Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи регионального модельного центра дополнительного образования детей, содержат описание механизмов его создания и функционирования.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с контрольной точкой 2.6 паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образования для детей", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
I. Общие положения
1.1. Определение
Региональный модельный центр дополнительного образования детей (далее - Региональный модельный центр) - образовательная организация или организация, осуществляющая обучение, расположенная на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющая организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей на территории субъекта Российской Федерации.
На период реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образования для детей" (далее - Приоритетный проект) Региональный модельный центр осуществляет функции исполнителя и (или) регионального проектного офиса по мероприятиям Приоритетного проекта, в том числе функции по обеспечению - (взаимодействия между участниками Приоритетного проекта в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также ресурсного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающего согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).
1.2. Цель деятельности Регионального модельного центра:
Создание условий для обеспечения в субъекте Российской Федерации эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
1.3. Задачи Регионального модельного центра:
осуществление организационной, методической, нормативно-правовой, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей;
выявление, формирование и распространение лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей;
выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала соответствующего субъекта Российской Федерации в системе дополнительного образования детей;
формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ;
обеспечение развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей на территории субъекта Российской Федерации;
обеспечение функционирования общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации, в том числе содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов навигатора;
развитие системы управления в сфере дополнительного образования детей с применением современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности региона, с использованием механизмов независимой оценки;
организационное, методическое и аналитическое сопровождение работы муниципальных (опорных) центров дополнительного образования;
организационно-техническое и методическое сопровождение внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации;
создание условий и механизмов для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей на территории субъекта Российской Федерации.
II. Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования Регионального модельного центра
2.1. Создание Регионального модельного центра производится правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании Регионального модельного центра.
2.1.1. Правовой акт высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании Регионального модельного центра утверждает:
- положение о деятельности Регионального модельного центра;
- руководителя Регионального модельного центра и (или) порядок назначения руководителя Регионального модельного центра;
- порядок решения вопросов материально-технического и имущественного характера в отношении Регионального модельного центра;
- функции Регионального модельного центра по обеспечению реализации на территории субъекта Российской Федерации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей";
- план мероприятий по созданию и функционированию Регионального модельного центра;
- план деятельности Регионального модельного центра по реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" в очередном году и плановом двухлетнем периоде;
- орган (органы) исполнительной власти субъекта Российской Федерации - координатора Регионального модельного центра.
2.1.2. Положение о деятельности Регионального модельного центра:
- определяет цели и задачи Регионального модельного центра в субъекте Российской Федерации;
- определяет основные направления деятельности Регионального модельного центра;
- определяет структуру Регионального модельного центра, в том числе органы управления Региональным модельным центром;
- отражает предмет, виды и формы деятельности Регионального модельного центра;
- регулирует сферу ответственности Регионального модельного центра и порядок взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления за соответствие применяемых форм, методов и средств организации своей деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- регулирует иные вопросы деятельности Регионального модельного центра.
2.2. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если функции Регионального модельного центра осуществляет государственная организация, и органами местного самоуправления в случае, если функции Регионального модельного центра осуществляет муниципальная организация.
2.3. План первоочередных мероприятий по созданию и функционированию Регионального модельного центра представлен в Приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
III. Функции Регионального модельного центра
3.1. Выполняет функции организационно-методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающей согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ для детей различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).
3.2. Содействует распространению лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей, в том числе:
- проводит выявление и анализ лучших практик в субъекте Российской Федерации;
- предоставляет информацию о выявленных лучших практиках в федеральный ресурсный центр, способствует их продвижению в других субъектах Российской Федерации;
- осуществляет внедрение лучших практик, выявленных в субъекте Российской Федерации, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;
3.3. Обеспечивает апробацию и внедрение в организациях дополнительного образования детей разноуровневых программ, обеспечивающих получение детьми навыков и умений ознакомительного, базового и углубленного уровней;
3.4. Создает, апробирует и внедряет модели обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности, в том числе:
- оказывает организационно-методическую поддержку по реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях, находящихся в сельской местности;
3.5. Обеспечивает взаимодействие между участниками Приоритетного проекта в субъекте Российской Федерации, в том числе реализует программы сотрудничества между различными организациями на уровне органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции учредителя Регионального модельного центра, в том числе осуществляет организационно-техническое сопровождение реализации обязательств органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках соглашений о сотрудничестве в сфере дополнительного образования детей;
3.6. Содействует качественному развитию организаций дополнительного образования детей, в том числе:
