Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-99/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральном агентстве водных ресурсов (далее - Росводресурсы), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
Росводресурсы как главный распорядитель средств федерального бюджета недостаточно эффективно выполняло полномочия, предусмотренные подпунктами 1 и 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части обеспечения результативности использования бюджетных средств и соблюдения получателями межбюджетных субсидий и субвенций, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
1. Согласно пункту 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350), Росводресурсы осуществляют предоставление субсидий по направлениям, определенным пунктом 2 указанных Правил.
Пунктом 7 и подпунктом "в" пункта 8 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются на основании соглашения, которым должно быть предусмотрено целевое назначение субсидии, в том числе адресное распределение с указанием сведений об объектах капитального строительства (мощность, сроки строительства, сметная стоимость).
В нарушение указанных норм соглашения, заключенные Росводресурсами 15 августа 2015 года с субъектами Российской Федерации, о предоставлении в 2015 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации не содержали адресного распределения, в результате чего средства федерального бюджета были предоставлены без указания их целевого назначения, в том числе:
на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений (далее - ГТС), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС на общую сумму 1,7 млн. рублей: соглашение со Ставропольским краем N МТ-53/36 (нераспределенный остаток 0,8 млн. рублей, или 2,1% от суммы субсидии), соглашение с Брянской областью N МТ-53/44 (нераспределенный остаток 0,3 млн. рублей, или 1,6%), соглашение с Орловской областью N МТ-53/32 (нераспределенный остаток 0,2 млн. рублей, или 3,8%), соглашение с Рязанской областью N МТ-53/43 (нераспределенный остаток 0,3 млн. рублей, или 1,6%);
на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов, утративших способность к самоочищению, предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию их засорения и загрязнения на общую сумму 4,2 млн. рублей: соглашение с Томской областью N МТ-57/1 (нераспределенный остаток 0,2 млн. рублей, или 1,0%), соглашение с Тамбовской областью N МТ-57/2 (нераспределенный остаток 4,0 млн. рублей, или 8,2%).
По состоянию на 1 января 2016 года указанные средства субъектами Российской Федерации не были использованы и впоследствии возвращены в федеральный бюджет.
2. Росводресурсы осуществляли предоставление субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, определенных пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 629.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласовывают с Росводресурсами целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий.
При этом в нарушение указанных норм Росводресурсами согласованы на 2015 год 8 субъектам Российской Федерации перечни мероприятий, в которые были включены нераспределенные остатки субвенции на общую сумму 45,2 млн. рублей, и впоследствии на основании соглашений предоставлены соответствующие субвенции, а именно: Свердловской области - 10,7 млн. рублей (33,3% доведенных бюджетных ассигнований), Чукотскому автономному округу - 0,7 млн. рублей (11,3%), Ямало-Ненецкому автономному округу - 4,2 млн. рублей (29,1%), Тюменской области - 23,3 млн. рублей (79,1%), Орловской области - 2,4 млн. рублей (26,7%), Пензенской области - 0,8 млн. рублей (0,3%), Ленинградской области - 2,9 млн. рублей (13,0%), Калининградской области - 0,2 млн. рублей (1,4%).
По состоянию на 1 января 2016 года указанные средства субъектами Российской Федерации не были использованы и в дальнейшем возвращены в федеральный бюджет.
