Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 1039273-6 "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении от обложения НДФЛ доходов физических лиц, полученных от реализации бытовой макулатуры)",
внесенный депутатами Государственной Думы А.И. Фокиным, В.В. Терешковой, В.И. Афонским, С.А. Вострецовым, У.М. Умахановым, А.П. Петровым, А.Г. Когогиной, Л.А. Огулем, членом Совета Федерации С.В. Шатировым, а также В.В. Трапезниковым, С.Б. Дорофеевым, Н.В. Герасимовой, В.А. Язевым и Д.Х. Кононенко в период исполнения ими полномочий депутата ГД
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается включить в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), которые получены в связи с реализацией заготовленной ими макулатуры.
В соответствии с пояснительной запиской цель законопроекта - повысить объем сбора и утилизации бумажных отходов, образующихся у физических лиц.
Комитет отмечает высокую значимость законопроекта для реализации основных принципов законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются: 1) максимальное использование исходных сырья и материалов; 2) предотвращение образования отходов; 3) утилизация отходов.
С 1 января 2015 года вступили в силу положения Федерального закона "Об отходах производства и потребления", которые направлены на увеличение объема утилизации отходов потребления в России, большая часть которых представлена бумажными фракциями (до 40%). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 года N 1886-р готовые товары и упаковка, произведенные из бумаги, подлежат обязательной утилизации в соответствии с нормативами утилизации. Кроме этого, с 1 января 2018 года планируется запретить захоронение на полигонах бумаги и картона в соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закон (соответствующий проект распоряжения подготовлен Правительством Российской Федерации).
В этой связи актуальность законопроекта не вызывает сомнений.
В настоящее время доля макулатуры, поступающей от физических лиц, не превышает 3-5% от собираемого объема. Заготовка макулатуры преимущественно обеспечивается за счет сбора "коммерческой макулатуры", образующейся в торговых сетях, офисных центрах и т.п. Такая ситуация обусловлена отсутствием необходимой инфраструктуры по накоплению полезных фракций отходов (бумага, стекло и др.), а также несовершенством налогового администрирования в отношении физических лиц применительно к указанным полезным фракциями.
Так, принимая от физических лиц заготовленную ими макулатуру, организация выплачивает им денежные суммы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются доходами физического лица, облагаемыми НДФЛ (пп. 5 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).
По мнению Комитета, физическое лицо, сдавая макулатуру на утилизацию, не может извлекать прибыль от ее продажи, т.к. приобретенные им ранее товары (журнал, газета, товар в бумажной упаковке) всегда дороже, чем отходы от них. Поэтому, по сути, прибыль от продажи макулатуры не возникает. Скорее это можно отнести к компенсации ранее понесенных затрат.
Кроме этого, в случае, если доход физического лица не превышает 250 тыс.рублей, НК РФ освобождает его от уплаты НДФЛ. При этом физическое лицо обязано представить декларацию о доходах в налоговые органы. С учетом цены макулатуры (4-5 тыс.рублей за 1 тонну) и возможного объема заготовки макулатуры одним гражданином в год, собираемость НДФЛ стремится к нулю. Таким образом, взимание НДФЛ на операции с макулатурой представляется с одной стороны нелогичным, а с другой - не возможным.
Предлагаемые законопроектом изменения налогового законодательства Российской Федерации наравне с другими мерами экономического стимулирования, предусмотренными Федеральным законом, позволят создать условия для формирования утилизационного сектора промышленности, сырьем для которого являются полезные фракции (вторичные материалы).
Комитет также отмечает, что законопроект имеет высокую значимость для повышения экологической культуры граждан и экологического просвещения путем вовлечения граждан, в т.ч. детей и подростков, в сбор макулатуры. Участие граждан в сборе и сдаче макулатуры следует рассматривать в качестве исполнения ими конституционной обязанности по сохранению окружающей среды, закрепленной в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Комитет отмечает, что освобождение физических лиц от уплаты НДФЛ с доходов, полученных от реализации заготовленной ими макулатуры, позволит:
- повысить уровень собираемости макулатуры населением;
- уменьшить объемы захоронения твердых коммунальных отходов и сократить бюджетные расходы на их захоронение;
- получить дополнительный доход малообеспеченным слоям населения.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1039273-6 "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении от обложения НДФЛ доходов физических лиц, полученных от реализации бытовой макулатуры)".
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.