Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-81/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (далее - Росалкогольрегулирование, Служба), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Росалкогольрегулирование в 2015 году не обеспечило исполнение полномочий главного администратора доходов федерального бюджета, установленных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части предоставления сведений, необходимых для составления проекта бюджета.
При формировании прогноза поступлений администрируемых доходов в федеральный бюджет в 2015 году не были учтены увеличение с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ размера государственной пошлины за лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и объемы фактических поступлений администрируемых доходов в 2014 году. В результате фактические доходы федерального бюджета в 2015 году в 4 раза превысили показатели уточненного прогноза, направленного Росалкогольрегулированием в адрес Минфина России письмом от 4 февраля 2015 г. N 2076/05-04, в сумме 203,3 млн. рублей.
2. Дебиторская задолженность в течение 2015 года увеличилась с 279,3 млн. рублей до 392,9 млн. рублей, или на 40,7%, при этом ее основную часть составили денежные взыскания (штрафы), начисленные территориальными органами Росалкогольрегулирования, зачисляемые в доход:
- бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 357,9 млн. рублей, или 91,1% от всей суммы дебиторской задолженности (в том числе просроченная дебиторская задолженность - 321,1 млн. рублей);
- федерального бюджета в размере 14,1 млн. рублей, или 3,6% от всей суммы дебиторской задолженности (в том числе просроченная дебиторская задолженность - 13,6 млн. рублей).
3. Росалкогольрегулирование при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, не обеспечило соблюдение норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
3.1. При осуществлении закупки (извещение N 0173100005115000016) на выполнение работ по осуществлению демонтажа, вывоза, хранения вне мест изъятия, утилизацию по решению суда изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допущены следующие нарушения:
3.1.1. В документации об аукционе не указан объем оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64, статьей 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование, описание объекта закупки и условия контракта.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, включая наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также данные о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Отсутствие в документации об аукционе объема оказываемых услуг не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.
Указанные действия должностных лиц Службы не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.1.2. Согласно документации об аукционе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
В соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения соответствующих запросов в единой информационной системе.
Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации). Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
Вместе с тем в обосновании НМЦК отсутствует информация о ценах работ, услуг, полученная по запросу заказчика у исполнителей, осуществляющих выполнение идентичных работ, услуг, планируемых к закупкам, а также информация, полученная в результате размещения запросов в единой информационной системе, при этом указаны собственные расчеты исходя из цены за единицу измерения и общего объема бюджетных ассигнований на реализацию полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
3.1.3. Согласно аукционной документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать "лицензию на деятельность по обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".
В соответствии с условиями государственного контракта исполнитель обязан осуществить демонтаж, вывоз и хранение вне мест изъятия изъятого основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утилизацию по решению суда.
Из содержания государственного контракта следует, что указанные работы не связаны с обезвреживанием, размещением отходов I - IV классов опасности, в связи с чем установление в документации об аукционе требований к наличию у участника закупки вышеуказанной лицензии влечет за собой ограничение количества участников аукциона и ограничение доступа к участию в аукционе, что является нарушением части 3 статьи 31, части 2 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ, а также части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции", в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не отнесено к отходам производства и потребления I - IV класса опасности, определенным статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. N 445. Согласно предмету и условиям государственного контракта оно не приобретает статус отхода ни на одном из этапов его реализации (при демонтаже, транспортировке и утилизации по решению суда). При утилизации технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции образуется лом цветных и черных металлов. Согласно статье 13.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также пункту 3 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1287, обращение с ломом черных и цветных металлов, образующимся в результате утилизации, требует получения иной лицензии - лицензии на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.
3.2. В нарушение части 3 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе, при проведении электронного аукциона (извещение N 0173100005115000002) не были соблюдены сроки его проведения. Дата проведения электронного аукциона была установлена на 5 марта 2015 года, тогда как рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе проводилось 27 февраля 2015 года. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.3. В нарушение части 27 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в проекте контракта аукционной документации (извещение N 0173100005115000011), заказчиком не установлен срок возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения государственного контракта. Следует отметить, что данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.4. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, Росалкогольрегулированием в документации об аукционе (извещения N 0173100005115000001, N 0173100005115000002, N 0173100005115000004, N 0173100005115000009, N 0173100005115000006, N 0173100005115000008, N 0173100005115000007) не установлены даты начала и окончания срока предоставления участниками аукциона разъяснений положений документации. Данные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.5. В нарушение пунктов 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ в аукционной документации (извещения N 0173100005115000034, N 01731000051150000035) отсутствовала информация о дате и времени окончания срока подачи заявок; дате начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе; дате окончания срока рассмотрения заявок, дате и времени проведения аукциона. Данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В нарушение срока, установленного графиком подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. N 152, План информатизации Росалкогольрегулирования на 2015 год представлен в Минкомсвязь России 31 июля 2015 года (письмо от 31 июля 2015 г. N 14324/09-03), а не до 16 февраля 2015 года, как установлено вышеуказанным приказом Минкомсвязи России.
5. В нарушение пункта 30 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, заключенные Службой в 2015 году контракты по исполнению мероприятий по информатизации по перечню и объему работ (услуг), перечню и количеству товаров не соответствуют разделу "Товары, работы и услуги, необходимые для реализации мероприятий по информатизации" Плана информатизации на 2015 год, утвержденного Росалкогольрегулированием.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Провести инвентаризацию просроченной дебиторской задолженности и принять меры по ее сокращению.
2. Провести проверку по фактам выявленных нарушений, по результатам которой привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 13 мая 2016 г. N 22К (1097).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-81/09-05
Текст представления официально опубликован не был