3. В нарушение условий соглашений от 15 августа 2015 года о предоставлении в 2015 году из федерального бюджета субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 -2020 годах" (далее - ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса") (пункт 3.3.4) субъектами Российской Федерации не обеспечено финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе:
строительства, реконструкции объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений на общую сумму 10,9 млн. рублей: соглашение со Ставропольским краем N МТ-51/14 на сумму 5,9 млн. рублей (56,8%) и с Астраханской областью N МТ-51/13 на сумму 5,0 млн. рублей (27,4%);
капитального ремонта ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС, а также на ликвидацию бесхозяйных ГТС 17 из 49 субъектов Российской Федерации на общую сумму 161,7 млн. рублей. Так, в полном объеме не обеспечено финансирование капитального ремонта ГТС Кабардино-Балкарской Республикой на сумму 15,4 млн. рублей, Республикой Мордовия - 11,1 млн. рублей, Республикой Северная Осетия-Алания - 2,7 млн. рублей, Белгородской областью - 4,0 млн. рублей, Иркутской областью - 6,6 млн. рублей и Кировской областью - 1,3 млн. рублей. Не обеспечен уровень финансирования отдельных мероприятий Республикой Калмыкия - на сумму 4,9 млн. рублей, Республикой Марий Эл - 0,9 млн. рублей, Брянской областью - 1,0 млн. рублей, Калужской областью - 4,1 млн. рублей, Костромской областью - 6,8 млн. рублей, Сахалинской областью - 49,7 млн. рублей, Свердловской областью - 49,6 млн. рублей, Ульяновской областью - 0,8 млн. рублей, Ярославской областью - 2,1 млн. рублей, Владимирской областью - 0,9 млн. рублей.
4. В нарушение условий соглашений от 15 августа 2015 года о предоставлении в 2015 году из федерального бюджета субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса" (пункт 3.3.18) субъектами Российской Федерации не обеспечено использование средств федерального бюджета, в том числе:
по направлению "Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, предотвращение истощения водных объектов, ликвидация их засорения и загрязнения (природоохранные мероприятия)" 6 из 12 субъектов Российской Федерации по 9 мероприятиям на общую сумму 198,0 млн. рублей, в том числе: Томской областью (соглашение N МТ-57/1) на сумму 16,3 млн. рублей (82,7%) по 4 мероприятиям, Владимирской областью (соглашение N МТ-57/7) на сумму 30,5 млн. рублей (95,2%) по 2 мероприятиям, Астраханской областью (соглашение N МТ-57/12) на сумму 48,4 млн. рублей (58,1%) по 1 мероприятию, Ростовской областью (соглашение N МТ-57/3) на сумму 64,2 млн. рублей (83,9%) по 1 мероприятию, Ярославской областью (соглашение N МТ-57/9) на сумму 38,9 млн. рублей (40,1%) по 1 мероприятию;
по направлению "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" (капитальный ремонт ГТС, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных ГТС) 20 из 49 субъектов Российской Федерации на общую сумму 397,5 млн. рублей, что не позволило выполнить работы в полном объеме на 40 из 168 ГТС. Так, не обеспечено освоение в полном объеме средств федерального бюджета на 15 ГТС. Не в полном объеме за счет средств федерального бюджета оплачены работы по капитальному ремонту 25 ГТС.
По состоянию на 1 января 2016 года указанные средства субъектами Российской Федерации не были использованы и в последующем возвращены в федеральный бюджет.
5. В нарушение условий соглашений от 15 августа 2015 года о предоставлении в 2015 году из федерального бюджета субсидии бюджетам субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса" (пункт 3.3.2) субъектами Российской Федерации не обеспечено достижение значений показателей результативности по субсидиям, предоставленным по следующим направлениям:
на капитальный ремонт ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидацию бесхозяйных ГТС 10 из 49 субъектов Российской Федерации. Так, например, Кабардино-Балкарской Республикой в полном объеме не выполнен показатель "Снижение за отчетный период количества гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный или опасный";
на природоохранные мероприятия 6 из 12 субъектов Российской Федерации. Так, например, Ярославской областью в полном объеме не выполнен показатель "Численность населения, экологические условия проживания которого улучшены в результате осуществления мероприятий" (план - 31 368 человек).
6. В нарушение пункта 2.3.3 соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субвенций на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений при расходовании средств субвенции в полном объеме не обеспечено достижение целевых прогнозных показателей 57 из 85 субъектов Российской Федерации.
