Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 июля 2016 г. N 22359-ОД/04
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона (пункт 12) все организации, независимо от организационно-правовых форм обязаны обеспечивать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам в которых им представляются услуги; для беспрепятственного пользования транспортом; возможность для самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены такие объекты; сопровождение инвалидов; надлежащее размещение необходимой им информации с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование ауди и визуальной, текстовой и графической информации, в том числе с использованием рельефно-точечногого шрифта Брайля; доступ сурдо (тифлосурдо) переводчика, собаки-проводника; оказание инвалидам помощи в преодолении мешающих получению услуг барьеров (далее требования доступности объектов и услуг).
Конкретные обязательные для применения нормативы и правила обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, гарантирующие выполнение требований статьи 15 Федерального закона "О техническом регламенте безопасности зданий и сооружений", определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521.
Установление впервые в отечественном законодательстве конкретных требований к доступности для инвалидов объектов, услуг и помощи обеспечивает единое понимание и правоприменение органами власти, собственниками объектов, операторами услуг, органами прокуратуры и суда по вопросам соблюдения прав инвалидов на равные с другими лицами условия жизнедеятельности.
Федеральным законом предусмотрены правоприменительные механизмы, с использованием которых органами государственной власти; местного самоуправления, учреждениями и организациями обеспечивается соблюдение данных требований доступности объектов, услуг и помощи.
Федеральным законом предусмотрено планирование на всех уровнях, от местной администрации до федерального министерства мероприятий, по поэтапному повышению значений показателей доступности объектов и услуг в случаях, когда это невозможно было сделать до его вступления в силу.
Федеральным законом предусматривается также обязанность осуществления, в том числе негосударственными организациями, предоставляющими услуги населению, обучения (инструктирования) специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг. Обращаем внимание, что для оказания помощи в организации такого обучения на сайте Минтруда России в сети Интернет размещено подробное методическое пособие.
С 1 июля 2016 года в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, будут включены вышеизложенные требования к доступности для инвалидов объектов и услуг жилищно-коммунального комплекса.
Все эти правоприменительные механизмы могут и должны быть использованы негосударственными организациями, предоставляющими услуги населению, для выполнения обязательных для них требований по обеспечению доступности для инвалидов своих услуг и объектов, на которых они предоставляются. Это в полной мере относится и к Саморегулируемой организации "Национальный Жилищный Конгресс", как к объединению организаций, предоставляющих инвалидам жизненно важные для них услуги в соответствующих сферах деятельности, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и к сами участникам (членам) объединения.
С целью наиболее плодотворного соблюдения вышеизложенных требований Федерального закона было бы правильным, по мнению Минстроя России, принятие в минимально сжатые сроки руководящим органом Саморегулируемой организации "Национальный Жилищный Конгресс" нормативных решений, предусматривающих:
определение внутрикорпоративных регламентов (правил) обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых организацией;
проведение паспортизации объектов и услуг с последующим утверждением планов поэтапного доведения их доступности до уровня требований законодательства;
обучение (инструктирование) соответствующих специалистов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов и услуг организации;
выделение в бюджете организации ежегодно, в том числе на 2017 год, необходимых для выполнения вышеизложенных обязанностей финансовых средств и других материальных условий.
Просим довести до сведения участников (членов) Саморегулируемой организации "Национальный Жилищный Конгресс" необходимость принятия вышеуказанных решений.
Следует отметить, что недостаточность принимаемых мер негосударственными организациями по выполнению своих обязанностей по реализации вышеуказанных требований Федерального закона явилась предметом острой общественной оценки, проведенной с этой целью работы, на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов 25 ноября 2015 года.
Надеемся, что принятые после этого нормативные правовые акты и методические пособия, о которых упоминается в нашем письме, позволят существенно ускорить работу по выполнению Конвенции о правах инвалидов и создать в своих организациях и на объектах условия, позволяющие инвалидам получать услуги наравне с другими лицами и без проявления дискриминации по признаку инвалидности.
Будем признательны за направление до 1 августа текущего года информации о принятых решениях по обеспечению неукоснительного выполнения, норм Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ.
Данная информация будет направлена Минстроем России в Минтруд России для формирования обобщенного доклада по этому вопросу, представляемого в Администрацию Президента Российской Федерации.
Директор Департамента |
О.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 июля 2016 г. N 22359-ОД/04
Текст письма официально опубликован не был