- проводит оценку существующих рисков управленческого, материально-технического, кадрового и методического несоответствия организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, современным требованиям системы дополнительного образования детей в Российской Федерации;
- оказывает методическую, информационную и организационную помощь организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы;
3.7. Стимулирует использование сетевой формы реализации программ дополнительного образования, в том числе:
- разрабатывает "типовые" программы, содержащие механизмы выявления и внедрения лучших практик сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования детей;
- содействует привлечению образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, учреждений культуры и спорта к реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- разрабатывает предложения по созданию системы льгот и преференций на региональном уровне для развития сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования детей;
3.8. Содействует проведению "летних школ", профильных смен по различным направленностям дополнительного образования детей, в том числе:
- разрабатывает образовательные программы для организаций летнего отдыха и проведения заочных школ;
- оказывает организационно-методическую поддержку по реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях летнего отдыха и проведения заочных школ;
3.9. Обеспечивает реализацию мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и педагогов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, наставников проектных детских команд, а также:
- разрабатывает и утверждает программы краткосрочных стажировок руководителей и педагогов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
- проводит анализ потребности муниципалитетов и субъекта Российской Федерации в кадрах системы дополнительного образования детей;
3.10. Обеспечивает реализацию мероприятий по информированию и просвещению родителей в области дополнительного образования детей;
3.11. Организует стажировки руководителей и специалистов Регионального модельного центра, а также руководителей и педагогов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в региональные модельные центры других субъектов Российской Федерации и (или) в федеральные ресурсные центры;
3.12. Обеспечивает информационное сопровождение мероприятий для детей и молодежи в соответствующем субъекте Российской Федерации, в том числе:
- формирует медиаплан и проводит мероприятия по освещению деятельности Регионального модельного центра;
- обеспечивает широкое вовлечение детей, в том числе детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в конкурсные и иные мероприятия для обучающихся в системе дополнительного образования детей;
- обеспечивает ведение публичного перечня мероприятий для детей и молодежи в соответствующем субъекте Российской Федерации;
3.13. Формирует информационно-телекоммуникационный контур системы дополнительного образования детей в соответствующем субъекте Российской Федерации, включающий:
- содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей,
- создание и поддержку функционирования информационного портала Регионального модельного центра;
- проведение дистанционного обучения для детей и родителей с использованием информационного портала Регионального модельного центра;
- проведение информационной кампании по продвижению мероприятий в системе дополнительного образования детей через информационный портал Регионального модельного центра;
- создание и поддержку методического блока на базе информационного портала Регионального модельного центра;
3.14. Ведет работу совместно с профильными организациями по поддержке и сопровождению одаренных детей;
3.15. Готовит предложения по совершенствованию нормативно-правовых, финансовых, организационных механизмов на уровне муниципалитетов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе:
- проводит анализ нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации;
- проводит анализ правоприменительной практики в сфере дополнительного образования детей в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- на основе лучших региональных практик готовит предложения по внесению изменений в муниципальные и региональные нормативные правовые акты в целях реализации современной региональной системы дополнительного образования детей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Рекомендации по структурной организации системы дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации
Региональный модельный центр является ядром системы дополнительного образования детей субъекта Российской Федерации.
Также в субъекте Российской Федерации могут быть определены (утверждены) базовые организации по одной или нескольким направленностям дополнительного образования детей - т.е. организации, обеспечивающие комплексное обновление содержания дополнительного образования в соответствующей направленности и (или) реализацией лучших практик в указанной направленности.
Региональный модельный центр обеспечивает эффективное взаимодействие с базовыми организациями (при их наличии), федеральными ресурсными центрами, а также с муниципальными (опорными) центрами дополнительного образования и организаций, участвующих в дополнительном образовании детей, а также центров по выявлению и сопровождению одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, через оказание ресурсной, учебно-методической, организационной, экспертно-консультационной поддержки. Муниципальные (опорные) центры реализуют дополнительные общеобразовательные программы и координируют деятельность и оказывают методическую поддержку организациям, осуществляющим обучение в сфере дополнительного образования детей в соответствующих муниципалитетах.
Заместитель Министра образования и науки |
В.Ш. Каганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены методические рекомендации по созданию Регионального модельного центра дополнительного образования детей как исполнителя приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей".
Цель - реализация в регионах вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей.
Определены задачи и функции Центра. В частности, Центр создает, апробирует и внедряет модели обеспечения равного доступа к дополнительным программам, в том числе, детям из сельской местности; содействует проведению "летних школ", профильных смен по различным направленностям; разрабатывает и утверждает программы краткосрочных стажировок руководителей и педагогов; обеспечивает ведение публичного перечня мероприятий для детей и молодежи в соответствующем регионе; создание и поддержку информпортала Центра.
В регионах могут быть определены (утверждены) базовые организации по одной или нескольким направленностям дополнительного образования детей.
Методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей (утв. Министерством образования и науки РФ 31 марта 2017 г. N ВК-61/09)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Вестник образования России", июнь 2017 г., N 11, в журнале "Администратор образования", июль 2017 г., N 13, в журнале "Вестник образования", сентябрь 2017 г., N 17