1. В документации о закупке заказчик не должен устанавливать порядок оценки заявок, приводящий к преимущественному положению определенного участника закупки.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилые дома переменной этажности с подземной автостоянкой со встроенно-пристроенными первыми нежилыми этажами, встроенно-пристроенным ДОУ на 120 мест (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, а также выявить наиболее квалифицированного подрядчика в связи со следующим.
В соответствии с установленным порядком оценки, участник закупки, имеющий опыт строительства в других регионах, в том числе, если общая площадь построенных им зданий больше, чем у другого участника закупки, имеющего опыт строительства на территории города Москвы, получает меньшее количество баллов, что приводит к ограничению прав участников Конкурса, имеющих опыт работы, связанный с предметом договора, в иных субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем, выполнение работ на определенной территории не подтверждает более сложный характер строительства таких работ и не является показателем наибольшей квалификации участника Конкурса по строительству в сравнении с опытом работ на других территориях.
Кроме того, согласно установленному в Документации порядку оценки заявок на участие в Конкурсе учитывается строительство исключительно объектов жилищного назначения.
Объекты жилищного назначения и нежилого назначения входят в группу "Жилищно-гражданское строительство". При выполнении работ по организации строительства объектов жилищного назначения и нежилого назначения требуется наличие выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Учитывая изложенное, в соответствии с установленным порядком оценки заявок на участие в Конкурсе необоснованно ограничена возможность участия в Конкурсе лиц, имеющих опыт по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе нежилого назначения.
Согласно разделу II Приложения N 1 к Информационной карте Документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг" Заказчиком оцениваются следующие показатели: "Предложение по методам производства работ", "Предложение по охране труда", "Предложение по технике безопасности", "Предложение по охране окружающей среды".
Количество присваиваемых баллов по указанным показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг" зависит от представления участником предложения не в полном объеме/в полном объеме, с учётом/ без учёта специфики строительства по объекту закупки.
При этом, согласно разделу II Приложения N 1 к Информационной карте Документации "специфика строительства - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов".
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, что понимается Заказчиком под "методами производства работ" и какие "методы производства работ" подлежат оценке, каким образом Заказчик определяет представление участником предложения не в полном объеме/в полном объеме, с учётом/ без учёта специфики строительства по объекту закупки.
Учитывая изложенное, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 07.04.2017 г. по делу N 223ФЗ-243/16/АК186-17)
2. Заказчик не должен устанавливать в документации о закупке избыточные требования к составу заявки, приводящие к ограничению количества участников закупки.
АО (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс на право заключения договора поставки форменной одежды для нужд ОАО и ДЗО (далее-Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Протоколом рассмотрения конкурсных заявок, представленных для участия в открытом конкурсе на поставку форменной одежды для нужд ОАО и ДЗО от 27.06.2016 заявка Заявителя на участие в Конкурсе отклонена в связи с несоответствием требованиям технического задания, предусмотренными пунктами 3.2.4 конкурсной документации, а именно: представленные экспертные заключения на позиции N N 2, 4, 64, 96-98, выданные ФГУП по железнодорожному транспорту, не соответствуют данным, указанным в протоколах определения величины индекса токсичности образцов, а также не соответствуют требованиям Технических условий, Технического задания конкурсной документации. Участником не предоставлена копия сертификата соответствия или декларация о соответствии относительно нормативной и технической документации на изделия по Системе ГОСТ Р, заверенные Участником на позицию N 44.
Пунктом 1.8 Документации установлено требование к участникам о предоставлении к заявке на участие образцов поставляемой продукции.
Также пунктом 3.2.4 Документации установлено, что образцы спецодежды предоставляются для рассмотрения и принятия решения о целесообразности массового (серийного) выпуска, а также утверждения предлагаемого образца в виде образца-эталона, кроме того Заказчиком устанавливает перечень документов подтверждающих соответствие техническим требованиям участника который представляет одновременно с предоставлением образцов:
- экспертное заключение либо иной документ, выданный по железнодорожному транспорту, подтверждающий возможность применения представленных образцов спецодежды в сфере железнодорожного транспорта (на позиции 1-8);
- копии сертификатов соответствия или декларации о соответствии относительно нормативной и технической документации на изделия по Системе ГОСТ Р, заверенные Участником (на позиции с 1 по 8);
- копии протоколов лабораторных испытаний на применяемые материалы по показателям, указанным в разделах Технического задания/Технического условия "Характеристики (показатели) продукции, подтверждаемые при сертификации" и "Требования к материалам", заверенные Участником;
- копии протоколов лабораторных испытаний на готовые изделия по показателям, указанным в разделе Технического задания/Технического условия "Характеристики (показатели) продукции, подтверждаемые при сертификации" и "Требования к материалам", заверенные Участником.
