Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-140/09-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (далее - ФГБУ "ВГНКИ", Учреждение), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с Соглашением от 15 января 2015 года о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключенным ФГБУ "ВГНКИ" с Россельхознадзором (далее - Соглашение о предоставлении субсидий на выполнение государственного задания от 15 января 2015 года), Учреждению была предоставлена субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее - субсидия) в размере 522 167,904 тыс. рублей.
В ходе проверки установлено, что за счет средств субсидии ФГБУ "ВГНКИ" были осуществлены расходы на служебные командировки за пределами территории Российской Федерации в рамках реализации мероприятий по вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - служебные командировки по ВТО).
Государственным заданием ФГБУ "ВГНКИ" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденным приказом Россельхознадзора от 26 декабря 2014 г. N 790, направление сотрудников Учреждения в служебные командировки по ВТО не предусмотрено.
Расходы на служебные командировки по ВТО должны осуществляться за счет средств субсидий на иные цели, предоставляемых ФГБУ "ВГНКИ" в соответствии с Порядком предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Россельхознадзора, на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденным приказом Россельхознадзора от 24 декабря 2014 г. N 777.
По результатам проведенного в ходе контрольного мероприятия анализа данных бухгалтерского учета ФГБУ "ВГНКИ" (счет 208,00 "Расчеты с подотчетными лицами" в разрезе видов финансового обеспечения: "Субсидии на выполнение государственного задания" и "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)") установлено, что кассовый расход средств, направленных ФГБУ "ВГНКИ" в 2015 году на служебные командировки по ВТО, составил 7 465,24 тыс. рублей, в том числе: за счет средств субсидии на выполнение государственного задания - 7 256,86 тыс. рублей, за счет предпринимательской деятельности - 208,38 тыс. рублей.
Из общего объема кассовых расходов на служебные командировки по ВТО в размере 7 256,86 тыс. рублей, осуществленных за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, за счет средств субсидии на иные цели возмещено только 3 255,6 тыс. рублей.
Вышеизложенные факты свидетельствуют, что расходы на служебные командировки по ВТО в сумме 4 001,26 тыс. рублей (7 256,86 тыс. рублей - 3 255,6 тыс. рублей), произведенные за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, имеют признаки использования средств вышеназванной субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания.
2. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), согласно которой заказчик обязан осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, учреждение в 2015 году осуществило закупку у субъектов малого предпринимательства в объеме менее 15% совокупного годового объема закупок.
Так, ФГБУ "ВГНКИ" при совокупном годовом объеме закупок в размере 422 537,5 тыс. рублей в 2015 году осуществило закупку у субъектов малого предпринимательства в объеме лишь 15 576,3 тыс. рублей, что составляет менее 15% совокупного годового объема закупок.
3. В соответствии с частью 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 8 части 1 указанной статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
В ходе проведенной проверки установлены случаи размещения указанных извещений спустя два дня с момента заключения контракта. Так, Учреждением с нарушением установленных сроков в единой информационной системе размещены:
22 ноября 2015 года извещение N 0373100072415000079 о заключении на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ договора от 20 ноября 2015 г. N 10-11/15-743 с публичным акционерным обществом "Московская объединенная энергетическая компания" на подключение к системам теплоснабжения;
24 декабря 2015 года извещение N 0373100072415000092 о заключении на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ договора от 22 декабря 2015 г. N 61-4-2702/16 с ООО "Газпром межрегионгаз Москва" на поставку газа.
4. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 7.2 договора от 4 августа 2014 г, N 64 на выполнение работ по капитальному ремонту ФГБУ "ВГНКИ" не направило в адрес ООО "СитиБизнесСтрой" требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) за несоблюдение сроков исполнения обязательств, предусмотренных договором.
5. В соответствии с пунктом 26 постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" авансовые отчеты об израсходованных в связи с командировкой суммах предоставляются работниками по возращении из командировки в течение 3 рабочих дней. Вместе с тем в ходе проверки выявлены факты предоставления указанных авансовых отчетов работниками Учреждения с нарушением установленных сроков. Указанные нарушения носили систематический характер, при этом контроль за своевременностью представления авансовых отчетов в ФГБУ "ВГНКИ" не осуществлялся.
6. В нарушение пункта 6.3 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" в Учреждении осуществлялась выдача наличных денег подотчетному лицу при наличии у него непогашенной задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
7. В соответствии с пунктом 351 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкции по применению Единого плана счетов N 157н), на счете "Обеспечение исполнения обязательств" учитывается имущество, за исключением денежных средств, полученное Учреждением в качестве обеспечения обязательств (залог), а также иных видов обеспечения исполнения обязательств (поручительство, банковская гарантия и т.д.).
В нарушение порядка, предусмотренного Инструкцией по применению Единого плана счетов N 157н, Учреждением не принята к учету банковская гарантия в размере 169 230,6 тыс. рублей, полученная ФГБУ "ВГНКИ" в обеспечение исполнения обязательств общества с ограниченной ответственностью "АМК групп" по контракту от 27 ноября 2014 г. N 101/14-А-105 на выполнение работ по реконструкции со строительством здания Центра Всемирной организации здравоохранения.
8. В соответствии со статьей 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе в порядке, предусмотренном Федеральным казначейством.
Согласно пункту 11 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. N 24н, при осуществлении бюджетным учреждением полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов ему открывается лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение.
9. ФГБУ "ВГНКИ" в нарушение статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отдельный лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, в порядке, предусмотренном приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. N 24н, в проверяемый период не открывался.
10. В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 указанной статьи. При этом бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Вместе с тем проверкой установлено, что ФГБУ "ВГНКИ" в рамках сверх установленного государственного (муниципального) задания осуществляет деятельность, связанную с производством и реализацией тепловой энергии, которая не соответствует Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов", утвержденному приказом Россельхознадзора от 31 июля 2014 г. N 452, поскольку данный вид деятельности уставом не предусмотрен.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному бюджетному учреждению "Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Открыть в Федеральном казначействе лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. N 24н.
2. Принять меры по взысканию с ООО "СитиБизнесСтрой" неустоек (штрафов, пеней) за несоблюдение сроков исполнения обязательств, предусмотренных договором от 4 августа 2014 г. N 64 на выполнение работ по капитальному ремонту.
3. Принять к учету банковскую гарантию, полученную Учреждением в обеспечение исполнения обязательств общества с ограниченной ответственностью "АМК групп" по государственному контракту от 27 ноября 2014 г. N 101/14-А-105.
4. Привести осуществляемую ФГБУ "ВГНКИ" деятельность в соответствие с целями и видами деятельности, предусмотренными уставом Учреждения.
5. Провести проверку по фактам нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных при расходовании средств субсидии, осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, направлении работников в служебные командировки и представлении авансовых отчетов, по результатам которой принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 мая 2016 г. N 23К (1098).
В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" директору федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов до 1 июля текущего года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-140/09-01
Текст представления официально опубликован не был