подтверждающих поставку стеклопластиковых труб фирмы SUPERLIT, установлено расхождение стоимости используемых материалов. Так, по счету-фактуре от 21 октября 2011 г. N 4625/1 ООО "ДГС" стоимость трубы стеклопластиковой с одной муфтой в количестве 3 216 п/м составляла 9 584,75 рубля за 1 п/м (без НДС), а в товарной накладной от той же даты N 4625/1 ООО "ДГС" стоимость указанной трубы аналогичного объема составляет 10 169,49 рубля за 1 п/м.
6. ФГУ "Калмкаспвод" по результатам проведенного электронного аукциона (извещение от 25 ноября 2015 г. N 0305100000515000013) был заключен договор от 26 декабря 2015 г. N 0305100000515000013-0175063 (далее - договор) с ООО "Автоман" на поставку автомобильных запчастей общей стоимостью 439,4 тыс. рублей.
При проведении открытого аукциона в электронной форме нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающий запрет на включение в описание объекта закупки указания на товарный знак, за исключением случаев, если не имеется другого способа описания закупки, в части указания в аукционной документации товарных знаков автошин (235/70 R- 16 Pirelli (летняя); 215/60 R-17 Bridgestone (летняя); 215/60 R-17 Bridgestone (зимняя); 205/75 R-15 Yokohama (шип.); 215/65 R-16 Bridgestone (летняя); 185/60 R-14 TOYO PROXES CF 1) и моторных масел (ДМ "Авангард" 60 л.; "Роснефть" TSP 16К 60 л.).
Кроме того, определение начальной (максимальной) цены договора на поставку автозапчастей осуществлялось на основании ценовой информации, полученной от трех поставщиков, а не от пяти, что не соответствует пункту 3.7.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567.
При исполнении договора установлено, что в соответствии с условиями договора по товарной накладной от 28 декабря 2015 г. N 249 Учреждением были приобретены автошины летние: 4 ед. марки 215/65/16 Bridgestone, 4 ед. марки 215/60/16 Bridgestone и 4 ед. марки 185/60/14 TOYO PROXES CF - общей стоимостью 62,6 тыс. рублей, которые фактически отсутствуют, что свидетельствует о выявлении недостачи на указанную сумму.
Вместе с тем в наличии имеются 3 новых комплекта летних автошин (4 ед. марки 215/65R16 98Н Yokohama, 4 ед. марки 215/60R17 96Н Yokohama и 4 ед. марки 185/60/14 Yokohama), которые не поставлены на бухгалтерский учет Учреждения, что не соответствует статье 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
7. ФГУ "Калмкаспвод" допускалось предоставление недостоверных сведений об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год, что не соответствует положениям части 4 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ. Так, на официальном сайте в 2015 году размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, согласно которому закупки осуществлены на сумму 0,9 млн. рублей и составили 29,0%, при этом фактический объем закупок в 2015 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составил 5,7 млн. рублей, или 98,2%.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФГУ "Калмкаспвод" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Обеспечить направление в Минстрой России соответствующих документов для получения разрешения на строительство объекта "Элистинское водохранилище на балке Гашун-Сала для обеспечения водными ресурсами г. Элиста Республики Калмыкия".
2. Принять меры по возмещению недостачи материально- производственных запасов в сумме 62,6 тыс. рублей.
3. Провести служебные расследования по фактам оплаты компенсации по страхованию Элистинского водохранилища в сумме 1,1 млн. рублей, оплаты аванса ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" на оказание услуг по техприсоединению к энергосетям в размере 2,7 млн. рублей, а также оплаты работ по стоимости, которая превышает стоимость сметной документацией по утвержденному проекту строительства в сумме 15,9 млн. рублей и принять меры по возврату указанных средств.
4. Привлечь к ответственности установленной законодательством Российской Федерации должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2016 г, N 24К (1099).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства водных ресурсов или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-100/09-03
Текст представления официально опубликован не был