Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 мая 2017 г. N 03-07-13/1/33118
Вопрос: Белорусская организация для осуществления коммерческой деятельности на территории Российской Федерации создает в Российской Федерации филиал с аккредитацией его в установленном порядке.
Филиал как налогоплательщик становится на учет в российском налоговом органе с присвоением ему ИНН. После аккредитации филиал приобретает на территории Российской Федерации транспортные средства, а также часть транспортных средств передает филиалу головная белорусская организация. Приобретенные и полученные от головной организации транспортные средства будут учитываться на балансе филиала.
Находящиеся на территории Российской Федерации транспортные средства филиал предоставляет в аренду российским организациям.
В рассматриваемой ситуации договоры аренды транспортных средств де-юре заключаются между российскими организациями и белорусской организацией в лице ее филиала (руководителя филиала, действующего на основании доверенности, ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС), участниками которого являются в том числе Российская Федерация и Республика Беларусь.
Из содержания пункта 2 статьи 72 Договора о ЕАЭС следует, что при реализации услуг по аренде транспортных средств между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС взимание косвенных налогов, в том числе НДС, осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся Приложением N 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол).
Согласно пунктам 1, 2, 28 и 29 Протокола взимание НДС при оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации услуг. При этом местом реализации услуг по предоставлению в аренду транспортных средств, оказываемых налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства (подпункт 5 пункта 29 Протокола).
Под термином "налогоплательщик (плательщик)" в Протоколе понимается налогоплательщик (плательщик) налогов, сборов и пошлин государств-членов.
По законодательству Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются в том числе организации (статья 143 НК Российской Федерации). Согласно пункту 2 статьи 11 НК Российской Федерации к организациям относятся и филиалы иностранных юридических лиц, созданные на территории Российской Федерации.
Одновременно по законодательству Республики Беларусь о налогах и сборах налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются белорусские организации (статьи 13, 90 НК Республики Беларусь).
Таким образом, как мы понимаем, белорусская организация признается налогоплательщиком в Республике Беларусь, а филиал данной организации - налогоплательщиком в Российской Федерации. Поскольку де-юре сторонами договора аренды являются российская организация и белорусская организация, необходимо определить, где подлежит уплате НДС при сдаче филиалом белорусской организации транспортных средств в аренду: в Российской Федерации или в Республике Беларусь.
Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить:
1) подлежит ли уплате в бюджет Российской Федерации НДС в отношении услуг по сдаче филиалом белорусской организации в аренду российским организациям транспортных средств, учитываемых на балансе указанного филиала?
2) облагается ли НДС в Российской Федерации ввоз филиалом белорусской организации транспортных средств в Российскую Федерацию из Республики Беларусь при передаче их в пределах одного собственника (от белорусской организации своему филиалу в Российской Федерации)?
Если облагается, вправе ли филиал принять уплаченный НДС к вычету при исчислении НДС по реализации работ, услуг в Российской Федерации?
Ответ: В связи письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при оказании филиалом белорусской организации, созданным на территории Российской Федерации и состоящим на налоговом учете в Российской Федерации, услуг по сдаче в аренду транспортных средств, как приобретенных на территории Российской Федерации, так и полученных от белорусской головной организации, сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н, консультационные услуги Минфином России не оказываются.
Одновременно сообщаем, в соответствии с пунктом 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. При этом с учетом положений пункта 2 статьи 11 Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
Таким образом, операции по оказанию филиалом белорусской организации, созданным на территории Российской Федерации и состоящим на налоговом учете в Российской Федерации, услуг по сдаче в аренду транспортных средств, как приобретенных на территории Российской Федерации, так и полученных от головной организации, облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации в общеустановленном порядке.
Что касается ввоза данным филиалом белорусской организации транспортных средств в Российскую Федерацию из Республики Беларусь при передаче их в пределах одного юридического лица, то согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года при импорте на территорию государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) с территории другого государства - члена ЕАЭС товаров, импорт которых на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица, косвенные налоги не взимаются.
Учитывая изложенное, при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь транспортных средств, передаваемых белорусской головной организацией своему российскому филиалу, налог на добавленную стоимость не уплачивается.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Филиал белорусской организации, созданный на территории России и состоящий здесь на налоговом учете, сдает в аренду российским организациям транспортные средства. Речь идет как о приобретенных в России, так и полученных от белорусской головной организации т/с.
Сообщается, что при оказании названных услуг филиал уплачивает НДС в бюджет России в общем порядке.
Также разъяснено, что при ввозе из Белоруссии в Россию т/с, передаваемых белорусской головной организацией своему российскому филиалу, НДС не уплачивается.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 мая 2017 г. N 03-07-13/1/33118
Текст письма официально опубликован не был