Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "Группа компаний "Южные районы Волгограда" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Группа компаний "Южные районы Волгограда" оспаривает конституционность следующих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
части 1 статьи 7.23.3, устанавливающей административную ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
части 2 статьи 14.1.3, устанавливающей административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Как следует из представленных материалов, в результате двух проверок, проведенных в разное время Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области, в отношении ООО "Группа компаний "Южные районы Волгограда" было возбуждено два дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.23.3 и частью 2 статьи 14.1.3 КоАП Российской Федерации. За их совершение заявитель был привлечен к административной ответственности постановлениями мирового судьи, оставленными без изменений вышестоящими судами. По каждому делу судами были установлены нарушения разных правовых актов, притом что в одном случае нарушения были выявлены в результате обследования одного многоквартирного дома, а во втором случае - в результате обследования трех многоквартирных домов.
Заявитель просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации. По его мнению, эти положения являются неопределенными, так как позволяют дважды привлекать к административной ответственности за совершение одного и того же административно наказуемого деяния (некачественное жилищно-коммунальное обслуживание, ненадлежащие содержание и ремонт дома), квалифицируя его по усмотрению правоприменителя в качестве различных административных правонарушений.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать гарантированное статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации равенство всех перед законом и вытекающее из него требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (постановления от 13 июля 2010 года N 15-П и от 26 ноября 2012 года N 28-П; определения от 26 апреля 2016 года N 876-О, от 29 сентября 2016 года N 1898-О, от 28 марта 2017 года N 490-О и др.).
Предусмотренное частью 1 статьи 7.23.3 КоАП Российской Федерации правонарушение относится к числу административных правонарушений в области охраны собственности (глава 7), в то время как часть 2 статьи 14.1.3 данного Кодекса обеспечивает охрану правоотношений в области предпринимательской деятельности (глава 14). Имея разный объект охраны, оспариваемые законоположения предусматривают административную ответственность за нарушения различных правовых актов (представленные материалы свидетельствуют о том, что именно из этого исходили суды, разрешая дела заявителя). Поэтому данные законоположения не могут рассматриваться как содержащие неопределенность в указанном заявителем аспекте.
Кроме того, в силу части 5 статьи 4.1 и пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, и в случае наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Таким образом, оспариваемые законоположения ни сами по себе, ни во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Проверка же законности и обоснованности судебных решений, в том числе в части правильности квалификации административно наказуемых деяний, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входит (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, предусматривающие два состава административных правонарушений в сфере управления многоквартирными домами.
Речь идет о нарушении организациями и ИП, которые ведут указанную деятельность на основании договоров, правил ее осуществления.
Второй состав - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
КС РФ отклонил доводы о том, что эти нормы позволяют правоприменителю по своему усмотрению квалифицировать одно и то же деяние (некачественное жилищно-коммунальное обслуживание, ненадлежащие содержание и ремонт дома) в качестве различных правонарушений.
Как пояснил КС РФ, первый упомянутый состав относится к числу правонарушений в области охраны собственности, второй же обеспечивает охрану правоотношений в области предпринимательской деятельности.
Эти составы имеют разный объект охраны. Они предусматривают ответственность за нарушения разных правовых актов. Поэтому нормы не могут рассматриваться как содержащие неопределенность.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 964-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 7.23.3 и частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)