Вместе с тем, установление данных требований о предоставлении образцов в составе заявки и перечня подтверждающих документов к ним является неправомерным.
Таким образом, установление Заказчиком вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса и отказ в допуске участникам Конкурса в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и нарушает часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 07.04.2017 г. по делу N 223ФЗ-350/16/АК121-17)
3. В документации о закупке заказчик должен установить точный размер аванса, выплачиваемого исполнителю по договору.
Заказчиком проведен запрос предложений в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций Заказчика (по списку) за 2016 год.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно пункту 16.1) части 2 тома 1 Документации в случае, если указано в извещении о проведении закупки и проекте договора, лицо, с которым заключается договор, должно предоставить в порядке, предусмотренном извещением о проведении закупки и (или) проектом договора (часть 3 закупочной документации), обеспечение исполнения одного или нескольких видов обязательств по договору, в том числе, обязательства по возврату аванса.
Пунктом 22 Извещения установлено требование об обеспечении исполнения обязательств по договору, а именно, обеспечение возврата аванса на сумму не менее суммы авансовых платежей.
Пунктом 7.4.1. проекта договора тома 1 Документации установлено, что на дату подписания сторонами договора (начала этапа) - счет на сумму аванса по настоящему Договору в размере ___ % от стоимости этапа по настоящему Договору, что составляет:
- по 1 этапу - _______(_____) рублей, в том числе НДС ____________(_____) рублей;
- по 2 этапу - _______(_____) рублей, в том числе НДС ____________(_____) рублей.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации размер аванса, нарушают требования пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 2.1) части 2 тома 1 Документации любой участник закупки вправе направить организатору закупки запрос о разъяснении положений закупочной документации не позднее 3 (трех) рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.04.2017 г. по делу N АК244-17)
4. Объединение в один лот работ по разработке проектной документации и выполнения строительных работ нарушает положения Гражданского кодекса и Градостроительного кодекса, а также Закона о закупках в части неустановления в документации о закупке объема выполняемых работ.
ПАО (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на разработку РД и ПД, выполнение ПИР, СМР, ПНР, поставку МТРиО, оформление земельно-правовых отношений (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является "...право заключения договора на разработку РД и ПД, выполнение ПИР, СМР, ПНР, поставку МТРиО, оформление земельно-правовых отношений для нужд филиала ПАО. Состав работ (услуг) и поставки (детальный состав работ приведен в томе 2 ТЧКД):
- выполнение ПИР;
- разработка рабочей документации;
- разработка проектной документации;
- выполнение строительно-монтажных работ;
- выполнение пуско-наладочных работ;
- поставка МТРиО;
- оформление земельно-правовых отношений;
- получение ИРД".
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 проекта договора "...по Договору Подрядчик обязуется получить все необходимые положительные согласования и заключения, в том числе, но не ограничиваясь: природоохранных органов, органов ГО и ЧС, Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственной экспертизы, эксплуатирующих организаций, собственников чьи интересы затрагиваются при реализации объекта и органов местного самоуправления".
Кроме того, пунктом 3.3 приложения к Документации "Задание на проектирование" установлены следующие этапы разработки документации:
"I этап - разработка, обоснование и согласование с ИА ПАО и собственниками объектов, технологически связанных с объектом проектирования основных технических решений (ОТР) по проектируемому объекту (в сроки, установленные соответствующим договором). Проектная организация обеспечивает предварительное согласование с филиалом ПАО.
II этап - разработка, согласование с филиалами ПАО и собственниками объектов, технологически связанных с объектом проектирования, и экспертиза проектной документации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; разработка и согласование закупочной документации".
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Вместе с тем, разработка проектной документации, на основании которой должны выполняться работы, является частью предмета Конкурса.
Отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Договор на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Договор на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Учитывая изложенное, предмет Конкурса сформирован Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках, в Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Конкурсе, а также неправомерно объединены в один лот проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, что противоречит подпункту "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в подпункте "ж" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
К неизмеримым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно пункту 2.3.1.3 чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получения права заключить Договор, Участник Конкурса должен отвечать, в том числе, следующим требованиям:
- должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, управленческой компетентностью и репутацией, иметь ресурсные возможности (подпункт 6 пункта 2.3.1.3 Документации);
- должен иметь за последние 3 года не менее 1 завершенного проекта, аналогичного по выполняемым работам (услугам) на объекте, классом напряжения не более чем на 1 класс ниже объекта закупки, в качестве генподрядчика либо субподрядчика, в том числе выполнение работ по созданию внутренних энергосистем для энергоснабжения крупных промышленных предприятий (подпункт 6 пункта 2.3.1.3 Документации);
- при необходимости проведения инженерных изысканий - должен иметь в собственные либо привлеченные (арендуемые) МТР: специализированные технику, оборудование и инструменты для выполнения таких работ (подпункт 10 пункта 2.3.1.3 Документации).
Кроме того, пунктом 2.3.2.3 Документации установлено, что в подтверждение квалификации участник Конкурса представляет в составе заявки справку об опыте выполнения аналогичных договоров за последние 3 года по объемам работ, услуг и общей сумме договора.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, какими именно профессиональными знаниями, управленческой компетентностью и репутацией, ресурсными возможностями должен обладать участник Конкурса, чтобы претендовать на победу в Конкурсе, опыт выполнения каких работ будет приниматься Заказчиком в качестве аналогичных предмету Конкурса, а также какую специализированные технику, оборудование и инструменты должен иметь участник Конкурса при необходимости проведения инженерных изысканий.
При этом, пунктом 2.9.2.5 Документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые:
- не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в Заявке;
- поданы Участниками Конкурса, которые не соответствуют установленным в настоящей Конкурсной документации отборочным критериям.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту "ж" пункта 1.5.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2.5.1.2 Документации "Организатор Конкурса обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи Конкурсных заявок, при размещении Извещения о проведении Конкурса и Конкурсной документации не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок".
Вместе с тем, Заказчиком не установлены дата начала дата окончания срока предоставления разъяснений участникам Конкурса.
Таким образом, не установление Заказчиком в Документации конкретных дат дачи разъяснений противоречит пункту нарушает требования пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Разделом 2.9.3 Документации установлены требования к оценочной стадии заявок на участие в Конкурсе.
Оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется по следующим критериям:
Наименование критериев оценки |
Весовой коэффициент |
1. Цена заявки (рейтинг по критерию стоимости) |
0,6 |
2. Квалификация и надежность Участника: |
0,4 |
Наличие МТРиО |
0,4 |
Наличие квалифицированных кадровых ресурсов |
0,4 |
Деловая репутация |
0,2 |
При этом установлен следующий порядок оценки по указанным критериям:
- "по подкритериям "Наличие МТРиО" и "Наличие квалифицированных кадровых ресурсов" оценка производится членами Конкурсной комиссии (при необходимости - с привлечением экспертов) на основании документов заявки Участника. Оценка "0" баллов присваивается, если кадровых и материально-технических ресурсов достаточно (в соответствии с установленными требованиями п. 2.3.1.3.) для выполнения работ. Оценка "1" балл присваивается, если привлекаемые ресурсы превышают установленные минимальные требования Заказчика";
- "по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность Участника" оценка производится следующим образом: В случае если Участник (либо какой-либо член коллективного Участника, если заявка подается от лица коллективного Участника) имеет прямое отношение к офшорным зонам, определенным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н, а также привлекает субподрядчиков (субпоставщиков, соисполнителей), имеющих прямое отношение к указанным офшорным зонам, по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность участника" ему присваивается оценка равная "-5" баллов. В случае если Участник имеет опосредованное отношение к офшорным зонам, определенным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н, а также привлекает субподрядчиков (субпоставщиков, соисполнителей), имеющих опосредованное отношение к указанным офшорным зонам, по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность участника" ему присваивается оценка равная "-3" балла, при этом указанный критерий применяется только в случае если отношение к офшорным зонам установлено в отношении юридических лиц, входящих в цепочку бенефициаров участника, либо члена коллективного участника, либо привлекаемого субподрядчика (субпоставщика, соисполнителя). В случае, если Участник (либо какой-либо член коллективного Участника, если заявка подается от лица коллективного Участника), а также привлекаемые им соисполнители не имеют отношение (прямое либо опосредованное) к офшорным зонам, определенным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность участника" ему присваивается оценка равная "0" баллов";
- полученные оценки по каждому неценовому критерию, а также рейтинг по критерию стоимости заявки применяется для расчета интегральной оценки общей предпочтительности заявки участника. Данный показатель рассчитывается как сумма полученных балльных оценок с учетом их весовых коэффициентов
Ri = (K1 x V1) + (K2 x V2) + ... + (Kz x Vz) + (Rsix Vs),
где:
Ri - общий рейтинг предпочтительности i-й заявки;
K1 - Kz - балльные оценки по критериям без учета весовых коэффициентов;
V1 - Vz - весовые коэффициенты соответствующих критериев;
Rsi - рейтинг i-й заявки по критерию стоимости;
Vs - весовой коэффициент по критерию стоимости.
