Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
от 30 мая 2017 г. N 3.1-05/2123
на проект федерального закона N 114619-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 24 мая 2017 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу членами Совета Федерации А.А. Клишасом, А.И. Широковым 3 марта 2017 года и был принят Государственной Думой 12 апреля 2017 года в первом чтении, 19 мая 2017 года во втором чтении и 24 мая 2017 года в третьем чтении.
В ходе работы над проектом Федерального закона в его текст внесена 19 поправок, которые были направлены членом Совета Федерации А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым. Из поправок члена Совета Федерации В.П. Лукина 1 поправка принята, 17 поправок отклонены.
Федеральный закон направлен на создание наиболее благоприятных условий для реализации прав участников избирательного процесса, участников референдума при проведении выборов, референдума, а также на реализацию правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд).
В этих целях вносятся изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом предлагается установить новый механизм обеспечения реализации активного избирательного права и права на участие в референдуме граждан, которые в день голосования будут находиться вне места своего жительства. Устанавливается, что при проведении выборов Президента Российской Федерации, в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации законом может быть предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на основании поданного в избирательную комиссию, комиссию референдума заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в порядке, установленном ЦИК России. Федеральный закон закрепляет требования к указанному порядку. Срок подачи заявления устанавливается ЦИК России в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта. Заявление может быть подано с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено вышеуказанным порядком.
В случае голосования по указанной процедуре голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование, предусмотренные статьями 62 и 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не проводятся. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование.
Для обеспечения контроля за голосованием избирателей, принявших решение голосовать по месту нахождения на основании заявления, закрепляется обязанность председателя участковой избирательной комиссии перед наступлением времени голосования информировать о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, о числе избирателей, участников референдума, исключенных из указанного списка в связи с подачей заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на ином избирательном участке, участке референдума, а также о числе избирателей, участников референдума, подавших указанные заявления. Со сведениями об указанных избирателях вправе знакомиться члены избирательной комиссии. С этой целью также устанавливается, что информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в сети "Интернет" в соответствии с порядком.
Предлагаемый законопроектом механизм реализации активного избирательного права по месту нахождения гражданина согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда (Постановление от 15 апреля 2014 года N 11-П, Определение от 9 февраля 2016 года N 337-О).
Согласно изменениям в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а также получение избирательного бюллетеня в указанных целях влечет наложение административного штрафа в размере 30 тысяч рублей. Совершение указанного административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за получение избирательного бюллетеня в указанных целях, влечет наложение административного штрафа в размере 50 тысяч рублей.
Положения статьи 5.58. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющие административную ответственность за нарушение установленного законодательством порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии, а также за использование заведомо поддельного открепительного удостоверения, распространяются на использование поддельных специальных знаков (марок). Кроме этого, в указанном Кодексе закрепляются положения о полномочиях прокурора по возбуждению административного дела о нарушениях прав участников избирательного процесса на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов.
Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии.
Уточняется порядок заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, в соответствии с которыми адрес места жительства может не содержать каких-либо из реквизитов (наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Федеральный закон также предусматривает, что перечень избирательных участков, участков референдума и их границы могут быть уточнены. Конкретизируется порядок формирования и полномочия участковых комиссий.
Кроме этого, устанавливается, что при выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, может поддержать кандидата только как депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением.
Федеральным законом также вносятся изменения, которые дополняют цели использования федерального регистра инвалидов (для предоставления государственных и муниципальных услуг и в иных случаях, установленных законодательством), закрепляются дополнительные гарантии реализации избирательных прав инвалидов.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктом "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным подпунктами "ж" (социальная защита), "к" (административное законодательство) и "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера предлагает одобрить Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.