Так, например, субъектами Российской Федерации обеспечено поступление доходов в федеральный бюджет от платы за пользование водными объектами только в сумме 227,3 млн. рублей, или 14,5% от планового показателя.
7. По состоянию на 1 января 2016 года не получены разрешения на ввод объектов в эксплуатацию по 14 из 15 объектов капитального строительства, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу (далее ФАИП) на 2015 год со сроком ввода в эксплуатацию в 2015 году и объемом финансирования на сумму 1 244,5 млн. рублей, или 99,9%. Не получено положительное заключение государственной экспертизы на 7 из 12 объектов по проведению проектных и изыскательских работ, включенных в ФАИП на 2015 год, финансируемых и завершаемых в 2015 году, на общую сумму 69,4 млн. рублей, или 76,9%.
8. В ФАИП на 2015 год включен объект "Производственное здание для стоянки и ремонта техники федерального государственного бюджетного учреждения "Ульяновская дамба", г. Ульяновск", по которому на 2015 год одновременно были запланированы проектные и изыскательские работы в сумме 0,3 млн. рублей и строительство объекта в сумме 7,1 млн. рублей.
Пунктом 27 части 2 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено перераспределение бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, предусмотренных ФАИП, в случае отсутствия на 1 апреля 2015 года утвержденной в установленном порядке проектной документации по объектам капитального строительства.
В нарушение указанной нормы при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на основании письма Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. N 35485-ЕЕ/Д17и в ФАИП на 2015 год внесены изменения, в соответствии с которыми по указанному объекту расходы на строительство увеличены на 9,9 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2016 года средства в сумме 17,3 млн. рублей не были использованы ий возвращены в федеральный бюджет.
9. Согласно пункту 53 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350, в случае если в отчетном финансовом год, субъектом Российской Федерации не достигнуты установленные соглашением значения показателей результативности использования субсидии, объем субсидии, предоставленной на текущий финансовый год, подлежит сокращению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 23 Правил"
В 2015 году при использовании субсидий из федерального бюджета, предоставленной Правительству Ярославской области на основании соглашения от 15 августа 2015 г. N МТ-57/9 на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов, по объекту "Комплексная экологическая реабилитация озеро Неро в Ростовском районе Ярославской области" с объемом финансирования 97,1 млн. рублей не достигнуты значения показателей результативности, в том числе показателей: по протяженности работ (план 6500 м./ факт 0 м.); по объему выемки донных отложений (план 4 589,2 тыс. куб. м./факт 0 тыс. куб.м.); по численности населения, экологические условия проживания которого улучшены в результате осуществления мероприятий (план 31 368 человек/ факт 0 человек); по классу качества воды на участке водного объекта, на котором планируется осуществление мероприятий (план после проведения мероприятий - 3Б/ факт - 0); по степени технической готовности на 1 января 2016 года (план 16%/ факт 9%).
В нарушение установленных норм на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N 517-р на те же цели Правительству Ярославской области предусмотрено 300,5 млн. рублей, или в 3,1 раза больше, чем в 2015 году. Расчетно объем субсидии, подлежащий сокращению, составляет 19,4 млн. рублей.
10. В соответствии с пунктом 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671), размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества.
Исходные данные и результаты расчетов нормативных затрат на оказание федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждены заместителем руководителя Росводресурсов М.А. Тарасовым 13 ноября 2015 года (далее - нормативы затрат).
Анализ отчетов о выполнении государственного задания на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов подведомственных учреждений Росводресурсов свидетельствует о том, что финансовое обеспечение отдельных видов государственных работ не соответствует утвержденным нормативам затрат на общую сумму 100,4 млн. рублей.
