Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Примеры
В.1 Пример 1 - Оценка методом "дуо-трио" для подтверждения существования различия. Методика сбалансированного эталона
B.1.1 Обоснование
Производитель томатного супа хочет ввести новую и более дорогую рецептуру с низким содержанием соли в расчете на получение рыночного преимущества. Перед передачей его для испытания на потребителях по сравнению со старой формулой компания хочет подтвердить, что эти два продукта возможно различить органолептически. Выбирают испытание методом "дуо-трио" при использовании сбалансированного эталона, поскольку сложный вкус продукта делает важным, чтобы процесс принятия решения испытателем был не осложнен. Начальник производства хочет снизить возможность заключения, что существует различие, если оно не существует. Тем не менее, поскольку старый продукт все еще вполне приемлем, он готов принять более высокий риск пропустить различие, если оно существует.
B.1.2 Задача испытания
Задачей является подтвердить, что новый продукт (В) можно отличить от текущего продукта (А), чтобы обосновать проведение испытания на потребителях.
B.1.3 Количество испытателей
Чтобы предоставить начальнику производства достаточную гарантию в достоверности заключения, что существует различие, специалист по органолептическому анализу предлагает = 0,01. Чтобы сбалансировать порядок представления образцов, аналитик принимает решение о привлечении 36 испытателей.
B.1.4 Проведение испытания
Подготавливают образцы (54 порции продукта А и 54 порции продукта В). Из них 18 образцов продукта А и 18 образцов продукта В отмечены как эталоны. Остальные 36 образцов продукта А и 36 образцов продукта В кодированы уникальными случайными трехзначными цифрами. Затем все образцы разделяют на девять серий, каждая из которых включает четыре набора образцов, как указано ниже. Первая порция в каждом наборе является эталоном, обозначенным A-REF или B-REF в зависимости от ситуации:
A-REF AB B-REF AB
A-REF BA B-REF BA
Каждая из четырех триад представлена девять раз, чтобы охватить 36 испытателей в сбалансированном случайном порядке. Рабочий лист приведен на рисунке В.1. Пример используемого листа протоколов показан на рисунке В.2.
B.1.5 Анализ и интерпретация результатов
Всего 28 испытателей верно идентифицируют образец, совпадающий с эталоном. В таблице А.1 в ряду, соответствующем 36 испытателям, и в колонке, соответствующей = 0,01, специалист по органолептическому анализу видит, что необходимо 26 правильных ответов, чтобы заключить, что существует ощутимое различие при
= 0,01. Следовательно, 28 правильных ответов достаточно, чтобы констатировать ощутимое различие двух продуктов.
Как вариант аналитик может предпочесть вычислить односторонний нижний доверительный интервал на проценте популяции, которая может воспринимать различие между образцами. Вычисления следующие (см. также В.3):
Аналитик может заключить с 99%-ной уверенностью, что не менее 23% популяции может воспринимать различие между образцами.
B.1.6 Протокол и заключения
Аналитик сообщает, что экспертная группа действительно может отличить прототип от текущего продукта (n = 36, х = 28) при уровне значимости 1%. Производственные испытания с применением нового процесса могут перейти к испытаниям на потребителях, как предложено в В.1.2.
Рисунок В.1 - Рабочий лист для примера 1
Рисунок В.2 - Лист протоколов для оценки методом "дуо-трио" при проверке различия для примера 1
В.2 Пример 2 Оценка методом "дуо-трио" для подтверждения сходства двух образцов. Методика постоянного эталона
B.2.1 Обоснование
Компания - производитель безалкогольных напитков хочет убедиться, что предлагаемая новая упаковка не изменяет вкус напитка в такой степени, чтобы потребители могли ощутить разницу. Директор производства знает, что невозможно доказать идентичность двух продуктов, но хочет убедиться, что только малый процент популяции сможет ощутить разницу, если таковая присутствует. С другой стороны, он готов принять достаточно высокую возможность неверного заключения, что продукты отличаются, в то время как они не различаются, поскольку это будет означать продолжение производства в удовлетворительной старой упаковке, возможно модификацию новой, и проведение очередных испытаний.
B.2.2 Задача испытания
Задачей является определить, достаточно ли схож продукт, упакованный и хранящийся в новой упаковке, с продуктом, упакованным и хранящимся в текущей упаковке.
B.2.3 Количество испытателей
Аналитик предлагает использовать оценку методом "дуо-трио" с текущим продуктом в качестве постоянного эталона, поскольку этот продукт хорошо известен испытателям, которым не потребуется времени или усилий для ознакомления с его вкусом. Затем аналитик работает с директором производства, чтобы принять решение об уровнях риска, целесообразных для испытания. Принято решение, что максимально допустимый процент отличительных признаков должен составлять = 30% при уровне риска
= 0,05. Аналитик привлекает к испытанию 52 испытателя.
B.2.4 Проведение испытания
Аналитик использует рабочий лист, показанный на рисунке В.3, и лист протоколов, показанный на рисунке В.4, для проведения испытания. Аналитик подготавливает 104 порции продукта из текущей упаковки (А) и 52 порции продукта из новой упаковки (В), чтобы составить 26 порций каждой из двух возможных триад: A-REF АВ и A-REF ВА.
B.2.5 Анализ и интерпретация результатов
Один испытатель не смог присутствовать на испытании. Из 51 присутствовавших испытателей 25 правильно идентифицировали образец, отличающийся от эталона в испытании. С помощью таблицы А.2 аналитик видит, что графа для n = 51 отсутствует. Таким образом, аналитик использует уравнение в примечании 1 к таблице А.2, чтобы определить, возможно ли заключить, что два образца схожи. Аналитик получает ре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.