Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 133590-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства",
внесенному членом Совета Федерации А.В. Беляковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в отдельные федеральные законы с целью запрета использования суррогатного материнства в качестве вспомогательной репродуктивной технологии.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в статью 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Исходя из пояснительной записки к законопроекту, мотивацией предлагаемых изменений служат прежде всего вопросы расширения "рынка" суррогатного материнства в России, роста передачи рожденных таким образом детей иностранцам, регулирования отношений по суррогатному материнству гражданским договором, не достаточной урегулированности вопросов наследственного права и так далее. При этом вопросы охраны здоровья суррогатной матери и ребенка и преодоления таким образом нездоровья генетической матери не являются приоритетными, что требует дополнительного обсуждения, поскольку запрет суррогатного материнства как института не может стать основой для "выработки нового, комплексного подхода к институту суррогатного материнства". Проблемы, названные в пояснительной записке, по нашему мнению, следует рассматривать в рамках отраслевого законодательства, например, уголовного права, наследственного права и т.д.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменение в Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", касающееся государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания. Учитывая, что законопроектом полностью исключается часть 5 статьи 16 указанного Федерального закона и при этом не предусмотрен период для введения в действие такого изменения, в случае принятия законопроекта могут быть нарушены права детей, чьи родители до вступления его в силу дали согласие на имплантацию эмбриона суррогатной матери, на регистрацию рождения, а также имущественные права указанных лиц.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.