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку нарушена пропорциональность в количестве присваиваемых по указанным в Документации критериям.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 07.04.2017 г. по делу N 223ФЗ-151/16/АК225-17)
5. В документации о закупке заказчик должен установить технические характеристики поставляемой продукции.
ПАО (далее - Заказчик) проведен запрос котировок на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания СПИ-20м (самоспасатель изолирующий) для нужд центрального аппарата ПАО (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктами 1, 2 части 1 Положения о закупках ОАО (далее - Положение о закупке).
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Приложением 1 "Технического задания" документации о Закупке установлено:
N лота |
Название позиции |
Единица измерения |
Количество |
Начальная (максимальная) цена, руб. включая НДС |
Примечания |
1 |
"Самоспасатель изолирующий СПИ-20м" |
Шт. |
6000 |
17 880 000,00 |
В стоимость продукции включены расходы на перевозку, уплату налогов и пр. расходы, которые должны быть включены в стоимость. |
Таким образом, документация о Закупке не содержит технических характеристик поставляемой продукции.
Действия Заказчика, не установившего в документации о Закупке технических характеристик и установившего требования поставки оборудования конкретного производителя, ограничивает участников закупочной процедуры и противоречит пункту 1, 2 части 1 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2.1 документации о Закупке: "наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку Продукции".
Вместе с тем, из данной формулировки содержания документации о Закупке не представляется возможным определить какой профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми ресурсами, другими материальными возможностями, опытом, необходимо обладать участнику.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть указанны сведения о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 1.1, 1.2 документации о Закупке Заказчик: "Все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на Электронной площадке ЗАО не позднее, чем за 2 (Два) рабочих дня до даты окончания подачи котировочных заявок.
Банк после получения запроса от Участника в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения запроса Участника осуществляет подготовку разъяснений, направляет их Участнику, подавшему запрос (в письменном (электронном) виде) и размещает разъяснения на сайте Банка www.sberbank.ru в разделе "Закупки", на сайте Электронной площадки, а также на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (без указания компании, задавшей вопрос).
Банк оставляет за собой право не отвечать на отдельные вопросы, поступившие позднее срока, указанного в п.1.1.".
Таким образом, Заказчиком не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений, что противоречит пунктам 7.2.1 и 7.2.2 Положения о закупке, и нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2017 г. по делу N 223ФЗ-201/16/АК224-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор практики применения КоАП РФ в сфере корпоративных закупок. Включенные в него ситуации касаются документации о закупке.
Так, указано, что установленный в документации о закупке порядок оценки заявок не должен приводить к преимущественному положению определенного участника закупки. Не допускается устанавливать в документации о закупке избыточные требования к составу заявки, приводящие к ограничению количества участников закупки.
В документации о закупке заказчик должен установить точный размер аванса, выплачиваемого исполнителю по договору, а также технические характеристики поставляемой продукции.
Объединение в один лот работ по разработке проектной документации и строительных работ является нарушением законодательства.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.