Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 мая 2017 г. N 5.1-01/1170
по проекту федерального закона N 114619-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 24 мая 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу членами Совета Федерации А.А. Клишасом и А.И. Широковым 3 марта 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (законопроект N 114619-7).
В соответствии с Федеральным законом (статья 4) в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривается возможность пересмотра перечня и границ избирательных участков, участков референдума в определенных случаях (например, при изменении границ, преобразовании, упразднении муниципальных образований). Решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ должны быть приняты вне периода избирательной кампании, кампании референдума, а в исключительных случаях - не позднее, чем за 70 дней до дня голосования. В таких случаях участковые комиссии вне периода избирательной кампании, кампании референдума формируются в течение 60 дней со дня принятия решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем за 35 дней до дня голосования.
Федеральным законом предлагается установить новый механизм обеспечения реализации активного избирательного права и права на участие в референдуме граждан, которые в день голосования будут находиться вне места своего жительства. Предусматривается, что при проведении выборов Президента Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, законом может быть предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на основании поданного в избирательную комиссию, комиссию референдума заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения. Срок подачи заявления, способы защиты заявления от подделок и порядок учета специальных знаков (марок), в том числе при их передаче комиссиям, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности) в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства и может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в сети "Интернет". В случае голосования по указанной процедуре голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование, предусмотренные статьями 62 и 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не проводятся. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование.
Уточняется порядок заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списков кандидатов, инициативы проведения референдума: устанавливается, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. По аналогии с процедурой голосования, предусмотренной пунктом 10 статьи 64 действующей редакции Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливается, что если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения.
Устанавливается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны содействовать избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с учетом стойких расстройств функций организма, а также инвалидам в оказании необходимой помощи, на основании заключаемого между ними соглашения.
Согласующиеся изменения вносятся также в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 1 Федерального закона).
В Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливается (статья 2 Федерального закона), что при выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, может поддержать кандидата только как депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением.
Предусматривается также усиление административной ответственности за выдачу членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо выдачу гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. За такое правонарушение устанавливается административный штраф в размере тридцати тысяч рублей (в настоящее время установлен административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей).
За получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума устанавливается административный штраф в размере тридцати тысяч рублей (в настоящее время - в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей).
При совершении административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусматривается административный штраф в размере пятидесяти тысяч рублей (в настоящее время не установлен).
За нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения либо невыполнение требования об изъятии открепительного удостоверения или отрывного талона открепительного удостоверения или нарушение порядка использования специального знака (марки) при включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума устанавливается административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.
Предусматривается, что использование заведомо поддельных открепительного удостоверения, специального знака (марки) влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей (статья 3 Федерального закона).
Отмечаем, что в соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (введена Федеральным законом от 17 апреля 2017 года N 69-ФЗ) внесение изменений в названный Кодекс осуществляется отдельными федеральными законами, а положения, предусматривающие внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктом "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным подпунктами "ж" (социальная защита), "к" (административное законодательство) и "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и в целом согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 5 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением изменений, касающихся порядка формирования избирательных участков (указанные изменения вступают в силу с 1 октября 2017 года). При этом положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в новой редакции, касающиеся возможности голосования по месту нахождения, будут применяться с 1 мая 2018 года и не будут распространяться на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, действующих на день вступления в силу Федерального закона.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 8 июня 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.