Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2017 г. N 84-КГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Олейниковой Н.Г. на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 27 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании решения отделения в Псковской области федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, а также на апелляционное определение судебной коллегия по административным делам Новгородского областного суда от 27 января 2016 года о прекращении производства по указанному административному делу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Олейникова Н.Г. обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения отделения в Псковской области федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, оформленного письменным уведомлением от 8 июня 2015 года N 60-40/2015/59, "Об отказе в признании участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации".
В обоснование административного иска Олейникова Н.Г. ссылалась на то, что с ... года она и ее дочь проживают в закрытом военном городке ... в служебном жилом помещении, собственного жилья не имеют, в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, вправе претендовать на участие в жилищной подпрограмме. Олейникова Н.Г. считает оспариваемое решение незаконным, нарушающим ее жилищные права.
Решением Валдайского районного суда Новгородской области от 27 октября 2015 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 января 2016 года решение суда отменено, производство по административному делу прекращено.
В кассационной жалобе Олейникова Н.Г. просит решение суда и апелляционное определение отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2017 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм процессуального права при рассмотрении апелляционной жалобы Олейниковой Н.Г. на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 27 октября 2015 года допущены судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции согласился с доводами административного ответчика о том, что Олейникова Н.Г. не соответствует требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 вышеназванных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Суд апелляционной инстанции, не проверяя решение суда по существу, отменил его и прекратил производство по административному делу, указав на то, что в данном случае имеет место спор о праве, подлежащий разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом суда апелляционной инстанции не согласна.
Как следует из административного иска, Олейникова Н.Г. оспаривает решение отделения в Псковской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, принятое в порядке реализации властных полномочий, считая, что нарушено ее право на обеспечение жильем.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предоставляется лицу, полагающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов (часть 1 статьи 218 данного Кодекса).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 года N 2050 был утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 3 указанного Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы было предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по территориальному принципу подают (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) в уполномоченный Министром обороны Российской Федерации орган либо в специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением документов, установленных подпунктом "а" пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа осуществляет проверку представленных документов и не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления принимает решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы (пункт 4 этого же Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы).
Из материалов административного дела не следует, что отделением в Псковской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принималось решение о предоставлении Олейниковой Н.Г. жилого помещения, то есть право на определенное жилое помещение у Олейниковой Н.Г. не возникало. Сведений, подтверждающих наличие спора о праве между административным истцом и другими лицами, обладающими аналогичным объемом прав и обязанностей, в административном деле не имеется.
Следовательно, Олейникова Н.Г., обращаясь к административному ответчику, реализовала право, предоставленное федеральным законодателем, который одновременно возложил на государственные органы обязанность принять соответствующее решение, то есть требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера.
Таким образом, избранный Олейниковой Н.Г. способ защиты нарушенного, по ее мнению, права является правильным, заявленные требования ошибочно расценены судом апелляционной инстанции как спор о праве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 января 2016 года нельзя признать законным.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установив, что допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие судом апелляционной инстанции незаконного судебного акта, без отмены которого невозможно восстановление и защита прав и законных интересов Олейниковой Н.Г., считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 января 2016 года и направить административное дело по апелляционной жалобе Олейниковой Н.Г. на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 27 октября 2015 года на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 января 2016 года отменить и направить административное дело по апелляционной жалобе Олейниковой Н.Г. на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 27 октября 2015 года на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в ином составе судей.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2017 г. N 84-КГ17-1
Текст определения официально опубликован не был