Так, например, в соответствии с отчетом о выполнении государственного задания ФГБУ "Кубанский центр мониторинга водных объектов" сумма финансового обеспечения государственной работы "Участие в разработке проектов нормативов допустимого воздействия по бассейнам водных объектов и их участкам" составила 2,2 млн. рублей при выполнении работ на площади водных объектов в 13,6 га стоимостью за 1 га в сумме 200,0 тыс. рублей. Вместе с тем нормативами затрат финансовое обеспечение за единицу указанной государственной работы предусмотрено в сумме 10 рублей, то есть за 13,6 га - 136 рублей, что в 15,7 тыс. раз меньше фактических затрат.
Таким образом, нормативы затрат, утвержденные Росводресурсами, не отражают фактическую потребность подведомственных учреждений Росводресурсов в финансовом обеспечении отдельных государственных работ, что свидетельствует о формальном подходе Росводресурсов к расчету нормативных затрат за единицу работы (услуги) и расчету размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
11. В соответствии с пунктом 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, контроль за выполнением федеральными бюджетными учреждениями государственных заданий осуществляют федеральные органы, наделенные функциями и полномочиями учредителя федеральных бюджетных или автономных учреждений.
Государственным заданием на 2015 год ФГУ "Калмкаспвод" единица измерения значения показателя "Площадь водных объектов" государственной работы "Участие в разработке проектов нормативов допустимого воздействия на водные объекты по бассейнам водных объектов и их участкам" установлена в гектарах, что соответствует Отчету о выполнении ФГУ "Калмкаспвод" государственного задания за 2015 год.
При этом в первичных учетных документах ФГУ "Калмкаспвод", подтверждающих выполнение указанной государственной работы (журналы мониторинга уровнего режима Каспийского моря, технического состояния берегозащитных сооружений; годовой технический отчет по государственному мониторингу поверхностных водных объектов и водохозяйственных систем в зоне деятельности учреждения, в прибрежной полосе Каспийского моря Республики Калмыкия за 2015 год), единица измерения по указанному показателю либо не указана, либо указана в километрах.
Данные факты свидетельствуют о том, что Росводресурсы не осуществляют должный контроль за выполнением подведомственными учреждениями государственных работ, предусмотренных государственными заданиями.
12. В нарушение пунктов 3.3.1 соглашений о предоставлении целевых субсидий на приобретение основных средств в целях обеспечения деятельности учреждений из федерального бюджета подведомственными учреждениями Росводресурсов в 2015 году не обеспечено осуществление закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также своевременное и эффективное использование выделенных из федерального бюджета средств в виде целевых субсидий на общую сумму 12,4 млн. рублей, которые впоследствии Росводресурсами были подтверждены к использованию в 2016 году.
13. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Росводресурсы (центральный аппарат) в 2015 году не обеспечили установленный уровень закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Из законодательно установленных 15% совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства в Росводресурсах составил 6,9%.
14. В нарушение положений пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", в 2015 году Росводресурсами заключены и оплачены государственные контракты на реализацию мероприятий по информатизации при отсутствии утвержденного плана информатизации на сумму 46,2 млн. рублей.
15. В нарушение части 2 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Росводресурсы не соблюдали установленные сроки размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству водных ресурсов необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Обеспечить в 2016 году соблюдение адресного (пообъектного) распределения межбюджетных трансфертов, исключив из перечня мероприятий нераспределенные остатки средств.
2. Предусмотреть в соглашениях о предоставлении в 2016 году из федерального бюджета межбюджетных трансфертов порядок осуществления контроля за соблюдением субъектом Российской Федерации условий соглашений.
3. Принять меры по сокращению объема субсидии, предоставленной в 2016 году из федерального бюджета бюджету Ярославской области на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов, утративших способность к самоочищению, предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию их засорения и загрязнения.
4. Разработать нормативы затрат на оказание федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных работ (услуг) в соответствии с фактической потребностью.
5. Провести проверку выполнения ФГУ "Калмкаспвод" государственного задания на 2015 год.
6. Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2016 г. N 24К (1099).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства водных ресурсов или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-99/09-03
Текст представления официально опубликован не был