Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-139/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (далее - ФГБУ "ВГНКИ", Учреждение), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Россельхознадзором допущены нарушения в части финансового обеспечения выполнения государственного задания.
1.1. В соответствии с пунктом 5 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 (далее - Положение N 671), уменьшение объема субсидии, предоставленной из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания. Россельхознадзором данные требования Положения N 671 не выполнены, так как при уменьшении в течение 2015 года объема субсидии с 13,27 млн. рублей до 12,59 млн. рублей (на 5,1%) на выполнение ФГБУ "ВГНКИ" работы "Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" одновременно произведено увеличение объема государственного задания с 700 исследований до 1 434 исследований, или более чем в 2 раза.
1.2. Согласно пункту 10 Положения N 671 размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением.
В соответствии с Положением N 671 Россельхознадзором утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Россельхознадзору, государственных услуг (работ), а также нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений (приказ Россельхознадзора от 26 марта 2013 г. N 136) (далее - Порядок N 136).
Проведенной проверкой установлено, что Россельхознадзором годовой размер субсидии на выполнение ФГБУ "ВГНКИ" государственного задания, предусмотренный в соглашении о предоставление субсидий, не соответствовал размеру субсидии, рассчитанному в соответствии с Порядком N 136 исходя из объемов работ по государственному заданию Учреждения и нормативных затрат на их выполнение.
Так, в Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15 января 2015 года, заключенном Россельхознадзором с ФГБУ "ВГНКИ" (далее - Соглашение о предоставлении субсидий на выполнение государственного задания от 15 января 2015 года), годовой размер субсидии предусмотрен в сумме 512 083,2 тыс. рублей, при этом он не соответствовал размеру субсидии в сумме 573 259,7 тыс. рублей, сформированному исходя из объемов работ, установленных государственным заданием Учреждения, утвержденным приказом Россельхознадзора от 26 декабря 2014 г. N 790, и нормативных затрат на их выполнение, утвержденных приказом Россельхознадзора от 26 декабря 2014 г. N 788.
Такие же несоответствия были выявлены при заключении в 2015 году дополнительных соглашений к Соглашению о предоставлении субсидий на выполнение государственного задания от 15 января 2015 года.
2. Россельхознадзором не в полной мере исполнялись требования постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Постановление N 1563).
2.1. В нарушение пункта 4 Постановления N 1563, в соответствии с которым главным распорядителям (распорядителям) средств федерального бюджета необходимо обеспечить распределение и доведение до подведомственных распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг в полном объеме на 2015 год не позднее 1 февраля 2015 года, Россельхознадзором лимиты бюджетных обязательств в 2015 году доведены до ФГБУ "ВГНКИ" только 3 марта 2015 года (первое в 2015 году расходное расписание N 081/00081/015 на сумму 241 507,5 тыс. рублей).
2.2. В нарушение пункта 26 Постановления N 1563, в соответствии с которым субсидия подлежит перечислению учреждению не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей 50% годового размера субсидии в течение первого полугодия, выявлены факты перечисления Россельхознадзором субсидии на выполнение государственного задания сверх установленного размера.
Так, ФГБУ "ВГНКИ" за первое полугодие 2015 года доведены субсидии в размере 264 805, 243 тыс. рублей, в то время как доведенная сумма за первое полугодие не должна превышать 261 083,952 тыс. рублей, что составляет 50% годового размера субсидии (522 167,904 тыс. рублей). Сумма превышения составила 3 721, 291 тыс. рублей.
До ФГБУ "Всероссийский центр карантина растений" за первое полугодие 2015 года были доведены субсидии в размере 66 727, 632 тыс. рублей. При этом указанная сумма не должна была превышать 65 273,88 тыс. рублей, что составляет 50% годового размера субсидии (132 547,76 тыс. рублей). Сумма превышения - 453, 756 тыс. рублей.
3. В ходе проверки в Россельхознадзоре были выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3.1. В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
В нарушение указанной нормы Россельхознадзор заключил государственный контракт от 25 мая 2015 г. N 06/15 с обществом с ограниченной ответственностью "Тевия" на сумму 270,0 тыс. рублей на оказание услуг доступа в сеть Интернет при начальной (максимальной) цене контракта в размере 400,0 тыс. рублей без предоставления последним обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса.
3.2. Россельхознадзором в нарушение пункта 1 части 6 статьи 44 Федерального закона N 44-ФЗ денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых защитных препаратов на основе циркулирующих вновь выделенных изолятов особо опасных и экзотических инфекций животных и их испытание (извещение N 0173100013015000021), возвращены на счета участников закупки платежными поручениями от 18 января 2016 года (через 44 дня с момента подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (от 6 ноября 2015 г. N ПР01), то есть с нарушением установленного срока (не более пяти рабочих дней).
4. В соответствии с пунктом 26 постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" авансовые отчеты об израсходованных в связи с командировкой суммах предоставляются работниками по возращении из командировки в течение 3 рабочих дней. Вместе с тем в ходе проверки выявлены факты предоставления указанных авансовых отчетов работниками Россельхознадзора с нарушением установленных сроков до 4 месяцев. Указанные нарушения носили систематический характер, при этом контроль за своевременностью предоставления авансовых отчетов в Россельхознадзоре не осуществлялся.
5. В нарушение пункта 6.3 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" в Россельхознадзоре осуществлялась выдача наличных денег подотчетному лицу при наличии у него непогашенной задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
6. Пунктом 6 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24 мая 2010 г. N 365, предусматривается ежегодное утверждение Минкомсвязью России графика подготовки и утверждения планов информатизации.
