Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 75674-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления порядка участия лица, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, в уголовном деле в отношении соучастников преступления"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 75674-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления порядка участия лица, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, в уголовном деле в отношении соучастников преступления", внесенный Правительством Российской Федерации.
Названный законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2016 г. N 17-П, которым взаимосвязанные положения частей второй и восьмой статьи 56, части второй статьи 278 и главы 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации соответствующие изменения. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 56.1, предусматривающей правовой статус лица, отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, а также установить в новой статьей 281.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации особенности проведения допроса указанного лица по уголовному делу в отношении соучастников преступления и оглашения ранее данных им показаний. Кроме того, законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в статьи 113, 164, 264, 287, 288 и 389.13 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем представляется необходимым отметить, что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 июля 2016 г. N 17-П, внесению в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации подлежат изменения, касающиеся участия лица по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, в судебном разбирательстве по другому уголовному делу в целях дачи показаний в отношении лиц, обвиняемых в том же преступлении в соучастии с ним. Однако законопроектом предусмотрено внесение более значительных изменений, предусматривающих появление нового участника уголовного судопроизводства и определение его статуса как в досудебном, так и в судебном производстве.
К тому же правовой статус лица, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, предлагается установить в главе 8 "Иные участники уголовного судопроизводства" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При этом глава 8 данного Кодекса предусматривает правовой статус участников уголовного судопроизводства, не выполняющих основные процессуальные функции - разрешения дела, обвинения и защиты и не имеющих в нем процессуального интереса в исходе уголовного дела, а лишь содействующих уголовному судопроизводству
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении отметил, что лицо по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, сохраняет процессуальный интерес в исходе уголовного дела, в рамках которого было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, поскольку предъявленное ему обвинение непосредственно связано с обвинением, предъявленным лицу, считающемуся его соучастником и являющемуся подсудимым по основному делу. Следовательно, сообщаемые таким лицом сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению, не только касаются подсудимых по основному уголовному делу, но определенным образом затрагивают и его процессуальные интересы.
Таким образом, проектные положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающие правовой статус лица, отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, требуют уточнения.
Что касается определения порядка допроса обвиняемого, осужденного, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, в судебном разбирательстве по уголовному делу в отношении соучастников преступления, то в соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2016 г. N 17-П, обвиняемый по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, при производстве допроса в судебном заседании по основному уголовному делу в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления в соучастии с ним, приобретает в процессе по основному делу особый статус, который не может быть соотнесен в полной мере ни с правовым положением свидетеля, ни с правовым положением подсудимого. Соответственно, процессуальный статус такого лица в случае привлечения его для дачи показаний в судебном разбирательстве по основному уголовному делу требует интерпретации в контексте гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина не одним лишь формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, но и фактическим положением данного лица, которое дает показания, не будучи по этому делу ни подсудимым, ни свидетелем.
Из этого можно сделать вывод, что лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления в соучастии с другими лицами, вправе пользоваться равными с ними возможностями и гарантиями по осуществлению права на защиту, независимо о того, осуществляется ли уголовно-процессуальная деятельность в рамках одного или нескольких уголовных дел, выделенных в отдельное производство.
Следовательно, при допросе обвиняемого, осужденного, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, в судебном разбирательстве по уголовному делу в отношении соучастников преступления должны быть соблюдены требования по осуществлению его права на защиту, в том числе права на обеспечение его защитником, права допрашивать показывающих против в него лиц, права отказаться отвечать на вопросы, выходящие за рамки досудебного соглашения о сотрудничестве, и т.п.
Таким образом, по мнению Комитета, проектную статьей 281.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации необходимо дополнить соответствующими положениями.
Высказанные выше замечания можно учесть при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе названный проект федерального закона принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.