Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 1103566-6 "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере минимального размера оплаты труда", внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Шериным, В.В. Сысоевым, И.Н. Абрамовым, а также К.С. Субботиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Законопроектом предлагается установить ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 14 лет в размере минимального размера оплаты труда лицам, осуществляющим уход за ребенком.
Предполагается, что выплаты будут осуществляться исходя из количества детей в возрасте до 14 лет в семье вне зависимости от состава семьи, дохода семьи и оснований возникновения обязанности по уходу за ребёнком и его воспитанию.
Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является усиление социальной поддержки семей с детьми.
В целом идея проекта заслуживает внимания, так как имеет явно выраженную социальную направленность.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Таким образом, применение минимального размера оплаты труда для других целей, в том числе для выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 14 лет, не допускается.
Необходимо отметить, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Подобная норма закреплена в статье 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", в которой говорится, что размер, порядок назначения, индексация и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты, в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация закона повлечет дополнительные расходы федерального бюджета.
Также необходимо отметить, что положения проекта не согласуются с требованиями пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Данный проект федерального закона соответствующих положений не содержит.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию рассматриваемого проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.