Так, в нарушение срока, предусмотренного Графиком подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. N 152 (не позднее 14 рабочих дней с даты принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период), Россельхознадзором итоговый проект плана информатизации на 2015 год был направлен на рассмотрение и согласование в Минкомсвязь России 10 июля 2015 года (письмо N ФС-НВ-2/11627), то есть с нарушением установленного срока более чем на 6 с половиной месяцев.
7. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных казенных учреждений", предусматривающего утверждение федеральными государственными органами нормативных затрат на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений до 31 декабря 2014 года, Россельхознадзором указанные нормативные затраты утверждены позже установленного срока на 4,5 месяца. Так, приказы Россельхознадзора "Об утверждении нормативов на обеспечение функций территориальных управлений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", "Об утверждении нормативов на обеспечение функций центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" были приняты 13 и 15 мая 2015 года соответственно.
8. По результатам проверки установлена низкая результативность капитальных вложений, осуществлявшихся в 2015 году подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы за 2015 год (далее - ФАИП), что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны Россельхознадзора за ходом реализации бюджетных инвестиций.
Так, из 6 объектов капитального строительства, включенных в ФАИП (непрограммная часть) и подлежащих вводу в эксплуатацию в 2015 году, ни один объект не введен в эксплуатацию. Из общего объема средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2015 году, 50,3 млн. рублей были перераспределены на предоставление субсидий на иные цели бюджетным учреждениям, не использованы лимиты бюджетных обязательств в сумме 15, 53 млн. рублей.
9. По результатам проведенной проверки также были выявлены факты нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Россельхознадзору.
9.1. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" федеральными государственными бюджетными учреждениями не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 313 объектов недвижимости общей площадью 121 164,4 кв. м.
Кроме того, не зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 497 объектов недвижимости площадью 138 843 кв. м.
9.2. В нарушение пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" федеральными государственными бюджетными учреждениями не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 99 земельных участков площадью 445 512,34 кв. м.
Кроме того, не зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 77 земельных участков площадью 233 094,3 кв. м.
9.3. В нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 (в редакции до 16 июня 2015 года), федеральными государственными бюджетными учреждениями не направлены сведения об объектах недвижимого имущества для внесения в реестр федерального имущества. Так, из общего количества используемых объектов недвижимого имущества (1642) не учтены в реестре федерального имущества 30 объектов недвижимости общей площадью 402 044,5 кв. м, в том числе 1 земельный участок площадью 550 640,99 кв. м.
9.4. Подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями в 2015 году не осуществлялось принятие к учету положительных результатов проведенных прикладных исследований и экспериментальных разработок в сфере деятельности Россельхознадзора, что является нарушением пункта 34 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
При этом кассовый расход федеральных государственных бюджетных учреждений на проведение прикладных исследований и экспериментальных разработок в сфере деятельности Россельхознадзора в 2015 году составил 175,5 млн. рублей, в том числе: на проведение прикладных научных исследований - 126,2 млн. рублей, на экспериментальные разработки - 49,3 млн. рублей.
9.5. В ходе проверки установлено, что за счет средств субсидии, предоставленной ФГБУ "ВГНКИ" в рамках Соглашения о предоставлении субсидий на выполнение государственного задания от 15 января 2015 года, Учреждением были осуществлены расходы на служебные командировки за пределами территории Российской Федерации в рамках реализации мероприятий по вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - служебные командировки по ВТО).
Вместе с тем расходы на служебные командировки по ВТО должны осуществляться за счет средств субсидий на иные цели, предоставляемых ФГБУ "ВГНКИ" в соответствии с Порядком предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Россельхознадзора, на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденным приказом Россельхознадзора от 24 декабря 2014 г. N 777.
Кассовый расход средств, направленных ФГБУ "ВГНКИ" в 2015 году на служебные командировки по вопросам ВТО, составил 7 465,24 тыс. рублей, в том числе: за счет средств субсидии на выполнение государственного задания - 7 256,86 тыс. рублей, за счет предпринимательской деятельности - 208,38 тыс. рублей. Из общего объема кассовых расходов на служебные командировки по ВТО в размере 7 256,86 тыс. рублей, осуществленных за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, за счет средств субсидии на иные цели возмещено только 3 255,6 тыс. рублей.
Вышеизложенные факты свидетельствуют, что расходы на служебные командировки по ВТО в сумме 4 001,26 тыс. рублей (7 256,86 тыс. рублей - 3 255,6 тыс. рублей), произведенные за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, имеют признаки использования средств вышеназванной субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по обеспечению подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями:
государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, а также права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
внесения в реестр федерального имущества сведений об объектах недвижимого имущества в порядке, предусмотренном Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447;
принятия к учету положительных результатов проведенных в 2015 году прикладных исследований и экспериментальных разработок в сфере деятельности Россельхознадзора в порядке, предусмотренном Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
2. Провести проверку по фактам нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных при предоставлении субсидии на выполнение государственного задания, осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, направлении работников в служебные командировки и предоставлении авансовых отчетов; по результатам проверки принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
3. Обеспечить контроль за использованием средств субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в целях недопущения фактов расходования средств указанной субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания.
4. Провести комплексную оценку освоения бюджетных средств, предоставленных в 2015 году подведомственным учреждениям на капитальное строительство, включая анализ эффективности осуществленных расходов; по результатам подготовить отчет.
5. Рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в Порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Россельхознадзора, на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденный приказом Россельхознадзора от 24 декабря 2014 г. N 777, в части предоставления субсидии на расходы, связанные со служебными командировками за пределами территории Российской Федерации в рамках реализации мероприятий по вступлению Российской Федерации в ВТО.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 мая 2016 г. N 23К (1098).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов до 1 июля текущего года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-139/09-02
Текст представления официально опубликован не был