Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 марта 2017 г. N 03-05-06-03/15045
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу, касающемуся правомерности использования сведений об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда для исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельств о праве на наследство и сообщает.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства.
Согласно положениям статей 1113 и 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ установлено, что при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7-10 данного пункта. При этом абзацем 2 подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ предусмотрено, что по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7-10 пункта 1 данной статьи.
Вместе с тем в силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Таким образом, с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации не осуществляется государственный учет жилищного фонда, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда.
Учитывая это, в письме Минстроя России от 5 июля 2016 г. N 20913-ОД/04) разъяснено, что правовые акты, регламентирующие порядок проведения государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, не признаны утратившими силу и сохраняют свое действие в части, не противоречащей действующему законодательству. Так, техническая инвентаризация и техническая паспортизация (с оформлением технических паспортов жилых помещений) используются в целях их прикладного применения в случаях, предусмотренных отдельными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определение инвентаризационной стоимости жилого помещения не является обязательным требованием действующего законодательства, в связи с чем представляется невозможным ее применение в целях, связанных с налогообложением.
Следовательно, если наследство открыто после 1 января 2013 года, то инвентаризационная стоимость не применяется.
Для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на объект жилищного фонда может быть предъявлен документ с указанием его рыночной или кадастровой стоимости.
Одновременно сообщаем, что по вопросам применения правовых актов, связанных с порядком определения стоимости недвижимого имущества, следует обращаться в Минэкономразвития России.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2013 г. в России не осуществляется государственный учет жилищного фонда, в т. ч. не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов.
Если наследство открыто после 1 января 2013 г., то инвентаризационная стоимость не применяется.
Для исчисления размера госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на объект жилищного фонда может быть предъявлен документ с указанием его рыночной или кадастровой стоимости.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 марта 2017 г. N 03-05-06-03/15045
Текст письма официально опубликован не был