Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2017 г. N 51-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Каширской Г.Н. и Каширской С.К.
на решение Алтайского краевого суда от 14 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении их административного иска об оспаривании в части решения Заринского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 22 декабря 2015 года N 52 "Об утверждении соглашений на передачу осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Заринского района администрацией Заринского района Алтайского края администрациям сельсоветов Заринского района" и решения Собрания депутатов Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края от 23 декабря 2015 года N 18 "Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Заринского района Алтайского края и администрацией Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
22 декабря 2015 года Заринским районным Советом народных депутатов Алтайского края принято решение N 52 "Об утверждении соглашений на передачу осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Заринского района администрацией Заринского района Алтайского края администрациям сельсоветов Заринского района".
23 декабря 2015 года Собранием депутатов Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края принято решение N 18 "Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Заринского района Алтайского края и администрацией Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края".
Согласно утверждённому соглашению на срок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года администрации Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края переданы следующие полномочия по решению вопросов местного значения Заринского муниципального района Алтайского края: 1) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; 2) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 4) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; 5) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; 6) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 7) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; 8) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Каширская Г.Н. и Каширская С.К. обратились в суд с административным иском о признании недействующими названных выше решений в части передачи полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения населения, ссылаясь на их несоответствие положениям статей 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статей 6, 6.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Полагали, что перераспределение отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и сельских поселений, входящих в состав этого муниципального района, возможно лишь на основании закона субъекта Российской Федерации, который в Алтайском крае не принимался. Произвольное перераспределение отдельных полномочий привело, по мнению административных истцов, к бездействию органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и к нарушению их права на обеспечение теплом жилого помещения.
Решением Алтайского краевого суда от 14 ноября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Каширская Г.Н. и Каширская С.К. просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в административном деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного заключения прокурора Генеральной прокуратуры Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно определению, приведенному в статье 2 этого Федерального закона, вопросы местного значения представляют собой вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции верно исходил из того, что компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям сельского поселения.
В силу частей 3 и 4 статьи 14 указанного Федерального закона законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Судом первой инстанции установлено, что в составе муниципального образования Заринский район Алтайского края находится Новодраченинский сельсовет со статусом сельского поселения. Устав Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края, определяя в статье 3 перечень вопросов местного значения сельского поселения, не относит к числу таковых организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Закон Алтайского края о закреплении этих вопросов за Новодраченинским сельсоветом Заринского района не издавался.
Соответственно, как верно установил суд первой инстанции, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является вопросом местного значения Заринского района Алтайского края.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Во исполнение приведенного нормативного положения Заринским районным Советом народных депутатов Алтайского края и Собранием депутатов Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края приняты решения, которыми утверждено соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Заринского района Алтайского края и администрацией Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что названные решения приняты Заринским районным Советом народных депутатов Алтайского края и Собранием депутатов Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к порядку принятия нормативного правового акта и введения его в действие.
По данным обстоятельствам решения представительных органов местного самоуправления административные истцы не оспаривают.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, решения Заринского районного Совета народных депутатов Алтайского края и Собрания депутатов Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского в оспариваемой части не противоречат.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.
Согласно абзацу третьему части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Проанализировав содержание соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Заринского района Алтайского края и администрацией Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края, суд первой инстанции обоснованно установил, что оно заключено на определенный срок, содержит положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, порядок определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривает финансовые санкции за неисполнение соглашения, в связи с чем, сделал правильный вывод о соответствии решений об утверждении этого соглашения требованиям, приведенным в части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Одновременно с этим судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы о том, что передача полномочий между муниципальными образованиями различного уровня возможна исключительно на основании закона субъекта Российской Федерации. Часть 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на которую ссылаются административные истцы, устанавливает возможность закрепления за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения городских поселений на основании законов субъекта Российской Федерации и принятых в соответствии с ними устава муниципального района и уставов сельских поселений. В таком случае, полномочия по решению таких вопросов переходят к компетенции сельских поселений за счет их собственных средств.
В случае перераспределения вопросов местного значения путем заключения соглашения между муниципальными образованиями различного уровня их правовая природа не меняется, поскольку они передаются на определенный срок и при условии определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Изменяются лишь органы, которые после перераспределения полномочий должны их выполнять.
Доводы административных истцов о допущенном бездействии органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения могут свидетельствовать о неисполнении соглашения, утвержденного оспариваемыми решениями, что не входит в предмет проверки по настоящему административному делу и на выводы суда первой инстанции об их соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не влияют.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Приведенное полномочие по своему содержанию не является тождественным тому, которое передано в соответствии с утвержденным соглашением о перераспределении полномочий. В силу изложенного утверждение административных истцов о противоречии оспариваемых решений статье 6 Федерального закона "О теплоснабжении" подлежит отклонению, как основанное на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Каширской Г.Н. и Каширской С.К., не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 14 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каширской Г.Н. и Каширской С.К. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2017 г. N 51-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был